ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Кто читает святых отцов?

20 марта 2009

Только ли студенты-богословы изучают творения святых отцов? "Чтение святоотеческой литературы полезно для всех христиан, не зависимо от рода их деятельности и образования", – – советуют со всех сторон. Но можно ли разобраться в творениях древних отцов Церкви без специального образования? Или разбираться и не обязательно, главное читать и запоминать? Мы провели опрос: кто и с какой целью берется за это душеполезное занятие.

Гор Чахал, художник: Должен сказать, что систематически я перестал читать труды святых отцов после того, как осознал, что понимать их труды могут только люди, в какой-то степени прошедшие их путь к спасению. Слава Богу, что до этого я успел прочитать довольно много. Теперь я обращаюсь к ним, в основном, в конкретной нужде. Поскольку моё творчество непосредственно связано с богословием и я часто не уверен, что по грехам моим могу составить себе верное представление о предмете, я обращаюсь к Преданию, чтобы попытаться увидеть изображаемый предмет глазами святых отцов, мнению которых я полностью доверяю.

А в повседневной жизни за работой я обычно слушаю аудиокнигу "Жития Святых", которую нашёл в сети. Жизнь моя меняется, на мой взгляд, скорее, не после чтения книг, а после очередной выставки, которая откладывается в душе прочувствованным и лично пережитым знанием.

Екатерина Богданова, главврач больницы свт.Алексия: Времени читать, к сожалению, нет. Последний раз я читала книгу о свт.Луке Войно-Ясенецком "Я полюбил страдания" и это было в декабре. Я унывала и расстраивалась из-за проблем на работе, настроение было паршивое, тогда я взяла книгу и начала читать. Меня поразило, как он, медик, хирург и святитель, стойко переживал все трудности, сам держался и мог людей подбодрить! А ведь он подвергался таким гонениям, что и не сравнить с нашими временами! Мне тогда, в трудную минуту, чтение этой книги очень помогло.

Вчера ко мне пришла устраиваться на работу врач, она сказала, что не православная, но размышляет о вере. Я с радостью посоветовала ей почитать свт.Луку и даже поцитировала кое-что из книги на память. Думаю, ей это будет интересно сначала с позиции доктора, а потом, может быть, ее заинтересует православие.

Настя Иванова, сестра реанимации: На венчание нам с мужем духовник подарил жития всех святых, но дальше первого тома мы пока так и не продвинулись.

Творения древних святых непросто читать, понимать и запоминать, уж а подражать святым отцам тем более трудно. Когда я училась в Свято-Димитриевском училище, мы читали и изучали "Поучения Аввы Дорофея" – – я очень эту книгу люблю. Там есть трогательный рассказ, как Авва Дорофей, который трудился в больнице, переживал, что плохо перестилает постели. Я каждый раз, перечитывая это место, поражаюсь тому, как внимателен он был к больным и как добросовестен в своем послушании. На несколько дней после чтения меня хватает, чтобы делать свою работу усерднее, а потом снова надо читать!

Ольга Седакова, поэт: Я со студенческих лет читала святых отцов и вообще богословские труды. В новом контексте святоотеческая мысль порой звучит особенно ярко (например, в сочинениях современных греческих богословов Христоса Яннараса, митр. Иоанна Пергамского или Еп.Каллиста (Уэра)). Как ни странно, эти труды никогда мне не казались непонятными. Читаю я их в переводе – – на русский или на новые европейские языки (так, "Защиту святой исихии" я впервые прочла во французском переводе о.Иоанна Мейендорфа, а Евагрия Понтийского и Исаака Ниневийского – в итальянском). Мне всегда хотелось что-то из них выписывать, и у меня собралось множество тетрадей с такими выписками. Иногда я перечитываю не оригиналы, а эти выписки.

Вообще, к трудам святых отцов мне приходится обращаться по разным поводам. Во-первых, "по работе". Так, в последний год, занимаясь Данте, я читала бл. Августина в замечательном переводе Т.Ю.Бородай. Без этого (как и без Дионисия Ареопагита и других) всерьез говорить о "Божественной Комедии" невозможно. Для работы над церковнославянским словарем мне часто приходится обращаться к "Точному изложению православной веры" св.Иоанна Дамаскина. Во-вторых, "для образования". Есть вещи, которые стыдно не знать. И, наконец, "для души". Наподобие того, как обращаются к стихам или музыке. В этом случае я чаще беру не большие труды одного автора, а разные антологии, сборники. Например, "Истоки" – антология отцов Древней Церкви, составленной и комментированной Оливье Клеманом. А иногда выборки на церковнославянском, например, "Тихонравовский Дамаскин" (рукописные сборники религиозно-нравоучительных сочинений – – житий, апокрифов, поучений, проповедей. В их состав включались переводы из сборника "Сокровище" ("Thesauros") греческого проповедника 16 в. Дамаскина Студита – – отсюда наименование). Одной фразы, одного абзаца хватает надолго...

"Можно обрести предчувствие Бога, если в каждом ощущении пытаться воссоединить реальность всего сущего и не удаляться от него, не проникнув сначала в его нездешнее звучание" Кирилл Александрийский. Строматы 5, 11. В мысли святых отцов я особенно люблю эту ее способность вызывать (или возрождать, или создавать) в уме восприятие всего сущего как целого, причем такого целого, которое живет не собой самим и не ради себя. Это противоположно секулярной мысли, особенно постмодернистской.

Олег Кузьмин, директор управления развития молочного проекта "Вимм-Билль-Данн": Да, я читаю труды святых отцов. Последний раз читал свт. Иоанна Златоуста – – это было неделю назад. Он пишет очень понятно и современно. Силуан Афонский прекрасно пишет, митрополит Антоний Сурожский, свт.Димитрий Ростовский – – много есть замечательных авторов. Порой, я читаю святых отцов по определенным темам, порой все подряд, это зависит от книги, от настроения и от того, какие у меня вопросы. Я не выписываю никаких цитат, но бывает что-то запоминаю и могу потом пересказать в разговоре. Моя жизнь меняется от этого чтения. Как она может не меняться, если хотя бы чуточку прислушаешься к тому, что говорит свт.Иоанн Златоуст?

Анна Фадеева, прихожанка одного московского храма, 78 лет: Творения святых отцов я не читаю, но зимой читаю жития святых по календарю, то есть каждый день по минеям в зависимости от праздника. Если день святителя Николая Чудотворца – – я читаю его житие, если празднуется день святого праведного Иоанна Кронштадского – – читаю его житие. У меня есть все 12 томов, поэтому жития святых я хорошо знаю. Почему только зимой читаю? Летом я в деревне – – на огороде, летом времени читать нет!

Федор Василюк, психолог, декан факультета психологического консультирования и психотерапии МГППУ: Я читаю святых отцов, но увы реже чем хотелось бы. Последние, кого я читал – – Иоанн Дамаскин и Силуан Афонский. Но не так, чтобы открыл и проштудировал. Скорее, я ищу ответ на конкретный вопрос, ищу подсказки, размышляю. Поводы бывают разные, иногда я читаю святых отцов так же, как Евангелие, с поиском ответов на жизненные ситуации.

Сейчас у меня нет возможность читать и изучать. Поэтому иногда я читаю святых отцов, как поэзию – – когда открываешь в случайном месте и читаешь, надеясь, что именно сейчас прочтешь то, что нужно. Знаете, так еще бывает, когда с другом хочется поговорить, не важно о чем. Да, в Евангелии есть ответы на все вопросы.

Я сейчас скажу возможно не очень точную метафору: многие вещи в семье дети узнают от мамы, но это не замещает общения с братом или сестрой. Возможно сестра не обладает полнотой информации как мать, но она ближе по опыту и принять какую-то истину, какую-то правду от сестры или брата проще, чем от родителей.

Раньше я делал выписки из святых отцов и вкладывал эти бумажки в Евангелие или в молитвослов, чтобы они мне попадались чаще на глаза, чтобы снова встречаться с этой мыслью. Если через это высказывание меня пронзил какой-то луч правды, то надеешься, что может быть это произойдет еще раз...

Екатерина Чистякова, учительница биологии в школе "Свет" при храме свт. Митрофана Воронежского: Во время Великого поста я читала "Лествицу", а недавно еще читала "Оптинский цветник" – – высказывания оптинских старцев в кратком изложении. Моя работа в школе требует очень много времени, поэтому на серьезную литературу его почти не остается.

Когда ко мне попадают книги древних святых – – я их читаю, но сейчас почему-то чаще попадаются современные авторы, чаще дарят и советуют творения святых нашего времени. И древние и современные отцы пишут в общем-то об одном и том же, но дух тех, древних святых действует на меня очень отрезвляюще. Когда читаешь святых отцов, по-другому начинаешь воспринимать веру, более серьезно. Оказывается, возможность жить христианской жизнью очень к нам близка! Каждый человек может так жить, но только нам не хватает дерзновения.

Некоторые батюшки рекомендуют читать утром и тогда это настраивает на день. Но даже если ничего не запоминается и если не можешь вспомнить "о чем прочитал", все равно в какой-то жизненной ситуации может "всплыть" в голове эпизод из жития святых и подсказать, как правильно поступить.

Андрей Гусаров, председатель совета директоров ООО "ФПК Сатори" Больше я люблю жития святых, но читаю и творения святых отцов. Батюшка мне сказал, что надо читать – – я читаю. Скорее ищу практический опыт. По крохам выбираешь, что ложится на жизнь, что может пригодится в каких-то ситуациях.

Для меня очень важен пример жизни святых людей, хотя с собственной жизнью это тяжело соизмерять. Когда читаешь, например, про мучеников, то понимаешь, какой глубокой веры были люди! Наши трудности, жизненные неудачи, неполадки – – это все детский лепет, по сравнению с тем, что они претерпевали.

Я начал читать Евангелие, но многого не понимал. Например, читая про игольное ушко, можно сделать неправильные выводы. Один мой знакомый, прочитав эту главу в Евангелии, бросил заниматься бизнесом и ушел в монастырь, но в результате этот его порыв плохо кончился, так как из монастыря он скоро ушел и как-то больше и не устроился в жизни. А если бы он читал, как толкуют эту притчу святые отцы, он бы знал, что для спасения не важно богатый ты или бедный, а твое отношение к богатству. Надо относиться к нему, как к таланту, умеешь – – зарабатывай, но важно, на что ты тратишь потом эти деньги – – во Слава Божию или на свои какие-то "хотелки".

Хороший вопрос вы задаете: зачем вычитывать ответы у святых отцов, когда есть духовник, к которому можно подойти и все спросить, что надо. На этот счет я думаю, что не по всем вопросам нужно дергать батюшку. А потом, профессор богословия Осипов Алексей Ильич (я иногда слушаю его лекции) говорит, что батюшки не всегда бывают правы – – надо иметь и свое понимание. А для это нужно читать святых отцов.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама