Норвежка сирийского происхождения Сара Азмех Расмуссен отметила международный женский день поступком, который побудил журналистов восхвалять ее смелость она публично сожгла хиджаб, мусульманский платок, который, по ее убеждению, символизирует притеснение женщин. В Саудовской Аравии это было бы самоубийственно; в Иране чревато очень серьезными неприятностями. Но она сделала это в Норвегии и похвалы ее мужеству поначалу вызывают недоумение. Норвегия европейская страна, где сожжение хиджаба, теоретически, может вызывать вопросы только у пожарной инспекции, страна, где всякий мужчина и всякая женщина вольны сами решать, во что им одеваться. В Москве на сожжение хиджаба никто не обратит внимания да никто и не станет учинять подобную демонстрацию. Каким образом весьма продвинутая европейская страна, с однополыми "браками", гейпарадами, и прочими атрибутами торжествующей толерантности оказалась в то же время страной, где сжечь хиджаб это смелый вызов?
На первый взгляд это кажется несочетаемым воинствующий секуляризм, выдавливание религии из общественной жизни, отрицание традиционных христианских корней европейской цивилизации, настойчивое продвижение греха в качестве чего-то нормального и даже обязательного и нарастающее давление религии, только другой, давление, под которым некоторые вещи становятся опасными.
В той же Норвегии чуть меньше года назад была группой экстремистов была избита до потери сознания Кадра Юсуф норвежская журналистка сомалийского происхождения, выступавшая против женского обрезания; нападавшие пинали ее ногами с криками "Аллах Акбар". Кажется, трудно представить себе что-то более противоположное, чем секуляризм и исламизм; однако в Западной Европе они укрепляются вместе и одновременно. Бывший британский премьер-министр Тони Блэр говорит о том, что христианам приходится существовать в агрессивно-секуляристком окружении; в то же время мусульманские активисты не смущаются явиться на парад британских солдат, вернувшихся из Ирака, с плакатами "Английские солдаты трусливые убийцы". Недавно британская газета "Таймс" поместила рассказ британки пакистанского происхождения, которая терпела побои и насилие со стороны своего отца-имама, и бежала из семьи, столкнувшись с угрозой насильственного замужества. Она обратилась в христианство и вышла замуж за христианина но вынуждена скрываться, опасаясь быть убитой за "отступничество". Английский журналист пишет: "мы хорошо знакомы с гонениями на христиан в таких странах, как Пакистан и Афганистан; но передо мной сидит женщина, которую угрожают убить здесь, в Британии, за то, что она христианка".
У нас, в России, несомненно, предостаточно своих, и очень серьезных проблем; однако в Москве можно исповедовать традиционную для страны религию, не опасаясь быть за это убитым; в Лондоне, как видим, это не всегда так. Можем ли мы сказать, что это "их нравы" и на этом успокоиться? К сожалению, нет. Мы живем в глобализирующемся мире, где идейные и духовные тенденции, набравшие силу в Западной Европе, уже настойчиво стучатся в наши двери. В каком-то отношении мы отсталая страна эти тенденции приходят к нам с запозданием. Однако это запоздание дает нам возможность подумать о том, стоит ли нам следовать тем путем, который в более продвинутых странах уже привел к довольно пугающим последствиям
Западноевропейский опыт показывает, что секуляризм едва ли имеет будущее; это чисто переходная идеология. Люди, которые не в состоянии смириться с тем, что в Церкви проповедуют против содомского греха, рискуют оказаться в обществе, где содомитов принято побивать камнями. Выдавливание христианства из общественного пространства не приводит к формированию секуляристкого общества, где религия сведена на уровень безобидной личной причуды. Оно приводит к тому что освободившееся пространство занимает нечто другое. Разрыв с духовными основаниями своей культуры порождает отнюдь не "дивный новый мир" безграничной свободы и всеобщей толерантности. Он уже привел в мир, где сжечь жиджаб отчаянно смелая демонстрация, а обращение в христианство может оказаться смертельно опасным.
Есть известная максима про то, что тот, кто не хочет кормить свою армию, будет кормить чужую. Похоже, она верна и по отношению к духовной культуре люди, которые не захотели нести легкого бремени Христа, через какое-то время окажутся под куда более тяжелым ярмом. Для нас же это урок того, что идеология "многонациональности и многоконфессиональности" под лозунгами которой отечественные секуляристы стремятся не допустить Православие ни в школы, ни в армию, ни куда-либо еще, отнюдь не приводит к социальной гармонии.
Интересно, что в США, где также существует многочисленная исламская община, отношения между мусульманами и их соседями в целом лучше, а влияние экстремистов меньше. Многие приписывают это тому, что США все еще довольно религиозное общество; между верующими людьми существует определенное взаимопонимание, которого не существует между верующими и секуляристами. Однако на прошедшей неделе нам пришлось услышать о глубоко огорчительном акте измены, которую совершил президент Обама по отношению к христианскому наследию своей страны. Он принял решение снять запрет на финансирование исследований эмбриональных стволовых клеток из государственного бюджета. "Победа науки над верой" – отозвались либеральные СМИ. Но о чем в действительности идет речь и кто кого победил?
Одна из особенностей современных мировоззренческих и этических споров выработка определенного языка, который помогает создать ту картинку, которую нам хотят представить ее авторы яркую, броскую и запоминающуюся. Этот язык рассчитан на человека, проглядывающего публикации в газетах или интернет "по диагонали" или даже просто ориентирующегося на заголовки. Слова о "победе" рассчитаны на такое диагональное прочтение. Что же произошло на самом деле?
Стволовые клетки обладают уникальными свойствами, которые, как предполагают исследователи, могут помочь в лечении многих тяжелых болезней. Можно было бы только сердечно приветствовать усилия науки, направленные на облегчение человеческих страданий, если бы не одна этическая проблема наиболее удобный источник стволовых клеток человеческие эмбрионы. Христиане, рассматривающие человеческую жизнь как священную с момента зачатия, резко возражали против этого. Люди светские, напротив, обвиняли христиан в том, что они ставят палки в колеса прогрессу и науке ради своих иррациональных религиозных табу.
Недавно, однако, из этого противостояния стал намечаться выход ученые обнаружили, что стволовые клетки можно получать из тканей взрослого человека, который, в отличие от эмбриона, остается после взятия клеток живым и здоровым. Это перспективное направление исследований, однако, может заглохнуть технологически проще иметь дело с эмбрионами, и, после снятия запрета, ими, по всей видимости, и займутся.
Конфликт, таким образом, разделяет не науку и веру, а две этические позиции можно или нельзя уничтожать человеческие эмбрионы в научных, медицинских или коммерческих целях. Для неверующих людей требование заботится о жизни эмбрионов – суеверие; для них это, в лучшем случае, потенциальная человеческая жизнь. Для христиан эта жизнь уже началась, и пресекать ее преступление.
Этот конфликт обращает нас к основаниям нашей этики и наших представлений о мире. Человеческие эмбрионы нельзя делать предметом манипуляции, зачатая жизнь имеет право продолжаться да, это "иррациональное табу". Но "не убий" – вообще иррациональное табу. "Людей есть нельзя" – тоже иррациональное табу. Почему нельзя-то, когда это вкусно и полезно? Этика вообще опирается на вненаучные основания; ответ на вопрос "а почему взрослых людей нельзя употреблять для опытов" столь же ненаучен, как и ответ на вопрос "почему для опытов нельзя употреблять эмбрионы". Если мы разрушаем этику, основанную на признании святости человеческой жизни с момента зачатия, мы не сможем сохранить этику, признающую святость жизни после рождения.
Кончено, разрушение этики уважения к жизни началось не вчера; аборты уже получили повсеместное распространение. Но официальное разрешение и финансирование из госбюджета программы, предполагающей употребление человеческих эмбрионов, это важный этап пути; ведет ли он к торжеству науки? Это не очевидно. Очевидно, что он идет к дальнейшему разрушению этики.
Цивилизация, разрушая собственные духовные основы, роет себе могилу. И мы, увы, не можем сказать "западная цивилизация". Все западные болезни это и наши болезни тоже, иногда даже в более тяжелой форме. Нам надо отдавать себе отчет в том, что дорога, которую нам предлагают, как "европейскую" ведет не к благополучию и процветанию, а к цивилизационном коллапсу, когда на опустевших землях расселятся народы, в отличие от нас и других европейцев сохранившие религиозные основания своей цивилизации.
Источник: Радонеж