ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Не убоишися от страха?

Татьяна Федорова :: 12 марта 2009

Не раз и не два в различных интернет-дискуссиях доводилось мне слышать такую фразу: "Вот, мол, люди внешние сами Бога не ищут и не хотят искать, а просто прикрываются грехами, чтобы оправдать свою духовную лень". Да и, что греха таить, лет пятнадцать назад мне самой случалось в свое оправдание кивать на дальнего родича – дескать, раз он, всячески подчеркивая свою религиозность, живет так неправедно, грешит тем, сем, пятым и десятым, то он меня как раз от храма-то и отталкивает. Поэтому буду-ка я "вдушеверкой", так всяко лучше, чем в одной церкви с этими... И потребовалось много-много лет очень непростого собственного опыта, чтобы понять, насколько слепа я была тогда в своем максимализме, хотя и родич тоже был далеко не ангел небесный и многие его поступки с христианством действительно никоим образом не совмещались.

Однако, сдается мне, на самом деле за этой отговоркой про соблазны скрыты как минимум три разные ситуации.

Во-первых и в главных, боюсь, если не у всех, то у очень многих из нас в "послужном списке" имеется немало людей, кого мы действительно так или иначе от церкви оттолкнули, порой сами того не подозревая. Мне до сих пор совестно за свой неофитский ригоризм, когда я пыталась буквально силой притащить в церковь кое-кого из подруг. Боюсь, в том, что они так до сих пор продолжают оставаться "с Богом в душе", есть и моя немалая "заслуга".

Во-вторых, безусловно, существует множество людей, вполне комфортно устроившихся в земной жизни и горнее воспринимающих исключительно как помеху своему удобству и привычному существованию. И они, естественно, будут использовать любую зацепку и любой предлог, лишь бы ничего не менять в устоявшемся мирке.

Но есть и третья категория людей, причем, как я недавно поняла, очень многочисленная. Это те, кого (неважно, их самих или кого-то из родных) в буквальном смысле убило, парализовало страхом. Нам сейчас очень трудно представить себе ситуацию, в которой жили поколения, родившиеся до или сразу после Великой Отечественной. А ведь это был даже не страх – ужас. И то, как он разъедал души, я хоть в малой степени, но смогла ощутить, лишь прочтя лагерные рассказы Варлама Шаламова, Валерия Фрида и многих других, прошедших сталинские тюрьмы и лагеря.

Страх этот был многолик, и одной из существеннейших его черт была паническая, до ужаса, боязнь оказаться хоть в чем-то виноватым. Вина неминуемо означала гибель или, как минимум, тяжкие мучения. Причем виной могло оказаться буквально всё, что угодно. В свое время отец рассказывал мне, что одним из самых жутких воспоминаний детства, связанных вот именно с этим ощущением вины, беспомощности, невозможности что-либо исправить и ожиданием расправы не только над ним, но и над родителями, была ситуация, на которую мы бы сейчас просто не обратили внимания. А дело было в том, что ему перед ноябрьской демонстрацией дали подержать красный флажок отряда, а мальчишки начали толкаться, задели отца и, в итоге, флажок упал в грязь. Отец – одиннадцатилетний мальчишка – был абсолютно уверен, что дело кончится арестом родителей и ужас, который он испытал от того, что сломал жизнь всей семье, он не забыл до сих пор. К счастью, всё обошлось, учительница сумела не допустить раздувания дела, но мальчишке устроили публичную выволочку, заклеймив позором на глазах сотен детей, у его матери – сотрудницы горкома партии – тоже были какие-то осложнения. И главный вывод, который отец сделал на всю жизнь, – ВИНОВАТЫМ БЫТЬ НЕЛЬЗЯ, это опасно. При малейшей возможности необходимо отпираться, сваливая ответственность за любое событие, даже то, в котором реально виноват, на кого угодно. Потому что чувство вины столь велико и страшно, что просто не совместимо с жизнью...

Полагаю, мы никогда не получим масштабных исследований того, как годы революционного и сталинского террора повлияли в целом на душевное здоровье наших соотечественников. Но даже то, что я вижу у многих своих родственников и знакомых, с чем встречаюсь в интернет-дискуссиях и в литературе, говорит о том, что потери – массовые, что нация заражена страхом как СПИДом. И самое грустное то, что этот страх передается из поколения в поколение уже просто как иррациональная боязнь оказаться в чем-то неправым, при том, что первопричина давно забыта. И даже если ошибка совершена, основной инстинкт у такого человека – как можно надежнее укрыть ее от чьих-либо глаз, порой даже от своих собственных, пользуясь известной детской фразой "это не я, это не со мной происходит".

Честно скажу, я не представляю, как может и должна быть построена проповедь, обращенная к подобным людям. Какими силами помочь им преодолеть свой страх, показать, что Господь – вовсе не гневный и непрощающий мститель, а милующий и прощающий Отец, способный принять, ободрить и обогреть искренне кающееся в своих прегрешениях дитя. И как донести идею покаяния, самоосуждения, признания своих ошибок и грехов при "постороннем" свидетеле до вот такого – ушибленного страхом – человека? Уверяю вас, эта задача – из труднейших, порой годы уходят на то, чтобы человек всерьез поверил, что ему на самом деле на исповеди ничто не угрожает.

И, опять-таки, в силу невозможности признать свои ошибки и слабости, человеку свойственно переносить фокус с себя на другого человека. "Не я не могу пока справиться со своими внутренними сложностями, а он соблазняет меня своим поведением". А ведь нас всех Господь посылает друг другу в помощь, для поддержки и укрепления. И как жаль, что мы подчас, вместо помощи, действительно вредим...

Но одно я знаю точно – нельзя огульно считать не ищущими Бога всех тех, кто пока не в силах преодолеть эти свои глубинные, порой не оформляющиеся в слова, сложности и проблемы Я очень хорошо помню, как билась с этими вопросами моя мама. Недолюбленный и запуганный с детства ребенок, при всех своих попытках пробиться к верующим – ко мне и к бабушке – она так и не смогла преодолеть свой страх и недоверие к родителям, и, в итоге, к Тому, в Ком в наивысшей степени воплотилось Отцовство. Не имея опыта прощения своими родителями, она просто не могла вместить идею Божественного прощения. Но и осознать, откуда идут ее проблемы, она тоже не могла, мысль о возможной собственной неправоте вгоняла ее в панику и лишала способности здраво анализировать свои слова и поступки. Вот и шли в ход совершенно детские оправдания, что (когда мама в кои-то веки оказалась в церкви на отпевании родственника) ботинки у батюшки слишком модные, и вообще, почему он ездит на Жигуле последней модели? Это смущает людей!

Сказать, что она не искала Бога, я не могу, хотя на внешний, посторонний взгляд, наверняка это выглядело именно как безразличие к вере. Слишком много нюансов я сама стала понимать тогда, когда было уже слишком поздно что-то изменить. Сказать, что Господь ее не пытался привлечь – тем более нельзя. Так, как Он ее вел к Себе, вообще мало кого ведут: и скорбями, и чудесами самыми настоящими. Но силенок у нее было маловато... А от меня, как я сейчас уже понимаю, подмоги не было никакой, особенно в этих вопросах. И мне есть много за что себя упрекнуть и в чем покаяться из-за того, что я не помогла в свое время маме в ее поисках...

Так что жизнь, она намного сложнее, на самом деле. И за отговоркой про соблазн от чужого неправедного поведения может стоять очень много действительно трудно преодолимых сложностей.

И напоследок скажу несколько слов про себя. Уже будучи постоянной прихожанкой, исповедующейся и причащающейся по меньшей мере дважды в месяц на протяжении нескольких лет, т.е. не совсем уж зеленым неофитом, я научилась молиться Богородице только после пяти лет церковной жизни. А до того между мной и Ней стоял мой страх и недоверие к женщинам, в первую очередь – к матери, возникший в результате очень тяжелого и травматичного детства.

Я искала полноценной веры, я хотела жить всей полнотой церковной жизни, но мне действительно очень мешали конкретные поступки вполне определенного человека. И только когда я смогла преодолеть это травматичный опыт, то научилась, наконец, молиться Богородице, а не бояться и не избегать Ее...

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама