...В этот раз Лев Николаевич показался мне излишне печальным. Ну да, его всегда занимали судьбы Отечества, ход Истории (с большой буквы, естественно), но взгляд его с портрета Крамского был нынче особенно пессимистичен. Ему явно не до листвы, родившейся вдруг на старом дубе, не до «Наташи в коротеньком платье, с черными, блестящими из-под локон глазами»...
Помню, в художественной школе города Тулы, что близ Ясной Поляны, дали нам задание: нарисовать литературного героя в современном мире. Я начертала, извините за пафос, Наташу Ростову в бальном платье, едущую в троллейбусе. Девушке тесно, в глазах страх, изящные перчатки до локтя ни к селу ни к городу, а тут еще билетик просит контролер.
Подозреваю, сам Лев Николаевич в любом виде городского транспорта смотрелся бы естественней. Ходит легенда: будто на тульском вокзале босоногого классика остановила дама и попросила поднести чемодан. Толстой согласился, взял багаж барыньки, та дала ему, кажется, пятачок, а потом... Узнав, кто это, стала извиняться и требовать пятачок обратно. А тот заработанное не отдал...
Конечно, это не интервью. Но читающий всегда прочтет только то, что хочет прочесть. И спрашивающий узнает ответ лишь на вопрос, который он осмелился задать.
- Лев Николаевич, для начала - верите ли вы в свободу?
- Для того чтобы представить себе человека свободным, мы должны представить его себе вне пространства, что, очевидно, невозможно.
- Так чего же вы выступали против самого понятия государства (которое ограничивает свободу)? Отчего такое противоречие?
- Стоит только вдуматься в сущность того, на что употребляет свою власть правительство, для того, чтобы понять, что управляющие народами люди должны быть жестокими, безнравственными и непременно стоять ниже среднего нравственного уровня людей своего времени и общества... Нравственный добродетельный государственный человек есть такое же внутреннее противоречие, как целомудренная проститутка, или воздержанный пьяница, или кроткий разбойник.
- И вы не верите в какого-то Илью Муромца, способного вывести Россию из кризиса? Или в мыслителя, который знает верный путь? - Пока пишутся истории отдельных лиц - будь они Кесари, Александры или Лютеры и Вольтеры, а не история всех, без одного исключения всех людей, принимающих участие в событии, - нет никакой возможности описывать движение человечества... Почему умственная деятельность людей представляется историками культуры причиной или выражением всего исторического движения - это понять трудно.
- Сегодня в России политики все чаще показываются на церковных службах, держат свечки, их дети венчаются... Насколько соблюдение церковных обрядов говорит об истинной вере человека?
- По жизни человека, по делам его, как теперь, так и тогда, никак нельзя узнать, верующий он или нет. Если и есть различие между явно исповедующими православие и отрицающими его, то не в пользу первых. Как теперь, так и тогда, явное признание и исповедание православия большею частью встречалось в людях тупых, жестоких и безнравственных и считающих себя очень важными.
- Жестко сказано. Но вы различаете ЯВНО исповедующих и не явно? Нужна ли вера вообще сегодня?
- Причина, по которой христианские народы вообще и русский народ в особенности находятся теперь в бедственном положении, - та, что народы не только потеряли единственное условие, необходимое для мирного, согласного и счастливого сожительства людей: верования в одни и те же основы жизни и общие всем людям законы поступков не только лишены этого главного условия хорошей жизни, но еще и коснеют в грубом суеверии о том, что люди могут жить хорошей жизнью без веры.
- Ваша «Анна Каренина» стала для многих чуть ли не аргументом против заповеди «Не прелюбодействуй». Но теперь у нас гораздо терпимее относятся к супружеским изменам. Говорят, мужчине нужно много женщин на стороне, да и жене не помешает...
- Если цель обеда - питание тела, то тот, кто съест вдруг два обеда, достигнет, может быть, большего удовольствия, но не достигнет цели, ибо оба обеда не переварятся желудком. Если цель брака - семья, то тот, кто захочет иметь много жен и мужей, может быть, получит много удовольствия, но ни в каком случае не будет иметь семьи.
- В наш технологичный век все торопятся жить, мечтают об автомобилях, больших зарплатах, отпусках на Лазурном берегу. Что вы нам посоветуете?
- Милые братья, ради вашего блага, сделайте это: усумнитесь в той, кажущейся вам столь важной внешней жизни, которой вы живете, поймите, что, не говоря уже о личной славе, богатстве, все те воображаемые вами устройства общественной жизни миллионов и миллионов людей, все эти ничтожные и жалкие пустяки в сравнении с той душой, которую вы сознаете в себе в этот короткий миг жизни между рождением и смертью...
Использованы цитаты из произведений Толстого «Война и мир», «Почему христианские народы вообще и в особенности русский находятся теперь в бедственном положении», «Суеверие государства», «Благо любви», «Исповедь».
"Комсомольская Правда", 8 сентября 2003 г.
[оригинал статьи]