Не раз и не два в различных интернет-дискуссиях доводилось мне слышать такую фразу: "Вот, мол, люди внешние сами Бога не ищут и не хотят искать, а просто прикрываются грехами, чтобы оправдать свою духовную лень". Да и, что греха таить, лет пятнадцать назад мне самой случалось в свое оправдание кивать на дальнего родича – дескать, раз он, всячески подчеркивая свою религиозность, живет так неправедно, грешит тем, сем, пятым и десятым, то он меня как раз от храма-то и отталкивает. Поэтому буду-ка я "вдушеверкой", так всяко лучше, чем в одной церкви с этими... И потребовалось много-много лет очень непростого собственного опыта, чтобы понять, насколько слепа я была тогда в своем максимализме, хотя и родич тоже был далеко не ангел небесный и многие его поступки с христианством действительно никоим образом не совмещались.
Однако, сдается мне, на самом деле за этой отговоркой про соблазны скрыты как минимум три разные ситуации.
Во-первых и в главных, боюсь, если не у всех, то у очень многих из нас в "послужном списке" имеется немало людей, кого мы действительно так или иначе от церкви оттолкнули, порой сами того не подозревая. Мне до сих пор совестно за свой неофитский ригоризм, когда я пыталась буквально силой притащить в церковь кое-кого из подруг. Боюсь, в том, что они так до сих пор продолжают оставаться "с Богом в душе", есть и моя немалая "заслуга".
Во-вторых, безусловно, существует множество людей, вполне комфортно устроившихся в земной жизни и горнее воспринимающих исключительно как помеху своему удобству и привычному существованию. И они, естественно, будут использовать любую зацепку и любой предлог, лишь бы ничего не менять в устоявшемся мирке.
Но есть и третья категория людей, причем, как я недавно поняла, очень многочисленная. Это те, кого (неважно, их самих или кого-то из родных) в буквальном смысле убило, парализовало страхом. Нам сейчас очень трудно представить себе ситуацию, в которой жили поколения, родившиеся до или сразу после Великой Отечественной. А ведь это был даже не страх – ужас. И то, как он разъедал души, я хоть в малой степени, но смогла ощутить, лишь прочтя лагерные рассказы Варлама Шаламова, Валерия Фрида и многих других, прошедших сталинские тюрьмы и лагеря.
Страх этот был многолик, и одной из существеннейших его черт была паническая, до ужаса, боязнь оказаться хоть в чем-то виноватым. Вина неминуемо означала гибель или, как минимум, тяжкие мучения. Причем виной могло оказаться буквально всё, что угодно. В свое время отец рассказывал мне, что одним из самых жутких воспоминаний детства, связанных вот именно с этим ощущением вины, беспомощности, невозможности что-либо исправить и ожиданием расправы не только над ним, но и над родителями, была ситуация, на которую мы бы сейчас просто не обратили внимания. А дело было в том, что ему перед ноябрьской демонстрацией дали подержать красный флажок отряда, а мальчишки начали толкаться, задели отца и, в итоге, флажок упал в грязь. Отец – одиннадцатилетний мальчишка – был абсолютно уверен, что дело кончится арестом родителей и ужас, который он испытал от того, что сломал жизнь всей семье, он не забыл до сих пор. К счастью, всё обошлось, учительница сумела не допустить раздувания дела, но мальчишке устроили публичную выволочку, заклеймив позором на глазах сотен детей, у его матери – сотрудницы горкома партии – тоже были какие-то осложнения. И главный вывод, который отец сделал на всю жизнь, ВИНОВАТЫМ БЫТЬ НЕЛЬЗЯ, это опасно. При малейшей возможности необходимо отпираться, сваливая ответственность за любое событие, даже то, в котором реально виноват, на кого угодно. Потому что чувство вины столь велико и страшно, что просто не совместимо с жизнью...
Полагаю, мы никогда не получим масштабных исследований того, как годы революционного и сталинского террора повлияли в целом на душевное здоровье наших соотечественников. Но даже то, что я вижу у многих своих родственников и знакомых, с чем встречаюсь в интернет-дискуссиях и в литературе, говорит о том, что потери – массовые, что нация заражена страхом как СПИДом. И самое грустное то, что этот страх передается из поколения в поколение уже просто как иррациональная боязнь оказаться в чем-то неправым, при том, что первопричина давно забыта. И даже если ошибка совершена, основной инстинкт у такого человека – как можно надежнее укрыть ее от чьих-либо глаз, порой даже от своих собственных, пользуясь известной детской фразой "это не я, это не со мной происходит".
Честно скажу, я не представляю, как может и должна быть построена проповедь, обращенная к подобным людям. Какими силами помочь им преодолеть свой страх, показать, что Господь вовсе не гневный и непрощающий мститель, а милующий и прощающий Отец, способный принять, ободрить и обогреть искренне кающееся в своих прегрешениях дитя. И как донести идею покаяния, самоосуждения, признания своих ошибок и грехов при "постороннем" свидетеле до вот такого ушибленного страхом человека? Уверяю вас, эта задача из труднейших, порой годы уходят на то, чтобы человек всерьез поверил, что ему на самом деле на исповеди ничто не угрожает.
И, опять-таки, в силу невозможности признать свои ошибки и слабости, человеку свойственно переносить фокус с себя на другого человека. "Не я не могу пока справиться со своими внутренними сложностями, а он соблазняет меня своим поведением". А ведь нас всех Господь посылает друг другу в помощь, для поддержки и укрепления. И как жаль, что мы подчас, вместо помощи, действительно вредим...
Но одно я знаю точно – нельзя огульно считать не ищущими Бога всех тех, кто пока не в силах преодолеть эти свои глубинные, порой не оформляющиеся в слова, сложности и проблемы Я очень хорошо помню, как билась с этими вопросами моя мама. Недолюбленный и запуганный с детства ребенок, при всех своих попытках пробиться к верующим ко мне и к бабушке она так и не смогла преодолеть свой страх и недоверие к родителям, и, в итоге, к Тому, в Ком в наивысшей степени воплотилось Отцовство. Не имея опыта прощения своими родителями, она просто не могла вместить идею Божественного прощения. Но и осознать, откуда идут ее проблемы, она тоже не могла, мысль о возможной собственной неправоте вгоняла ее в панику и лишала способности здраво анализировать свои слова и поступки. Вот и шли в ход совершенно детские оправдания, что (когда мама в кои-то веки оказалась в церкви на отпевании родственника) ботинки у батюшки слишком модные, и вообще, почему он ездит на Жигуле последней модели? Это смущает людей!
Сказать, что она не искала Бога, я не могу, хотя на внешний, посторонний взгляд, наверняка это выглядело именно как безразличие к вере. Слишком много нюансов я сама стала понимать тогда, когда было уже слишком поздно что-то изменить. Сказать, что Господь ее не пытался привлечь тем более нельзя. Так, как Он ее вел к Себе, вообще мало кого ведут: и скорбями, и чудесами самыми настоящими. Но силенок у нее было маловато... А от меня, как я сейчас уже понимаю, подмоги не было никакой, особенно в этих вопросах. И мне есть много за что себя упрекнуть и в чем покаяться из-за того, что я не помогла в свое время маме в ее поисках...
Так что жизнь, она намного сложнее, на самом деле. И за отговоркой про соблазн от чужого неправедного поведения может стоять очень много действительно трудно преодолимых сложностей.
И напоследок скажу несколько слов про себя. Уже будучи постоянной прихожанкой, исповедующейся и причащающейся по меньшей мере дважды в месяц на протяжении нескольких лет, т.е. не совсем уж зеленым неофитом, я научилась молиться Богородице только после пяти лет церковной жизни. А до того между мной и Ней стоял мой страх и недоверие к женщинам, в первую очередь к матери, возникший в результате очень тяжелого и травматичного детства.
Я искала полноценной веры, я хотела жить всей полнотой церковной жизни, но мне действительно очень мешали конкретные поступки вполне определенного человека. И только когда я смогла преодолеть это травматичный опыт, то научилась, наконец, молиться Богородице, а не бояться и не избегать Ее...
Источник: Православие и мир