ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты
Проект "Староверы" (архив)

Пример ко лжедуховномудренникам

Журнал "Духовные ответы", 8 (1998)

13 июня 2006

Не без колебания редакция "Духовных ответов" решилась предложить читателям сочинение Афанасия Герасимовича Мурочева, часовенного беспоповца из Сибири. Написанное в жанре памфлета, оно является частью многолетней письменной полемики между двумя направлениями часовенных староверов: "чувственниками" и "духовнопонимающими".

Первые считают, что пришествие антихриста совершится после явления пророков Илии и Еноха, которые многих обратят ко Христу и погибнут от руки антихриста. Царство же последнего будет продолжаться три с половиной года, как об этом и сказано в Писании. Наименование "чувственники" сторонники такой точки зрения получили по своей вере в то, что и пророки, и антихрист явятся в теле из плоти и крови в предсказанные времена – за три с половиной года до конца света.

Вторые говорят о пришествии некоего "духовного" антихриста. Они утверждают, что слова Писания о явлении антихриста и пророков надо понимать не буквально по писаному, а разуметь умозрительно, метафорически. Антихрист в их представлении – утвердившийся в миру дух лжеучений, ереси и конечного отступления от Христа; пророки же – дух учения Христова, ревности и веры, а также совокупный образ всех мучеников и исповедников, которые будут при антихристе. По мнению "духовнопонимающих" царство антихриста уже наступило более трехсот лет назад.

Подобные мудрования чужды Св. Писанию, творениям св. отец и всему учению Православной Церкви. Тем не менее значительное количество беспоповцев и поныне придерживается сего губительного заблуждения. В то же время среди часовенных есть и сторонники святоотеческого учения в этом вопросе, и хотя их становится все меньше и меньше, они не устают обличать своих собратьев в их неправде и горестном заблуждении.

Первые чувственники среди часовенных беспоповцев появились в 20-е годы нашего века в знаменитых Дубчесских скитах, о которых много писал Н. Н. Покровский. Но особую остроту спор чувственников с духовнопонимающими приобрел в 1970‑е и 80‑е годы. Среди чувственников стал особо заметен своими писаниями сибиряк А.Г.Мурочев, а среди духовнопонимающих стал весьма известнен Ананий Клеонович Килин, живущий на Кубани.

Для нас, чад Русской Православной Старообрядческой Церкви, приемлющих священство, никогда не было заметного соблазна "духовного" понимания антихриста; большинство всегда придерживалось святоотеческих толкований в этом вопросе.

Почему же мы помещаем в "Духовных ответах" это сочинение?

"Пример...", с нашей точки зрения, имеет два важных достоинства.

Первое – он является редкостным в наше время образом оригинального литературного стиля: живой и образный русский язык, музыкальность фразы, лаконичность изложения; этот небольшой текст свидетельствует о писательском даровании автора.

Второе, и главное, состоит в том, что "Пример..." весьма наглядно показывает, сколь опасно христианам пускаться в своевольные толкования Св. Писания, творений святых отцов. В наше время это напоминание может оказаться весьма кстати. К сожалению, вместе с усилением влияния протестанских организаций и разных доморощенных ересей, это поветрие – перетолковывать богодухновенные глаголы Писания, полагаясь на свое понимание – распространилось и среди старообрядцев.

Блюдитесь убо, братие, дабы взирая на кощунства лжедуховномудренников, и нам не впасть в горшее.


Жили два соседа, обои ложнодуховномудренники, и часто они один к другому гостевали и о своем фанатисме разсуждали. И вот шестаго декабря, в Рожественском посте, поспешил сосед придти к своему другу, котораго и застал за трапезой, и как только порог перешагнул, так и напахнуло ему жареным мясом, и он, хотя с разсеянными мыслями, но положил три поклона, поздравил хозяина и трапезу его [1] и мгновенно обратил взор на трапезу хозяина и видит – у него стоит на столе сковорода, а на ней зажаренная человечья нога, и гость от удивления и от ужаса стал как ошеломленный. А хозяин ему ответил: милости просим, – и приглашает его за трапезу, говоря:

– Давай, братец, добавляй три поклона, добро жаловать со мной за трапезу.

А гость едва собрался с мыслями и говорит:

– Ах, как приятно пахнет твоим жаревом, из чего же оно у тебя?

Хозяин ответил:

– Хвостовую часть от рыбы зажарил, – а сам облизывал испачканныя пальцы.

Гость, сомневаясь по-премому уличить, и говорит:

– Прости, братец, а мне кажется, что у тебя что-то не рыба на сковороде.

Хозяин говорит:

– Но, а что скажешь, капуста, или картовь? Сегодня в уставе разрешается поисть рыбу.

Гость:

– Да, мне кажется, что у тебя на сковороде человечья нога.

Хозяин:

– Ну, и что, если нога, но не человечья, как ты говоришь, а рыбья?

Гость:

– Я век прожил, не видал рыбьих ног и от людей не слыхивал, что у рыбы есть ноги.

Хозяин повысил голос и говорит:

– А ты кто, духовнопонимающий или чувственник-буквоед?

Гость:

– Ну, конешно, духовнопонимающий, ты и сам меня знаешь.

Хозяин:

– Нет, я вижу тебя, что ты еще не совсем духовнопонимающий, а только исполу: ты разве не знаешь, кого Божественное Писание называет рыбой? Давай, раскроем Евангелие от Матфея, 13, стих 47, о неводе. Не думай, что это чувственный невод и для чувственной рыбы, нет. А также и от Луки, глава 5, стих 10. Исус Христос сказал Петру: не бойся, отселе будеши человеки ловя. И в недельном Евангелии, в неделю 18, на листе 298 об. говорит: "Таже и обещався (Исус) ловца человеком сотворити их (учеников). Вместо мрежия, еже имеяху, даде им от всех словес законных же и пророческих, еще же и от божественнаго поучения Своего сплетену мрежу, даже вверзают в море человеческаго жития, и объимут елицех аще обрящут исполняюще своя словесная мрежия, от всякаго рода словесных рыб, еллин же и варвар, и привлекут сих от смерти на живот. А еще в Благовестнике и в Нравоучительном Евангелии прочти на ети зачалы и более уверишься. Да, если хочешь, я тебя завалю свидетельствами от Божественнаго Писания, я в Писание верю более всего на свете, и Писание нужно понимать только духовно. Если июдеи пророческое Писание понимали чувственно, то мы наперекор им святоотеческое Писание будем понимать духовно. А вы должны смотреть на нас, грамотеев: мы для вас свет миру и соль земли (Мф., 5, 13). Вы должны полностью доверяться нам: ведь ключ разумения в наших руках (Лк., зач. 62). Ну, и как теперь, ты согласен со мной, что Писание говорит о духовной рыбе, которую я действительно поджарил на сковородке?

Гость:

– Конешно, ты грамотный, я верю тебе. Но почему раньше этого не было, чтобы такую духовную рыбу исть?

Хозяин:

– Говоришь, почему не было? Это потому, что Писание еще не совсем понимали духовно. А чем понимать духовнее, тем оно спасительнее; уже человек убивающей буквы не будет касаться, она полностью останется в чувственном понимании. Но если допустим, к слову, что это говорит устав о чувственной рыбе (только не искусил бы лукавый на деле), то надо будет сети, надо лодку, надо то, надо другое, а ето ведь любоимение и любостяжание, которое Писанием запрещается, говорит Евангелие от Луки, зач. 9: "Если имеешь две ризе, подаждь одну неимущему", а у апостолов были даже сети свои и лодка, но Христос велел оставить все (Лк., зач. 17). А для духовной рыбы все это ненужное – ни лодка, ни сети – она живет на суше, и нужен только один топор, которым дрова рубишь, тем и эту рыбу добудешь – конешно, и ножом можно, Христос не запрещал апостолом иметь нож, Он сказал: "Да продаст ризу свою, и купит нож". А апостоли ответили, что у нас уже два ножа, и Он сказал: "Довольно есть" (Лк., зач. 108).

Говорит гость:

– Ну, хорошо, братец, я люблю слушать твое поучение.

Хозяин:

– Конешно, любить и надо, я ведь говорю не от себя, а от Христова Евангелия. А в Евангелии Христовы словеса, а Христос сказал: "Небо и земля прейдут, а словеса Моя не прейдут" (Лк., зач. 107).

Гость:

– Добре, добре, я верю тебе, братец; да, еще, братец, протолкуй мне, вот местом говорится в уставе: дважды с маслом или однажды с маслом и вино пием – как ето надуховно толкуется?

Хозяин:

– Я знал, что ты должен меня спросить об этом, но у меня уже приготовлен ответ для тебя. Евангелие от Луки, зачало 53, в котором говорится, что иерей и левит пренебрегли человека уязвеннаго на пути, самарянин же некто грядыи, прииде над него и, видев его, умилосердися. И, приступль, обяза раны его, возливая масло и вино. В недельном Евангелии в слове 46 (лист 356) говорит: "Полия же елеом и вином, словом поучения, елей бо еже благими кротко призывая, вино же еже страшнейшими возводя на добродетели". Ниже: "Вино же еже поученному и свирепому слову. Елей же к человеколюбному и милостивому слову". Ниже: "Полием утешения вином, помажем человеколюбия елеом". Вот так толкуется о масле и вине. Это мы должны к людям подмазываться и льстить их или же криком и угрозой брать над ними верх. И вот если не будешь этому верить, будешь противник Евангелию.

Гость:

– Добре, добре, братец, я охотно верю тебе, но еще мне протолкуй, братец, вот местом говорится в уставе: разрешаем на мясо и млеко, это 25 декабря.

Хозяин:

– С Божиею помощию отвечу и на это, опять же от Евангелия; от Луки, зач. 87, говорит: "Идеже тело, тамо соберутся и орли. А у Марка, зач. 100, вместо тела называется труп. Вот это и есть мясо, под этим трупом разумеется Христос умерший. И Христос Сам говорил: "И хлеб, его же Аз дам, плоть Моя есть, юже Аз дам за живот мира". И паки: "Рече им Исус: Аминь, аминь, глаголю вам, аще не снесте плоти Сына Человеческаго, ни пиете крови Его, живота не имате в себе. Ядыи мою плоть и пияи мою кровь, имать живот вечныи". Вот о каком мясе говорит устав: плоть Христова – ето и есть мясо, устав разрешает причащаться телу Христову, а не сахатину или оленину варить и исть. А под млеком разумеется кровь Христова – ето мы также говорим на основании Святаго Писания, если хочешь, я тебе десяток свидетельств приведу. 27 июля святаго великомученика Пантелеймона, когда усекнуша ему главу, вместо крове истече млеко. Да я говорю тебе, что я найду в Четиях не один десяток случаев, только нет мне время с тобой заниматься, да и что толку от сего, если ты невежа и слепец – сегодня я тебе говорю, а завтра ты все забудешь.

Гость:

– Нет, братец, не стесняйся, и не ленися учи, твое дело учить, а наше дело слушать и подчиняться. Да еще я спрошу: как ты, братец, духовную-то рыбину поймал и какой она породы?

Хозяин:

– Породы она татарской. За рекой татарин ночью выжигал извеску и потом заснул, а я подкрался и топориком стукнул по голове, и он перестал трепескаться, а потом приволок его домой.

Гость:

– А все же страшно ету духовную рыбу добывать. Если узнает начальство, то в тюрьме сгноят или сразу жизни лишат.

Хозяин:

– Да что и смотреть на ето? Хоть лося или осетра или духовную рыбу, все надо тайком добывать: если узнает рыбнадзор, то за лося и за осетра не погладит по головке.

Гость:

– А вот у меня никак не поднимается рука добывать духовную рыбу; мне кажется, это человекоубийство.

Хозяин:

– Я уже сказал тебе, что ты не совсем духовнопонимающий, а только исполу. Тебя убьет убивающая буква, ты должен бояться ее, как зверя: она тебя ужалит, она тебя уест: гони ее, гони от себя прочь, как волка в лес, как вепря в дубраву. Она для вас явная пагуба, она для вас как волосяная петля. Вот меня она уже не убьет, я ее выгнал из всех книг, я смотрю на нее, как на крокодила, я следую животворящему духу, я испытываю Писание по Господню гласу (Ин., 5, стих 39). Я извлекаю из Писания внутрь лежащий смысл, я ненавижу июдейскую лень, которые понимали Писание по букве, я осуждаю всех чувственников, буквоедов, буквожоров. За то, что они толкование святых отцов понимают по букве, то есть, по письму. А ведь писмя убивает, а дух живит. А если дух живит, то нужно понимать все Писание духовно, вплоть до детской азбуки. Ну и как, теперь ты согласен со мной?

Гость:

– Ну, это я понимаю и также говорю, что писмя убивает, а дух живит. Но я смотрю, братец, на тебя, что ты что угодно вынешь из Писания.

Хозяин:

– Почему ты так глупо думаешь? Что для тебя Божественное Писание леменева [2] проволока или свинцовая пластина, чтобы выгибать его куда нужно? Нет, в етом ты резко ошибаешься. Да и что мне с тобой терять время, какая польза? Говорит Христос: "Не дадите святая псом, ни помятайте бисер ваших пред свиниями, да не попрут их ногами своими (Мф., зач. 20). Ты же – явный блудник, и не только блудник, а даже кровосмесник.

Гость:

– Нет, братец, мы с женой сведёны по закону, и родства между нами никакого нет.

Хозяин:

– Ха-ха-ха, по закону! Давай раскроем божественное Писание, и сам увидишь, какой ваш закон. В Шестодневе третияго гласа на утрени на блаженных 1-й стих говорит: "Отвергшаго Христе заповедь твою праотца Адама из рая изгнал еси". А праотец это кто, ты думаешь?

Гость:

– Дак ето всем понятно, что ето дедушко.

Хозяин:

– Вот, Адам дедушко, а вы обои с женой от Адама от дедушки, и между вами только четыре степени по низходящей линии, а вы сродные брат с сестрой. И ты говоришь, между вами никакого родства нет. И ето не одно свидетельство, я тебе приведу еще целый ряд. Шестаго гласа на троичном каноне песнь девятая: "Врача человеком, Пречистая, родила еси, всесильна Христа и Господа, прародительныя язвы всех исцеляюща". И на утреннем каноне песнь седмая, первый творец: "Праотец же веселия исполнен явися". Прародитель или праотец – ето одно и то же, опять же говорит о Адаме. Пятаго гласа на утреннем каноне песнь пятая, первый творец: "Свободно содеяла еси от клятвы, Богородице, естество праотца". Там же, песнь осьмая, третий творец: "Преста ныне праотец печаль, яже радость приемши ти Богомати". Третияго гласа на утрени канон, песнь девятая, первый творец: "Из тли смертныя спасл еси, Христе, праотца, положся во гробе, яко мертв". А также и о Евве говорит. Четвертаго гласа на утрени канон, песнь шестая, третий творец: "Древле убо прельсти мя змий, и умори мя ради праматере моея Еввы". Ну, и что ты теперь думаешь? Живешь в таком беззаконии и за грех не считаешь, говоришь, вы сведены по закону.

Гость:

– Да, братец, ты меня вовсе ввел в переполох. Ну, а почему же в Кормчей и в Номоканоне и в Матфеи Правильнике положены степени родства – по восходящей и побочной и по низходящей линии до осьми колен, и есть родство позволительное к браку и непозволительное. А если так понимать, как ты учишь, то ведь все человечество от Адама и до кончины века, все будут только в четырех степенях между собою. Как ето, я не могу понять?

Хозяин:

– Ты опять воротишь на чувственное понимание, опять воротишь на убивающую букву, опять понимаешь по письму: ведь там чисто плотьское понимание о родстве, а мы совершенно против плотскаго понимания и держимся только за дух. Но и сколько ты думаешь о родстве форм позволительных и непозволительных?

Гость:

– Да я думаю, поди, двадцать есть.

Хозяин:

– Нет, мало сказываешь, наверно дважды по двадцать, да и больше есть. Но для нас ето все чепуха, сколько буть. Если о пророках Илие и Енохе насчитывается более ста свидетельств, и более пятидесяти книг свидетельствуют о том, что оне будут чувственно предотечи пред вторым пришествием Христовым. А с нашей стороны и нет ни одного свидетельства, кромя ложнаго из Феодора Студита, втораго тома; а мы все ети свидетельствы накрыли убивающей буквой и взяли верх и победу над чувственниками. И для нас нет разницы, хоть сто свидетельств, хоть тысячу, одна и та же покрышка – как стеклянки литровые, и трех, все закрываются одной капроновой крышкой – вот тебе ясный пример.

У нас такая тактика – если прямое и неотвратимое свидетельство против нас, то мы его должны относить к духовному пониманию, и тогда мы будем непобедимы до смерти, а ты три книги помянул, и хотишь на них обосноваться. Но и как ты теперь думаешь, – согласен, нет, со мной по части духовного понимания?

Гость:

– Ты, братец, совсем меня привел в безвыходность. Конешно, я духовное понимание чествую, но меня касается вопрос о степенях родства, так как я вижу и наша братия – духовнопонимающие, а живут с женами, и никто о етом не мудрствует.

Хозяин:

– Конешно, вам поневоле приходится закрывать свое беззаконие, все вы женатые и все в грехе виноватые, и все будите оправдываться, а духовное понимание будите подрывать. Ето мне вас судить справедливо – я живу одинокую жизнь и свободен от вашей страсти. И если что я привел из Шестоднева – то что Адам праотец, то есть дедушко, и Евва праматерь, то есть баушка, – и куда ты теперь попрешь? – ето тебе не сказки, – если, ты говоришь, духовное понимание чествуешь, – а ето как раз и есть духовное понимание. Послушай, что говорит блаженный Иероним, ч. 15, стр. 132: "Мы, носящии имя християн, оставляем убивающую букву и последуем животворящему духу". Того же, ч. 1, стр. 61, говорит: "Нет в писаниях слов простых, то есть имеющих только буквальный смысл, есть в них много сокровеннаго". Того ж, ч. 6, стр. 208: "Все, следующии закону и пророкам по букве убивающей, а не по духу животворящему, погибнут". Вот все вы, женатики, следуете по букве убивающей, поетому и погибнете. Вот поетому я с вами не ем, не пью и не молюсь. Вы отлучоны от Церкви ради беззаконных браков по Зонарю, правило 38. Вам епитимия на 12 лет по 170 поклонов на день.

Гость взял шапку в охапку и возвратился с горечью домой и встретился с чувственнопонимающим о временах и объяснил ему подробно о своем соседе-духовнопонимающем – как он толкует устав домашний и как понимает о степенях родства.

И говорит ему чувственник:

– Ну, и как, ты полностью с ним согласен?

Гость:

– Да у меня не сходится с ним понятие, мне кажется, он лишно духовно понимает, наша же братия только о временах духовномудрствуют, а домашний устав и о степенях родства не толкуют духовно.

Чувственник:

– Как имеющий одну анафему, так и имеющий три анафемы, обои не внидут в Царство Небесное. У тебя совершенно безосновательное ложнодуховное понимание только о временах, а у него еще два ложно духовных понимания – как домашнего устава, так и о степенях родства. И чем ты лучше его? Только тем, что у тебя лукавства и плутовства поменьше, а закваска у вас обоих одна, у обоих основание ложное: придумали ложную убивающую букву, которой в святоотеческом писании совсем нет. Ты послушай, что говорит блаженный Иероним (ч. 6, стр. 208): "Все, следующие закону и пророкам по букве убивающей, а не по духу животворящему, погибнут". Вот и смотри, где лежит убивающая буква? Она лежит в Моисейских и пророческих книгах. Говорит: "Все, следующие законам и пророкам по букве". Под именем закона называет Моисейския книги, в которых изложен ветхий закон; а под пророками – пророческия книги. Поетому и блаженный Иероним не сказал, что все, следующие святоотеческому писанию по букве убивающей, погибнут. И зачем он скажет, если в нем нет? Ты пожалей свою душу и поверь мне, что для нас теперь нет убивающей буквы, потому что духовнобожественное писание, как ветхозаветное, так и новоблагодатное, все святыми отцами растолковано. А теперешним всем толкователям святии отцы отрубили язык 19‑м правилом Шестаго вселенскаго собора, потому что толковать больше нечего, а только читать и следовать готовому толкованию. А если кто вопреки святым отцем будет излагать свое толкование, то ето противник Христу, а сотрудник – дияволу, и от таковых нужно отвращаться.

Гость:

– Беда мне от вас, неграмотному, обои вы на меня, и я не знаю, кому верить из вас.

Чувственник:

– Конешно, нужно верить тому, кто говорит истину, а если кто лжет, зачем верить ему?

Гость:

– Но, а как узнать, толи лжет, или правду говорит?

Чувственник:

– Узнать очень просто: если человек говорит правду, то он подтверждает Писанием и читает целые главы, листы и страницы поряду, а если человек лжет, то он выхватывает из Писания строки и полустроки, и делает ложный вывод и заключение, и тогда легко обольщает людей. Как говорит Ефрем Сирин: "Ложь из истины извлекает самый смертоносный яд". Вот ваша лжебратия лжедуховномудренники так и делают. А теперь еще не жгет и не морозит, и ето тебе еще не беда. Если не покаетесь, то беда вам будет после смерти, Христовы слова сбудутся и на вас, как Он говорит в Евангелии (Мф., зач. 35): "Отраднее будет земли содомстей и гоморстей в день судныи, нежели вам". Ты подумай, как вы Богу и святым Его досаждаете, когда берете словеса святых и на свой ложнодуховный смысл насильственным образом извращаете, и Церковь Христову раздираете, и незлобивые души во ад утопляете, за которых Исус Христос кровию пострадал. И если о едином грешнице кающемся бывает радость на небеси, а вы от Церкви Христовой полками людей отторгаете и во ад утопляете, то что же бывает на небеси, если не скорбь? Вот насколько тяжек ваш грех: для Христа вы явные враги, а дияволу верные слуги.

Гость:

– А я давно замечаю лукавство за своими стариками, поетому и защищать их не хочу. Провалитесь они во ад со своим лжедуховным мудрованием ко отцу своему дияволу, его же волю творят. А я отселе причитаюся Христу и к вам, чадом Его.

Теперь еще, боголюбче, скажи мне, в каких книгах говорится о пророках, что они будут предотечи второму пришествию Христову? Мой собеседник мне сказал, что более пятидесяти книг, в которых говорится о пророках, что они будут чувственно предотечи второму пришествию Христову, а по имени книги не назвал.

Чувственник:

– А вот, смотри, на следующей странице, по числу их 59, но я думаю, ето еще не все. Книги, в которых говорится о пришествии пророков:

В Евангелии напрестольном. 1
В Евангелии недельном. 2
В Евангелии благовестном. 3
В Евангелии нравоучительном 4
На Евангелие от Матфея беседа Златоуста, 57, страница 402 5
Беседы апостольския, лист 343. 6
Апостол толковый, лист 383 обор. 7
Беседы на Евангелие Григория Двоеслова. Книга 1, страница 58. 8
Его же книга 2, страница 110. 9
Синоксарь в неделю мясопустную. 10
Иоанна Дамаскина книга 4, слово 27 11
Иоанна Римлянина книга "Метафраст", глава 20, лист 471. 12
Иоанна Златоуста том II, страница 5. 13
Его же, том III, страница 73. 14
Его же, том VI, страница 474. 15
Его же, том XI, страница 575. 16
Преподобнаго Ефрема Сирина слово 105. 17
Его же, часть VIII, страница 54. 18
Андрей Кесарийский в Толковании на Апокалипсис. 19
Андрея Юродиваго, глава 66. 20
Альфа и Омега, глава 66. 21
Большой соборник, глава 8, лист 127 и лист 523 22
Книга о вере, глава 30, лист 270. 23
Амвросий Медиоламский, глава 8, страница 17. 24
Его же, Книга о девстве, глава 3, страница 6. 25
Кассияна Римлянина, книга его, страница 360. 26
Кирила Александрийскаго, том XII, страница 168. 27
Феодорита Кирскаго, том V, страница 175. 28
Его же, том VI, страница 81. 29
Его же, часть 4, страница 238. 30
Максим Грек, в слове о промысле Божии; глава 9, ч. 2, страница 189. 31
Книга Козмы Индикоплова, лист 129. 32
Пролог июля 20, слово Григория Мниха. 33
Святцы с летописью, 20 июля. 34
Книга Кирила, знам. 8, лист 47. 35
Четь Минея 20 июля. 36
Четь Минея Макарьевская, 20 июля. 37
Четь Минея Макарьевская, февраль, лист 874. 38
Четь Минея Макарьевская, сентября 23, лист 329. 39
Страсти Христовы, глава 25, лист 140. 40
Блаженный Августин, книга 5, часть VI, страница 264 и 256. 41
Евфимий Зигабен, толкование на Матфея, глава 17, стих 10. 42
Св. Мученик Иустин. Разговор с Трифоном, страница 73. 43
В Служебной Минее стихера и тропари Илие. 44
Книга Анфолагион, страница 995. 45
Блаженный Иероним, творения его, часть 15, страница 234. 46
Его же, часть 16, страница 169. 47
Его же, часть 3, страница 174, письмо 47. 48
Его же, часть 4, страница 345 и 348. 49
Его же, часть 11. 50
Феодора Студита т. 2, страница 274. 51
Протопоп Аввакум. В кн. История... Бороздина, страницы 23, 19, 35, 36, 37, 70 и другие. 52
Диякона Феодора. В кн. История раскола, VII, страница 186. 53
Лазарь, страница 9, в кн. Внутренние вопросы Смирнова. 54
Там же, страница 11. И том 4, страница 273. 55
Авраамий. В кн. История раскола, т. VII, страница 419. 56
Еще Аввакум протопоп... часть 2, страница 21. 57
Торжественник на 20 июля. 58
Поучение, лист 476. 59

Обезумевшия лжедуховномудренники против етих книг барахтаются со своим ложнодуховным мудрованием противу чувственнаго прихода пророков пред вторым пришествием Христовым.

Писал грешный Афанасий в марте 1977 г. на обличение Шурнишенской ереси.

Переписана в 1986 г.

Мурачев А. Г.


[1]

т.е. определенным образом выразил пожелание успешного совершения трапезы

[2]

Алюминиевая (ред.).

По материалам источников: "Правда Старой Веры"

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама