ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Святость – постоянный укор современным христианам

Семинар "Образ святости в ХХ веке: героизм или подвижничество" состоялся в "Русском Зарубежье"

25 марта 2009

Значимы ли для сегодняшней российской интеллигенции традиции героизма и подвижничества? Насколько воспринят современной Церковью опыт новомучеников? В каких святых нуждается наше время? Эти непростые вопросы были поставлены перед участниками девятого семинара из цикла "Наше время еще не разгадано..." Опыт ХХ века и его осмысление в культуре русского зарубежья". Семинар на тему "Образ святости в ХХ веке: героизм или подвижничество" состоялся 23 марта в Доме Русского Зарубежья им.А.И.Солженицына (так с недавних пор называется Библиотека-фонд "Русское Зарубежье"). Для обсуждения была предложена статья С.Н. Булгакова "Героизм и подвижничество (Из размышлений о религиозной природе русской интеллигенции)" из сборника "Вехи", 100-летие которого отмечается в этом году. В семинаре приняли участие: руководитель Школы молодежного служения Патриаршего Центра духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре (ЦДРМ) игумен Петр (Мещеринов) и сотрудник Синодальной комиссии Русской Православной Церкви (РПЦ) по канонизации святых, профессор Санкт-Петербургской духовной академии, историк, протоиерей Георгий Митрофанов. Свои размышления на тему семинара прислала поэт, филолог, переводчик Ольга Седакова, которая не смогла лично присутствовать на заседании.

Игумен Петр (Мещеринов) начал свой доклад с разграничения двух подходов к святости. Первое представление о святости – "евангельское, подлинно церковное, то, которое содержит Православная Церковь как своё учение". Эта святость является, "с одной стороны, заданием и идеалом для христианина, с другой – составляет сиюминутную норму его практической жизни"; она проявляется "как повседневность, и причём отнюдь не скрытая, а всеми видимая – так да светит свет ваш перед людьми (Мф. 5, 6)".

Это подлинное понимание святости подменяется неким "идеологическим", "общерелигиозным", а по сути – "языческим восприятием святости как особости, "выделенности", сакральности, чудесности, эффектности в сочетании с неким сверхъестественным "могуществом" и властью над обычными людьми: врачеванием, прозорливостью и т.п." Святые, отличившиеся подобными деяниями, широко почитаются в народе, а вот новомученики, "явившие именно нравственный христианский подвиг", известны немногим. Такое "псевдоцерковное" понимание святости, отмечает докладчик, "менее всего чувствительно к нравственности и подлинной христианской духовности".

В обсуждаемой статье из сборника "Вехи" о.Петр находит созвучие своим мыслям: С.Н.Булгаков также противопоставляет евангельской святости, "повседневному подвижничеству" с его "ровностью течения" – – "героизм", для которого "характерны вспышки, искание великих деяний" и который столь свойствен был интеллигенции начала ХХ в.. Именно героизма всегда требует та самая "вторая" святость, на которую и по сей день ориентирует свою паству "церковная дидактика". Эта "подмена", этот "трагический разрыв между учением Церкви и ее реальной жизнью" (то, что прот.Александр Шмеман называл "номинализмом") есть "глубинная вещь, дающая проекцию на многие сферы жизни", уверен о.Петр.

По его словам, многое в статье С.Булгакова актуально по сей день. Например, С. Булгаков предлагает интеллигенции заменить её "абстрактный героизм на церковное подвижничество", упрекая интеллигенцию в том, что она "не увидела Церкви". О.Петр не согласен с автором статьи: "Я думаю, что как раз увидела, и, увидев, не захотела менять... героизм реальный (по её представлению) на номинальный. И в этом есть правда жизни, из которой мы, люди церковные, на мой взгляд, не сделали совершенно никаких покаянных выводов".

Говоря о том, какие метаморфозы претерпели в ХХ веке описанные С.Н.Булгаковым традиции героизма и подвижничества, выступавший отметил, что "со стороны Церкви никаких изменений не произошло, наоборот, номинализм её только усилился". Вместо понятия о "повседневном духовно-нравственном течении христианской жизни" с амвона скорее можно услышать о "героическом подвиге аскетики и охранении устоев Православия от модернизма и Америки с Западом". По наблюдениям о.Петра, "о правильной катехизации, объяснении основ духовной жизни, о подчёркивании значения христианской нравственности пастыри нынешней Церкви пекутся, к сожалению, менее всего".

Что же касается почитания подлинных христианских подвижников ХХ в., то игумен считает, что "память новомучеников и жертв преступлений дьявольского советского режима просто предана": "Россия живёт так, как будто их вовсе не было; почитание новомучеников в Церкви очень поверхностно". Для того, чтобы "становиться наследниками опыта новомучеников", нужно начать "с восстановления прав христианской нравственности в церковной жизни и с того, чтобы быть честными перед самими собою", заключил докладчик.

О. Георгий Митрофанов"Мы предали новомучеников – это слишком слабое выражение", – – откликнулся на заявление о.Петра о.Георгий Митрофанов. "Мы их не предали – Вы слишком хорошо думаете об уровне рефлексии нашего церковного народа. Мы просто не поняли, что произошло, не дали себе труда понять". По словам священника, который уже 16-й год трудится в комиссии по канонизации, "подавляющее большинство новомучеников неведомо церковному народу". Но дело не только в отсутствии информации: как утверждает о.Георгий, "нам даже не приходит в голову, что прославление новомучеников – повод для серьезного критического осмысления церковно-исторического пути". "Прославив Собор новомучеников, мы как будто избавили себя от необходимости соотносить с ними свою жизнь. Разъедающий нашу церковную жизнь дух триумфализма мешает нам увидеть этот страшный вызов, брошенный нам новомучениками – вызов покаяния". Как считает священник, новомученики уже принесли свое покаяние за то, что произошло с Церковью и страной. В подтверждение своих слов докладчик привел слова священномученика митрополита Кирилла (Смирнова): "Мы только и годны на то, чтобы сидеть в тюрьмах" – – это "слова величайшего покаяния, который произнес величайший праведник от имени всех новомучеников".

Как отметил о.Георгий, с этой точки зрения совершенно неуместны "рассуждения о том, что мы были великими, потому что наша Церковь дала столько новомучеников, как никакая другая Церковь в мире, и сейчас мы великие, потому что у нас хватило... не дерзновения, а дерзости прославить их, заключив в ризы, из которых они уже не смогут вырваться в церковную жизнь, не смогут вызвать у нас ощущение стыда за то, что все это происходило в нашей стране, в нашей Церкви".

"Собор новомучеников должен стать для нас страшным укором за наше прошлое, предостережением за наше настоящее, но ни в коем случае не должен быть поводом к какому-то духовно-историческому триумфализму", – – утверждает церковный историк.

Отвечая на вопрос о том, какие святые нам нужны сейчас, о.Георгий согласился с предыдущим докладчиком: "Уж, конечно, не те, которые занимаются ритуально-атрибутивной имитацией возрождения Святой Руси, а те, кто повседневным трудом и повседневной порядочностью напоминают нам об элементарных христианских ценностях, которые забыты нами".

Говоря о статье С.Булгакова, священник заявил о своем несогласии с выводами автора о полной секуляризации мировоззрения интеллигенции начала ХХ в. Историк полагает, что критика С.Булгакова была на самом деле направлена против маргинальной, революционной части интеллигенции. Однако ему не удалось увидеть в большей части интеллигенции "религиозной мотивации", "христианского творчества", настоящего подвижничества, о чем свидетельствуют судьбы П.Столыпина, братьев Трубецких, А.Деникина, И.Павлова, Рябушинского и многих других. Последние представители этой интеллигенции были уничтожены в 30-е годы, констатировал о.Георгий.

Ольга Седакова в своих размышлениях о статье Булгакова отметила, что последние отзвуки "той" интеллигенции можно было обнаружить до середины 70-х гг., когда в настроениях ранних диссидентов еще присутствовал "мирской героизм, жертвенный – ради народа, страны или правды". О.Седакова рассматривает эволюцию "русского извода героизма": от народнического идеала мученичества за "страдающий народ" до "железных героев гитлеризма и коммунизма". Упомянув о настроении "гуманного антигероизма" советского андеграунда, которое в 90-е гг. превращается в "простой цинизм", она говорит о сегодняшней жизни, в которой "элемента героизма не хватает, как не хватает какого-то минерала или витамина".По ее мнению, "поиск героизма" ярче всего обнаруживают сегодня нацболы. Пообщавшись с ними, О.Седакова убедилась, что это – "культурные сироты", которые реанимируют "Павку Корчагина", а о христианских подвижниках вообще ничего не слышали. Интеллигенция же, приходящая в Церковь, в большинстве своем "о подвижничестве и не думает", утверждает О.Седакова. Однако наше время, как и всякое другое, тоже нуждается в святых. "Но в эпоху, которую все ощущают как особенно мутную, грязную, мелкую, эта нужда особенно сильна. А какой образ у современной святости – это покажут святые. Ведь это они делают прозрачнее волю Божию. Наше время нуждается и в просто порядочных людях. Наше время нуждается и в очень талантливых людях".

Источник: Благовест-инфо

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама