ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Масс-медиа и косовский вопрос

Зоран Павлович :: 18 марта 2009

рошел год с момента провозглашения албанцами независимости Косова и непризнания сербской стороной этого акта, противоречащего как нашему внутреннему, так и международному праву.

На протяжении всего этого времени сербские власти продолжали борьбу на международной арене, получая поддержку, прежде всего, со стороны России, а также и других свободомыслящих стран, не заинтересованных в нарушении прав, на которых держится современный мир. Дипломатические усилия, по крайней мере, те, что направлены на позиции СМИ, приносят определенные плоды, а риторика наших официальных лиц создает впечатление, что они, несмотря на огромное давление со стороны влиятельных сил, действительно борются за сохранение Косова и Метохии в границах Сербии. Однако дипломатические усилия являются действенным средством воздействия исключительно на международные организации, их одних недостаточно для достижения цели. Существует еще множество методов, которые мы должны использовать, чтобы достичь успеха в важнейшей борьбе, которую мы ведем. Внутренняя борьба затихла, а вернее и вовсе не была начата ни до, ни после 17 февраля. А эта борьба не менее важна, чем дипломатическая, а, возможно, она даже важнее, ибо это борьба за формирование и сохранение в сербском народе восприятия Косова и Метохии как важнейшей части сербской земли. Полвека атеистического и антинационального воспитания привели к тому, что среди меньшей части сербского народа такое восприятие необходимо активно поддерживать, а в сознании большинства, особенно среди молодежи, – формировать заново.

Между тем политическая элита будто не замечает этого. Кроме официозных высказываний представителей власти и большей части оппозиции о том, что сохранение Косова и Метохии является приоритетом нашей политики, никаких других мер не предпринимается, чтобы объяснить людям, в чем значение Косова и Метохии, почему нужно пытаться сохранить эти территории, что мы выиграем, отстояв их, а что потеряем, потеряв их. К Косову и Метохии власти относятся так же, как к любой другой части страны, и думают, что им удастся убедить народ в необходимости борьбы за них, повторяя только, что так они охраняют "суверенитет и территориальную целостность". Подобная риторика хороша для иностранцев, а нам нужно более глубокое объяснение, основанное на Косовском завете и Cвятосаввстве[i] как первопричинах любой исторической активности серба, смысла его существования, указывающих путь к вечной жизни. Без такого объяснения мотивация к борьбе слаба, и в ближайшем будущем это может привести к полному отказу от борьбы под давлением пропаганды. В необходимости пробуждения национального – косовского – сознания сербского народа легко убедиться в любом месте и любым способом: проведя обыкновенное анкетирование на улице или послушав, что говорят люди в любом учреждении, в любой конторе, просто между собой в дружеском разговоре. Вывод один – широкие народные массы мало знакомы с основополагающими истинами, как историческими и религиозными, так и с политическими. Патриотическое сознание существует, но оно плохо аргументировано, и в этом его слабость, из-за которой оно склонно трансформироваться в свою антинациональную противоположность или же принимать формы, противные православному учению.

Зададимся вопросом: воспитание национального самосознания игнорируется намеренно, или это результат всеобщего незнакомства с темой со стороны ответственных лиц во власти? Вероятнее всего, имеет место и то и другое. Десять лет сербы воспитывались не для жизни в борьбе за национальные идеалы, а для борьбы за удовлетворение собственных инстинктов, в результате чего сформировалось поколение, не имеющее никакого понятия о национальной идентичности и не желающее предпринимать какие-либо конкретные действия на благо представителей своего рода, оказавшегося в беде. Лишь немногих сегодня интересует сербский национальный вопрос, и лишь немногие способны увидеть решение наших современных проблем. Это церковные верующие люди, которые воспринимают жизнь, мир вокруг себя и национальный (косовский) вопрос, исходя из идеалов веры. Но таких меньшинство, возможно, всего несколько процентов. Остальные ориентированы исключительно на материальные ценности, погоне за которыми они посвящают не только рабочее, но и свободное время, которое они могли бы потратить на что-то другое. Какова ситуация в народе, такова она и в политической элите, вышедшей из этого народа.

Духовная оккупация

Сербский народ находится во внутренней оккупации с 1945 года, и эта внутренняя духовная оккупация намного серьезней физической (то есть политической и военной). Человек, сильный духом, свободен и в темнице, а сломленный человек связан и на свободе. Это второе – определение современного серба. Духовная оккупация проявляется, прежде всего, в ошибочном толковании понятия свободы. Это слово никогда еще не произносилось чаще, чем теперь, но сербы никогда еще не были настолько несвободными. Слово "свобода" стало синонимом всевозможного греха, и все это под видом освобождения от "устаревших, несовременных и непрогрессивных" идей, которые "ограничивают" личность в ее стремлении к счастью. К "устаревшим" идеям эти "современные" и "прогрессивные" теоретики "свободы" относят и национальную (читай: косовскую) идею, и христианское видение мира, на котором эта идея и основана, так как подобные идеалы им мешают. А мешают они им потому, что настойчиво воздействуют на те остатки совести, которые еще не уснули окончательно и, как след Божий в человеке, напоминают о бдительности и осторожности в осуществлении идеала "свободы". И сегодня в душах сербов идет борьба, которая существует с тех пор, как существует мир и человек в нем: борьба добра и зла, идеалов истинной и ложной свободы, которые отражаются и на актуальном национальном (косовском) вопросе.

СМИ как средство распространения антинационального духа

Ключевая роль в формировании какого бы то ни было видения мира в современной действительности принадлежит СМИ, велика она и в деле национального просвещения сербов. Если бы ответственные круги это осознавали, СМИ и занимались бы именно этим. Но в реальности все не так: СМИ занимаются чем угодно, только не национальным воспитанием. Если большая часть народа, включая и политическую элиту, как правящую, так и оппозиционную, воспитывалась в коммунистической системе, предпочитавшей идеалы ложной свободы, не удивительно, что и те люди, которые сегодня управляют сербскими СМИ, придерживаются таких же взглядов на мир, дополненных демократической и мондиалистской идеологией, также основанной на идеалах ложной свободы. Они определяют, какая картинка появится на экранах наших телевизоров, что мы будем думать и как жить, на что нам тратить время и деньги. Они решают, какие фильмы и сериалы будут сниматься, кого приглашать в политические программы, какие темы будут там обсуждаться, и каким образом будут представлены актуальные политические, экономические и социальные вопросы, в том числе и вопрос сохранения Косова и Метохии в границах Сербии. Наконец, это им принадлежит решение не объяснять народу истинный смысл борьбы за Косово и Метохию, который подразумевает углубление в сущность проблемы и рассмотрение ее с исторической, религиозной и только потом политической точек зрения. Они решили не снимать сюжеты, которые освящали бы христианский аспект косовского вопроса; они решили, что религиозная тематика вообще должна быть сведена к минимуму. Некоторые из них делают это намеренно, прекрасно осознавая, что народу нельзя давать возможность христианского и национального образования, потому что это приведет к краху их антинациональных идеалов. Для них Косово – это балласт, от которого нужно как можно скорее освободиться ради "счастливого и богатого" будущего в "современном" мире. Ослепленные чужеродной идеологией и спонсируемые средствами мощных центров, заинтересованных в отчуждении Косова и Метохии, они просто запрещают просвещение народа. С другой стороны, некоторые из них абсолютно неосознанно пренебрегают данной тематикой, считая, что это не так уж и важно, что другие вещи гораздо важнее, как, например, примитивные во всех отношениях развлекательные программы, приносящие большие деньги. Действия и первых, и вторых ведут к одному результату – поражению национального сознания, невежеству народа в этом вопросе, особенно это касается молодежи, которую лишают права узнать больше о собственной идентичности. Это право подменяется множеством информации, распространяющей идеологию ложной свободы, на которой воспитывались и их родители и которая в современную эпоху стала только губительнее, чем в их времена.

Подобное духовное состояние нации на руку нашим противникам, ведь известно, что вся сила мира – ничто против человека, который знает, за что борется, и готов принести любую жертву ради осуществления своих идеалов. В сербской истории найдется множество примеров, свидетельствующих о преимуществе духа над силой, которые могли бы вдохновить современные поколения. Это примеры борьбы, не всегда вооруженной, но неизбывной в сфере культуры и духовности. Но современные поколения не знакомы с этими примерами; напротив, под влиянием СМИ они переориентировались на совершенно другие идеалы, которые не принесут пользы в сегодняшней борьбе за сохранение Косова и Метохии. Будучи духовно обезглавленными, мы становимся легкой мишенью для наших противников, чем они постоянно и пользуются.

Из сложившейся ситуации есть выход, но найти его непросто. Прекрасно бы было, если бы на нашей арене появилась личность или группа людей, которые понимали бы, как мы можем победить, но в современных условиях это маловероятно. Особенно если учесть, что те, кто на словах больше всех болели за решение косовского вопроса в пользу Сербии, абсолютно игнорировали национальное просвещение народа, пока были у власти, и вели себя точно так же, как и те, кто пришел им на смену. Другое решение требует больше времени и терпения: оно заключается в воспитании новых поколений молодежи, нашей смены, которая повернет ход событий в сербскую сторону. Так как на оккупированные СМИ рассчитывать не приходится, основная ответственность на этом пути ложится на школу, чья задача – вложить в молодых людей те знания, которые понадобятся им в борьбе за Косово и Метохию и осуществлении тех идеалов, которые вдохновляли их святых предков на спасение душ.

Перевод с сербского Анастасии Галаниной

______________________________________

[i]

В оригинале по-сербски "Светосавлье". Это национально-религиозная категория, часто встречающаяся в сербской духовной и исторической литературе. Само слово происходит от словосочетания "святой Савва", поэтому в буквальном переводе "Светосавлье" звучит как "Святосаввство". Под этим понятием подразумевается вся совокупность духовного наследия святого Саввы Сербского и выросшая на нем сербская национальная церковная традиция и культура. Под Святосаввством в широком смысле можно понимать всю совокупность сербского Православия в наиболее характерных его проявлениях, неотъемлемой частью которого является и этика Косовского завета.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама