В д. Рубенишки Малиновской волости я увидела типичный, характерный только для старообрядцев дом. Окна его украшены деревянными резными наличниками, там же на скамейке сидит хозяин дома. Зовут его Дементиан Полиектович Парфенов. Его речи присуще настроение, характерное древнеславянским молитвам и песням, его речь течет плавно и размеренно. Я подумала, что было бы хорошо, если бы к статье можно было приложить и диск с записью разговора, чтобы читатель ощутил радость от самого языка.
Рубенишки – деревня староверов
Дементиан Полиектович, которому уже исполнилось 79 лет, говорит, что при жизни его дедушки Рубенишки были типичной старообрядческой деревней, в которой было 68 дворов. В Рубенишках родились его отец Полиект и мать Мария, потом в семье с 12 сестрами и братьями вырос и Дементиан. Родители его еще маленького привели в Рубенишкскую моленную, которая всегда была переполнена (ее посещали жители 9-ти окрестных деревень). В следующем году храм отметит свое столетие. В деревне все семьи деньгами и продуктами поддерживали старосту прихода. Рядом с моленной находится и кладбище, где первые захоронения были произведены в 1800 году. Большинство детей посещало воскресную школу, а Дементиан молитвы учил дома и во время службы в храме. И сегодня он на праздники посещает моленную. Он рассказывает, что чаще в моленную ходят жена и дочь, которая живет и работает в Риге. И все 4 внука крещены в старообрядчество. Семья Парфеновых строго соблюдает пост и перед Рождеством, и перед Пасхой. Например, старообрядцы не едят не только мясо, но и рыбу (ее разрешено есть только 2 раза в Великом посту). Как говорит Дементиан Полиектович, от голода никто не умер, поскольку едят боб, картофель и другие овощи. Он заметил, что в наши дни неверие приводит к беспорядку. Например, село пустеет, потому что нет рабочих мест, а земля зарастает сорняками потому, что большая часть людей не хочет или не умеет работать. Соблюдение библейских заповедей помогает бороться с пороками и плохими чертами характера. Дедушка вспоминает: "Мы, все 12 детей, работали. Родители рассказывали, что я, будучи в возрасте полутора лет, собирал в кучу хворост. И в молодости работы не боялись, а по выходным или по вечерам ходили на вечеринки: собирается молодежь, кто-то играет на гармошке, а остальные танцуют. На одной из вечеринок повстречался со своей будущей женой. Позже она работала в колхозе, а я был шофером автобуса. В начале перестройки не нужно было все же ликвидировать заводы, фабрики, колхозы, тогда у людей была бы работа. Теперь в объявлениях пишут, что нужны специалисты только в возрасте до 40 лет. А что делать людям постарше? У нас тоже есть огород, на котором посажена картошка. Сегодня жена уехала в Даугавпилс в моленную, а меня оставила кур пасти". Через мгновение он серьезно заговорил о том, что вряд ли в село вернутся дети и внуки, поскольку в Риге можно обеспечить лучший достаток, чем в деревне. Дементиан Полиектович огорчен, что по телевизору показывают и популяризируют зло, насилие, много такого, по поводу чего Богу нужно сердиться и что людей не делает лучше. Восстанавливают моленную
Говорили и о том, что сейчас становятся популярными новые церкви и новые веры, в которые обращаются и приверженцы традиционных конфессий. Я спросила, мог бы он отказаться от старообрядческой веры и обычаев? Дементиан Полиектович твердым голосом сказал: "Я лучше смерть приму, чем предам свою веру. Отказываясь от веры, человек становится грешником перед Богом и посмешищем перед людьми". Д. Парфенов предлагает молодым людям креститься в веру своих родителей или прародителей и венчаться. Он также добавил, что его имя Дементиан унаследовано от сибирских старообрядцев, история которых измеряется веками. Позже исследовательница истории старообрядцев Малиновской волости, директор библиотеки Малиновской волости Ирина Звицевич прочитала мне несколько воспоминаний старообрядцев. Еще в 20-30 годы в д. Рубенишки бытовало мнение, что состоятельным был тот хозяин, у которого были лошадь, корова, поросенок и куры. Большинство семей были бедными, говорится в воспоминаниях. В 1927 году в д. Рубенишки возник пожар, который уничтожил почти все дома, а моленную люди спасли с помощью мокрых мешков. Теперь, как рассказала И. Звицевич, о Рубенишкской моленной при поддержке Латвийского фонда капитала культуры и спонсоров заботятся верующие и волостной совет. И. Звицевич высказала надежду, что в ближайшем будущем будет восстановлен еще один храм в Малиновской волости – Бондаришская моленная.
По материалам источников: Латгалес Лайкс