ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты
Проект "Староверы" (архив)

"Соборность рождается в единомыслии..."

М. Выгин :: 13 июня 2006

Как мы уже сообщали, 4-5 мая в Санкт-Петербурге прошел Всероссийский Собор Древлеправославной Поморской Церкви – самой многочисленной ветви старообрядцев, не имеющей священства. В отличие от многих других староверческих согласий, за столетия после раскола поморцы сохранились в том положении, в котором застала русских людей трагедия разделения. Они не стали приглашать епископов из-за пределов России, хотя священническая преемственность у них прервалась, равно как не дерзнули внести изменения в практику церковной жизни, чтобы приспособиться к новым обстоятельствам. Фактически у них ничего не изменилось с середины XVII века, события которого до сих пор остаются неуврачеванной раной нашей Церкви.

Секретарем Собора был избран представитель Сыктывкарской поморской общины Иван Васильевич Сокерин. По возвращении из Петербурга он ответил на вопросы.


– Этот Собор не первый, сколько у вас их было?

– Столь представительных, общероссийских, было всего два, в 1909 и 1912 годах. По их итогам были изданы книги соборных деяний, которые в течение ХХ века хранились во многих старообрядческих семьях. В них тогда вошли не только соборные решения, стенограммы, но и статьи из газет. Ведь эти соборы широко обсуждались в прессе Российской империи. Вначале превалировали скептические заметки, но затем, по ходу заседаний, газеты стали писать с симпатией о "твердости", с какой поморцы выступили против обмирщения и западного образа жизни, затронувших общество и самих старообрядцев в ту пору. Из главных итогов тех соборов: был уточнен статус духовных наставников, которые возглавляют общины, утвержден порядок созыва соборов. Он и использовался ныне, спустя 94 года.

– И какие решения принял нынешний Собор?

– Одобрена деятельность Российского Совета ДПЦ, который был создан 17 лет назад, избран новый его состав, а также председатель – Олег Иванович Розанов, настоятель Невской (Санкт-Петербургской) Поморской общины. В предсоборную комиссию от российских общин поступило 115 различных вопросов, и Собор, после обсуждения, дал на них ответы. Не на все, конечно, а только на два десятка самых сложных и необходимых для церковной жизни. Были острые вопросы о женском служении, о канонизации пострадавших от гонений "официальной церкви" и другие. Я ожидал больших споров, борьбы мнений, но на удивление среди собравшихся царило единомыслие. Хотя люди съехались из отдаленных уголков страны и прежде не только не общались, но даже не знали о существовании друг друга. Такому единодушию удивились и гости Собора – поморцы из ближнего и дальнего зарубежья.

– Нашу газету, насколько мы знаем, читают и старообрядцы. Им будет интересно узнать подробнее о соборных решениях...

– Они все касаются конкретики церковной жизни. Например, вот одно из решений: "Не следует допускать к общей молитве христиан, утверждающих, что не имеют нужды в покаянии духовному отцу". Вы, наверное, знаете, есть такая древняя книга "Скитское покаяние" – ее вместо исповеди читает православный в том случае, если он находится вдали от людей и, соответственно, не может исповедаться духовному отцу. Так вот некоторые у нас говорят: "Я читаю эту книгу, и другой исповеди мне не требуется", – хотя живет среди людей, рядом с духовником. Эта практика осуждена.

Задавался и такой вопрос: "Может ли женщина быть духовным наставником и духовным отцом"? Соборный ответ: нет, в общине, где отсутствуют мужчины, одна из женщин по благословению духовного отца может исполнять ради нужды лишь обязанности старшей служительницы.

Ситуация, когда в общине одни женщины, для нас не редкость. Бывает, что духовный отец находится за сотни километров и на исповедь не удается часто ездить. В связи с этим обсуждался следующий вопрос: "Может ли женщина принимать исповедь?" Ответ: "Как и всякому христианину, в нужных случаях допускается".

– Вообще-то, это общая церковная практика – в исключительных случаях исповедоваться друг другу. А были вопросы сугубо "старообрядческие"?

– Например: "Можно ли иноверным фотографировать внутренний вид храма, молящихся и производить запись службы?" Решено: нельзя, чтобы из богослужения не делать зрелище.

– А сами поморцы снимать могут?

– Только по благословению духовного отца. Все-таки вид храма, его благолепие – это одна из форм проповеди и славословия Богу. И мы в своих календарях помещаем такие фотоснимки. Но во время живой молитвы, богослужения – не фотографируем.

Был еще один похожий вопрос: "Можно ли в комнате, где находится собака и курят табак, держать иконы, совершать молитвы?" Последовал ответ: "Молиться Богу можно в любом месте. Держать же икону в таких помещениях нельзя".

– Какое из решений более всего затронет жизнь в ваших общинах?

– Наверное, о смешанных браках. Часто бывает, что в семье муж или жена не крещены старообрядцами. И соборно решено впредь не разрешать тем, кто находится в смешанном браке, быть певчими в храме. С оговоркой: "Ранее допущенных по нужде служителей оставить в причте как исключение". Это наша жизнь. Остальные вопросы, наверное, вам не так интересны...

– Например?

– Многих волнует, класть ли в руку усопшего рукописную Подорожную, в которой дано отпущение грехов. Это древняя православная традиция, и мы должны ее соблюдать. И Собор так ответил: "Класть по местному обычаю в неподписанном виде. Рукописание есть разрешительная молитва иерея, читать которую над усопшим и подписывать наши духовные отцы не имеют права". Собор четко показал: вот здесь священнические действия, которые мы не творим, поскольку не дерзаем восхищать недарованное; а вот здесь – то, что мирянам позволительно по необходимости.

– А как вы, например, служите вечерню, утреню и другие службы, ведь там есть священнические возгласы?

– По канону: "Аще есть священник, глаголет: "Благословен Бог..." Аще ли нет священника, глаголят: "За молитв святых отец наших..." И отпуст другой читается, вместо "Христос истинный Бог наш...", который должен произносить священник, мирянин произносит: "Господе Исусе Христе Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоя Матере...", и так далее. Эта практика была принята в Русской Православной Церкви еще до раскола в так называемом "Поморском уставе", составленном для наших северных окраин. Ведь один священник был на сотни верст округ, и мирянам, "простецам", приходилось самим служить.

– У нас на Севере в некоторых селах до сих пор так вычитывают Обедницу. При этом священники, хоть раз в году, но все же посещают их, исповедуют, причащают. И люди ждут их. А вы, наверное, за триста лет смирились с отсутствием священства?

– На самом деле есть скорбь. Мы ведь читаем старые книги, знаем, какой должна быть церковная жизнь. Но так произошло, и полагаем это волей Божьей, исполнением пророчеств о последних временах.

– Ожидалось, что ваш Собор канонизирует протопопа Аввакума.

– Было предложено прославить в лике святых мучеников: епископа Павла Коломенского, протопопа Аввакума и с ним сожженных, иерея Лазаря, дьякона Федора, инока Епифания. Они, как и тысячи других, пострадали в результате гонений на старообрядцев после раскола. В уложении нынешнего Собора был дан такой ответ: "Древлеправославная Поморская Церковь безусловно почитает память страдальцев за благочестие и несомненно верует в их святость. Однако в настоящее время как безиерархическое церковное общество, следуя благорассуждению прежде бывших Поморских пастырей и учителей, не дерзает произвести причисление их к лику святых. Предлагаем христианским обществам праздновать дни памяти мучеников служением соборных панихид". То есть, не имея иерархической полноты, мы опять же не можем решать такие вопросы.

– Что еще обсуждалось?

– Было сделано пять докладов о внутрицерковной жизни, в том числе "О Соборе и соборности" и "О секуляризации". Председатель РС ДПЦ д.н. Олег Иванович Розанов проанализировал продолжающиеся процессы обмирщения, говорил о подмене веры культурой.

– Вы также выступали на Соборе с докладом. Как он назывался?

– "Об управлении ДПЦ и изменениях в Устав". В нем шла речь о том, насколько приемлем демократический подход в управлении церковной жизнью. И был сделан вывод: в чистом виде он в Церкви недопустим. Демократия подразумевает борьбу мнений и главенство большинства, независимо от его духовного состояния. И это идет против соборности, которая рождается в единомыслии, а единомыслие рождается при приближении к Богу, по слову аввы Дорофея: чем ближе люди к Богу, тем ближе они друг к другу. В Церкви наибольшее значение имеет не частное мнение и не совокупность таких мнений, а преемственность передаваемого церковного Предания, для восприятия которого нужны подвиг, время и благочестивые наставники.

– Видимо, эта тема – о демократии – возникла не случайно?

– Да, к сожалению, в последнее время мы вынуждены принимать в общины людей невоцерковленных, далеких от благочестия. Тем самым они получают поддержку и удерживаются от духовной гибели в миру. Но это не значит, что мы должны предоставлять им равные, "демократические" права по управлению Церковью. На мой взгляд, право голоса на собраниях должно даваться новоначальным только по решению совета общины или ходатайству их духовных отцов. Кто восприял Предание, тот и голос имеет.

Вообще, чистоту веры призвана хранить священническая иерархия, но даже она на сто процентов никогда не ограждала церковную среду от проникновения людей случайных. Для нас же это особенно актуально.

– На Соборе много было поморцев с Севера?

– Если не считать тех, кто имел статус наблюдателя, своих представителей прислали 74 общины. В том числе из Архангельской, Пермской областей, из Республики Коми и Ненецкого округа. А с Вятки, к сожалению, никого не было – люди там, видно, пожилые и не смогли приехать.

– Спасибо за интервью.

По материалам источников: Газета «Вера»-«Эском»

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама