ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Правда.ru": Виктория Стеклова. Религиозный омут: сектантские организации в России

12 сентября 2003

Моё желание посетить одну из религиозных общин Ростова возникло после случайной встречи с бывшим сокурсником. В нашей группе Олег Трифонов был примечательной личностью – не пропускал ни одной юбки, без бутылки пива и сигаретки в зубах его ни разу не видели, даже в дни сдачи экзаменов он ухитрялся появляться изрядно навеселе. На третьем курсе он внезапно бросил университет. Пару раз заходил, но это был уже не тот, прежний, Олег. Он больше не рассказывал анекдоты, не уделял должного внимания девушкам, вообще не пил и даже бросил курить. По факультету прошёл слух о том, что он сгинул в секте.

Теперь, полгода спустя, на вопрос о роде его деятельности, Олег ответил, что, мол, лечит алкоголиков и наркоманов, выходя для этого... «в астрал». «Хочешь, я изгоню из тебя дьявола?» – вдруг вполне серьёзно предложил он. Я не хотела, и потому быстро распрощалась с полусумасшедшим приятелем, ставшим таковым за считанные месяцы.

Собрание «Церкви Христа», на которое я попала, проводилось в арендованном помещении ДК на улице Тургеневской, 39. Это не единственное место – адептов упомянутой религиозной общины в нашем городе столь много, что собираются они в разных, подходящих по формату, залах, едва ли не каждый день. Иногда общаются отдельно по группам: дети, студенты, девушки, юноши и пр.

В этот раз намечалась общая, воскресная проповедь, и ещё за полчаса до назначенного времени к зданию ДК стали стекаться толпы молодых (и не очень) людей. Сразу внимание привлекло их обращение друг к другу – они всячески демонстрировали доброжелательность: сверкали голливудскими улыбками, обнимались, при любом случае стараясь дотронуться до собеседника.

Меня сразу «вычислили» как новенькую и тут же прикрепили двоих – девушку Женю лет двадцати трех и более взрослую Любу – врача скорой помощи. Больше в тот день они от меня не отходили: расспрашивали об учёбе, месте жительства, интересах, отношении к вере. Номер своего телефона, несмотря на всю навязчивость этого вопроса, я утаила, и потому мне назначили встречу на следующий же день. Женя сбивчиво рассказывала о том, в каком дерьме она раньше жила: пила, кололась, воровала, и лишь попав в лоно церкви, смогла начать новую жизнь.

Харизматическим лидером ростовской общины является Вадим Гоняев. На вид лет 30–35. Высокий, красивый, обаятельный, стильно одетый молодой человек. Он напоминал принца из моей подростковой мечты.

Вадим и в этот раз вел проповедь. Замечательно, нужно заметить, вёл. Живо, доступным языком, с понятными и убедительными примерами, что называется, из жизни, а его великолепная дикция сделала бы честь любому ведущему центрального канала. Он скрупулёзно анализировал отрывок из какого-то там завета (к стыду своему должна сознаться, что слабо в этом разбираюсь) – «Богач и Лазарь». Думаю, новичков больше всего и подкупает цитирование руководителями общины святых писаний. Только вот трактуют они их как-то по-своему, даже на взгляд «непрофессионала», слишком примитивно. Вадима битком забитый зал слушал, затаив дыхание, и лишь изредка перебивал истерическими выкриками «Давай, Вадим!», «Мы с тобой, Вадим!», «Правильно, Вадим!».

Добросовестной прихожанки из меня явно не получалось – зевая, я едва не свернула себе челюсть, и только под сверлящим, как рентген, взглядом Любы, принимала сосредоточенный вид. Она услужливо подсовывала мне то книгу Завета, чтобы я могла следить за текстом, то слова церковных песен. В перерывах между проповедями других авторитетных членов общины адепты вскакивали и, пощёлкивая пальчиками (креститься здесь не принято), воодушевлённо исполняли религиозные песни, больше напоминавшие какие-то джазовые пассажи.

Маленькие дети прихожан в это время занимались в другом зале. В место культивирования будущих адептов «Церкви Христа» я, в силу возраста, пробиться не смогла. Но охват аудитории «по интересам» впечатлял.

Говорят, что эта община – ещё не самое худшее место, куда может попасть ростовчанин. Здесь не приносят жертв сатане и не занимаются групповым сексом. Напротив, членам «Церкви Христа» запрещено иметь недозволенные отношения до свадьбы, встречаются и проводят свободное время они только с единомышленниками, вступают в брак также со «своими». Попадают в общину в основном приезжие и просто одинокие люди, замученные своими проблемами. Их подкупает показное участие, доброжелательная атмосфера. Только вот запросто покинуть организацию они потом почему-то никак не могут.

На вопрос, зачем миссионеры проводят такую титаническую работу по внедрению в нашей стране новых общин, ответ нашелся сам собой: каждый адепт церкви ежемесячно должен вносить в кассу от 10 до 15 процентов всех своих заработков. Кроме того известна масса случаев, когда только этими взносами дело не заканчивалось.

«Пирамидальный» принцип

«Церковь Христа» была основана пастором Кип Мак-Кином в городе Бостоне (шт. Массачусетс, США) в 1979 году, оттуда учение вскоре распространилось и далее. В середине 90-х годов прошлого века международные «Церкви Христа» насчитывали в 89 странах мира 118 тысяч прихожан. Сегодня «Церковь Христа» за границей считается одной из самых закрытых и опасных деструктивных религиозных организаций, которой за её радикализм официально запрещено действовать в университетах США и Великобритании.

Доктрина «Церкви Христа» сочетает крайне примитивное буквалистическое (а следовательно, и доходчивое) толкование христианства с очень агрессивными методами воздействия на личность, целью которых является подавление критических чувств и мыслительных способностей человека.

Культ построен по «пирамидальному» принципу: у каждого «наставника» есть несколько «учеников», жизнь которых они тщательно контролируют. Используются следующие методы давления: навязчивость, лишение свободного времени, сна, неадекватное питание, привитие комплекса вины, тотальный контроль за свободным временем адепта.

Те, кто покинул религиозную общину, для своих бывших друзей как бы исчезает. Зачастую к ним относятся как к умершим, даже хуже: умерших часто поминают добрым словом; тех, кому удалось вырваться из «Церкви Христа», – никогда, их словно не существует.

К последствиям пребывания в лоне «Церкви Христа» относят сужение духовного и интеллектуального кругозора, агрессивность в вопросах веры, разрыв отношений с друзьями и родственниками, аномальные психические изменения.

За комментарием мы обратились к Владимиру Попову, главному специалисту комитета по межнациональным отношениям, религии и казачеству администрации города Ростова-на-Дону:

– К нам уже неоднократно с жалобами обращались родственники молодых людей, попавших под влияние этой религиозной группы. Приходил парень из училища Грекова, рассказывал о том, что две его сокурсницы после месяца посещения проповедей «Церкви Христа» впали в тяжёлую депрессию, но прекратить ходить на собрания не могли. Другая ростовчанка одна воспитывала сына, а он, попав в общину, сразу же решил отдать туда свой компьютер, никаких возражений и слушать не хотел.

Пострадавшие от деятельности церкви ростовчане говорят о плотной опеке своих близких единоверцами, с которыми те встречаются до трёх раз в неделю, а то и чаще. Среди других отличительных особенностей – контроль над сознанием адептов руководителями общины; отношения строятся по принципу деструктивной организации, деления на «мы» и «они» («они» – это те, кто не относится к прихожанам, с ними предлагается прервать отношения).

Многие из адептов церкви на самом деле бросают пить, курить и отказываются от других вредных привычек. В то же время они полностью уходят в религиозную общину, без которой больше не могут жить. Они с удовольствием отдают туда последние деньги, ценные вещи, бросают семьи, маленьких детей, престарелых родителей и уезжают заниматься миссионерской деятельностью в другие города.

Официально же нарушений в деятельности церкви не обнаружено, поэтому оснований закрыть ее нет. Это можно было бы сделать по многочисленным обращениям родственников, а те, как правило, не хотят огласки.

Недавно родители одной девушки, пытавшиеся вытащить её из «Церкви Христа», дошли до аппарата полпреда в ЮФО. По их словам, в голове у дочери остались одни песнопения, все интересы замкнулись на церкви: она стала плохо учиться, порвала отношения со своим женихом, поскольку он не одобрял её новых увлечений, к ней прикрепили «брата» – адепта той же организации, с которым она теперь должна была встречаться, а позже выйти за него замуж. Заявление родителей переслали в областную прокуратуру, оттуда – в районную. Но не туда, где находится церковь, а по месту их жительства. В общем, так ничего родители и не добились.

Сейчас на территории Ростова действует около 85 религиозных организаций. Но больше всего жалоб поступает именно на «Церковь Христа».

***

Такую визитку в любой момент вам могут всунуть в руки на улице. Но прежде чем пойти по указанному там адресу, хорошенько подумайте: действительно ли вам это нужно?

"Правда.ru", 10 сентября 2003 г.
[оригинал статьи]

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама