ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Гореть желанием послужить Богу и Церкви"

К 10-летию Сретенской духовной школы

Протоиерей Максим Козлов :: 26 марта 2009

– Отец Максим, где учились вы?

– Сначала я учился в средней школе, затем на филологическом факультете МГУ, где специализировался на изучении древних классических языков, а именно латинского и греческого. Благодарен духовнику, который, вопреки моему желанию, благословил меня сначала идти в университет, а не прорываться сразу в духовную школу. Тогда мне было непросто принять его решение... Учеба в университете мне много дала, и для духовной жизни тоже: навык интенсивного труда, понимание своей ответственности, необходимость ограничений. На первых курсах я спал не более пяти-шести часов в сутки. И это было к лучшему, поскольку помогло избежать многих юношеских искушений. По милости Божией в те годы я не знал других дорог, кроме как в храм, университет, библиотеку и к немногочисленным, но добрым друзьям. На другое просто времени не оставалось.

– Как в советское время вы пришли к вере?

– Об этом можно рассказывать или очень пространно, или очень кратко. В 14 лет принял крещение в храме Илии Обыденного. Это был период моих внутренних исканий, которые связаны с жесточайшим духовным голодом. Сильно помогла мне тогда русская классическая литература. На свой страх и риск слушал я и передачи радио ВВС, которые вели митрополит Антоний Сурожский и священник Владимир Родзянко, впоследствии епископ Василий. И я им очень благодарен, до сих пор молюсь за них. И, конечно, бесконечно много мне дало общение с хорошими, интересными, образованными людьми, которые, как я позже узнал, были православными. Если по-человечески рассуждать, то именно эти три обстоятельства подвигнули меня к ограде церковной.

– Как созрело ваше решение учиться в духовной семинарии?

– После крещения я сразу хотел идти в семинарию. Будучи, как и все мальчишки, задиристым максималистом, тотчас захотел подвига, хотя и очень плохо ориентировался в церковной жизни. Хорошо, что тогда мои юношеские устремления духовник мудро корректировал и благословил, как я уже говорил, по окончании школы поступать в университет. Я искренне надеялся провалиться, придти к батюшке и сказать: "Видите, я пробовал, и не получилось, что теперь будем делать?". Но я все-таки поступил. Университет я закончил в 1985 году, когда неотвратимо наступало время больших перемен. И по отношению к Церкви стали возникать некоторые послабления. Так, человек с высшим образованием мог поступать в духовную семинарию, что раньше было невозможно. Но когда я подал документы, скончался ректор Московской духовной академии владыка Александр, архиепископ Саратовский. Незадолго до своей кончины он долго разговаривал со мной, спрашивал, как и чему я учился. И сказал, что семинарии нужен преподаватель немецкого языка. Я владыке ответил, что немецкий изучал, но знаю его недостаточно. Но он благословил получить семинарское образование экстерном, совмещая это с преподавательской деятельностью.

– Батюшка, чем запомнились вам ваши семинаристские и академические годы? Можете ли вы сравнить их с нынешним состоянием духовных школ?

– Я могу сказать, что тогда был один, как теперь многие понимают, положительный момент, который сейчас утрачен. И не потому, что семинарии стали хуже, а потому, что время – другое. Тогда поступление в духовную школу для молодого человека означало поступок, причем не только духовный, но и гражданский. И зачастую, принимая такое решение, человек автоматически противопоставлял себя родным, друзьям, сослуживцам и попадал в социальный вакуум. И это было своего рода "предварительным" отбором, делая поступление в семинарию более осознанным. Еще: в начале 1990-х годов в духовных школах получили возможность учиться люди, которым раньше это запрещалось различными властными структурами. Это были блестящие наборы, из которых вышли яркие, известные ныне священнослужители. Таких семинаристов было интересно учить. Они буквально горели желанием послужить Богу и Церкви. И, что немаловажно, у них можно было многому научиться.

– А кто преподавал тогда в духовной школе?

– Я безгранично благодарен тем, кто встретил нас, молодых студентов, в стенах лавры. Могу назвать Ивана Васильевича Воробьева, который учил семинаристов латинскому языку. Он очень помог мне, оказавшемуся вдруг в статусе преподавателя, своим добрым отеческим отношением и профессиональными советами. Все мои семинаристские и академические учителя отличались истинным благочестием и являются для меня примером того, как глубокие знания не надмевают и человек не становится рационализирующим богословом с холодным сердцем.

– Как произошло ваше знакомство с ректором Сретенской духовной семинарии – архимандритом Тихоном (Шевкуновым)?

– Наше знакомство сложилось, когда мы оба были еще мирянами и сотрудничали с Издательским отделом Русской Православной Церкви. Деловое общение, переросшее в дружеское, началось в Донском монастыре. Тогда у нас были свои скорби и радости, свои отношения со священноначалием. Тогда же церковная общественность стала резко колебаться в оценках поступков некоторых священнослужителей. И здесь обнаружилось наше – очень отрадное – единство взглядов.

– В качестве заместителя председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви и его главного инспектора вы принимали участие в инспектировании Сретенской духовной школы. Как по прошествии лет вы оцениваете ее развитие?

– Я стоял за инспектирование Сретенской духовной школы, когда встал вопрос о ее преобразовании из духовного училища в семинарию. И могу сказать, что тогда были все основания для повышения статуса. И это положительно характеризует отца ректора, который в известном смысле перфекционист. Он, если за что берется, доводит качество до предельных степеней.

– Но ведь в Московской епархии к тому времени были и другие семинарии.

– Да, это так. Но в случае со Сретенской школой все начиналось с намерения наместника образовать братию, добиться, чтобы насельники могли грамотно отвечать на все вопросы своих пасомых, среди которых большое число высокоинтеллектуальных людей. И параллельно с этим стали подбираться другие учащиеся, монастырские трудники, ребята, которые узнавали об училище от своих знакомых. Такое вот возрастание семинарии, когда ее сверху никто не учреждал, а одно хорошее начинание перешло в другое. Примечательно, что подобным образом формировалось большинство ныне действующих церковных просветительско-образовательных учреждений. Так образовалась фундаментальная "Православная энциклопедия" – из небольшого издательства, планирующего выпустить лишь несколько книжек. Так возник Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, где я тоже преподавал. Сотрудничал я и с Димитриевским училищем сестер милосердия, несколькими православными гимназиями. Наше духовное образование постепенно укрепляется по неизреченной воле Божией.

– В связи с этим хочется задать вам вопрос общего характера. Какие трудности в становлении современной системы духовного образования и воспитания представляются вам наиболее существенными?

– Общеизвестно, что долгие годы процесс духовного образования был жестко лимитирован советскими органами и преподавание богословских дисциплин безжалостно сокращалось. Учебный комитет являлся номинально существовавшей структурой. Теперь же мы направляем учебный процесс и вводим стандарты духовного образования, следя за его унификацией, готовим пособия, распределяем преподавателей в семинарии и училища. Кроме того, произошло увеличение срока обучения – с четырех до пяти лет, что приравняло духовные школы к вузам. Однако определенные сложности, конечно, имеются. Есть внутренние трудности, связанные с недостатком кадров, неудовлетворительным материальным обеспечением, низкой оплатой преподавательского труда. Остро стоит проблема контроля за выпускниками семинарий, за их целесообразным распределением на приходы, ведь хорошо учившийся студент должен быть уверен: его знания и навыки будут востребованы.

– Отец Максим, какие предметы вы преподаете в Сретенской семинарии?

– Я стал сразу же читать сравнительное богословие, поскольку много лет преподавал в Московской духовной академии дисциплину "Западные вероисповедания". Чуть позже в Сретенской семинарии мне поручили курс пастырского богословия – важнейший для духовного образования.

– Как, с вашей точки зрения, необходимо преподавать пастырское богословие сегодня?

– Чрезвычайно важно данную дисциплину не сводить к истории предмета, как это, как сожалению, до сих пор делается. Необходимо четко осознать: с одной стороны, у пастырского богословия есть твердые библейские и святоотеческие обоснования. С другой стороны, это принципиально практический предмет, который вечные принципы нашей веры учит применять к конкретным случаям. И я всегда обращаю внимание своих студентов именно на прикладные аспекты пастырского богословия.

– А чему еще нужно обязательно учить семинаристов?

– Еще раз повторю: нужно уделять больше внимания церковно-практической деятельности, чтобы она не превращалась в некую абстракцию. Сейчас чрезвычайно востребованы знания по пастырской психиатрии, поскольку велико число людей с психологическими патологиями, и в основном они ищут поддержки в Церкви. Не помешают семинаристам и знания хотя бы одного нового иностранного языка, а также начальный курс языков древних.

– В продолжение темы позвольте задать еще один "практический" вопрос. Поступая в семинарию, молодой человек попадает в достаточно замкнутый и во многом специфичный мир. А когда он, получив большой объем серьезных знаний, завершает свое обучение и принимает сан, то не может найти общего языка со своей паствой. В чем, на ваш взгляд, все-таки суть этой проблемы? И каковы пути ее решения?

– Это сейчас действительно крайне актуальная проблема, и связана она с оторванностью научно-богословской теории от приходской практики, о чем я не раз упоминал. Я думаю, что одним из путей решения могло бы стать введение обязательных практик для студентов старших курсов, которых бы прикрепляли к конкретным приходам для полноценного знакомства с церковной повседневностью.

– Батюшка, расскажите, пожалуйста, о том, как вы проводите экзамены.

– Надо хорошо понимать: экзамены существуют для того, чтобы избежать минимизации в подаче материала и случайности в его освоении. И поэтому экзамен я провожу в форме беседы. Думаю, это помогает студентам показать свои знания полнее. К тому же, подобная форма сразу же выявляет несостоятельность попыток при плохом знании предмета говорить бодро и ни о чем.

– Что вы можете сказать о студентах Сретенской духовной семинарии? Наверняка, они отличаются от воспитанников других духовных школ.

– Благодаря некоему семейному типу Сретенской духовной семинарии, в ней удается избегать сухого контроля, который неизбежен в крупных духовных заведениях. Особенность Сретенской школы заключается в ее домашнем характере, что связано с ее малыми размерами и, безусловно, с мудрым руководством ректора и неустанной заботой всего начальства. И студенты, чувствуя эту атмосферу, и сами теплее относятся друг к другу, считая семинарию не временным пристанищем, а домом. Хотя желаю сретенским семинаристам неустанно взращивать в себе ответственность. И помнить, что больше такой возможности учиться, жить, участвовать в духовной жизни старейшего русского монастыря не будет.

– Отец Максим, что вы можете сказать о первом выпуске в Сретенской духовной семинарии?

– Тогда учились по преимуществу монахи Сретенской обители. И было ощущение единства – прежде всего духовного. И у всех преподавателей остались только самые светлые воспоминания. Особенно радовало послушание, которое неизменно проявляли не юные уже учащиеся. Этим они вдохновляли последующие поколения студентов.

– Батюшка, вы являлись научным руководителем многих дипломных работ. Какие из них вам запомнились особенно?

– Удачную работу написал диакон Антоний Новиков. Она посвящена чрезвычайно насущной теме – теме католического интернета. Работа самостоятельная, серьезная, имеющая безусловные перспективы. Еще я рецензировал дипломное сочинение иеромонаха Арсения (Писарева), который сумел найти правильную – церковную, богословскую – интонацию в интерпретации греха и его оправдания.

– В каких миссионерских и издательских проектах Сретенской обители и семинарии вы участвовали?

– Храм мученицы Татианы, где я настоятельствую, и Сретенский монастырь осуществили несколько совместных проектов, связанных с широким православным просвещением. Сейчас к изданию готовятся несколько учебных пособий, которые, стоит надеяться, станут хорошим подспорьем для наших семинаристов. Помимо этого я неоднократно читал лекции на миссионерско-катехизаторские темы, в том числе в рамках проекта "Непознанный мир веры" (в Политехническом музее).

– Что вы можете сказать в качестве напутствия учащим и учащимся по случаю 10-летнего юбилея Сретенской духовной семинарии?

– Я хочу вспомнить святителя Филарета Московского, который часто говорил о проявлении милосердия. Это, без сомнения, как никогда актуально для нашего времени.

Источник: Православие ру

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама