Соборное уложение Тюменского собора, бывшаго в лето 7341 года, ноября 13
Собрашася о Христе духовная братия, держащия древлеправославное исповедание христианския веры. Собравшися вне присудствия иереов во граде Тюмени в доме Гавриила Мартиновича Мекинина, на сем богодухновенном соборе имели суждение о своих происхождениях, согласно Священнаго Писания. Где старейше место занять предпочтено было: приемнику по кончине Мирона Ивановича дворетскаму отцу духовному Леонтию Михеичу, доверенному вместо щелконоговскаго настоятеля Даниила Кабыкина Гавриилу Щелконогову, и доверенному деревни Демидовой Егору Баранову. И прочих местностей доверенных: Тюменскаго округа Большего и Малаго Кармаку, червишевский, троицкой, с Кулакова, зырянскай, ивановский, тугулымский; Камышловскаго уезда рамыльския, деревенский, Ялуторовскаго уезда самохваловския, исетския, шороховския, затобольскаго Скородума, бердюгинския; шадринскиям из Смолины буткинския, катаратския, казаковския.
Собравшися движимы ревностию о провоте истинныя веры Христовы, положихом, насколко возможно, за велию нужду, несамоохотне, оставить священников, преходящих от господьствующий церкви, вконец, коих предки наши принимали. Како о сем изустное предание гласит, такое принятие начато с благословения епископа и страдальца Павла Коломенскаго. 1-я священники, не принявшия Никоновой новизны; 2-я разрешеныя царями: Екатериной Второй, и Павлом, и Александром Первым. А в наше сие время иметь священников не дозволяется, и они оскудели, и мы, оставшися без священиков, соборне изложихом сие правила, предаем для руковотства нашим християном.
1 правило. Священство, нами приемлимое до кончины последняго священика Семеона, скончавшагося в городе Тоболске в начале 18 столетия, утомленнаго различными муками, почитаем, и хиротонию на нем от благочестивых епископов по следующему историческому собранию. И священники" те: священноинокр Никифор прииде с Кержени со многими старцами, уклоняющеся разногласнаго любопрения ветковских, стародубских и московских отцов, соблазнившихся в безразборном приеме священных лиц, посвященных малорускими епископами. Сей священноинок Никифор, будучи в Нижнем Тагиле в 7233е году, тут же и покоится, принял священноерея Иоанна, он же по пострижению Иов представися в 7239 году, покоится в Нижнем Тагиле. Той же Никифор принял священноиереевх, пришедших из Вятской губернии: Симеона и Гавриила, перваго на Ирюм, втораго в Ишим. Сии оба замучены в Тоболске. А один из них покоится в Шарташе, а другой неизвестно где. Рукопись о бегствующем священстве. Отдел 5, лист 213. Там на листе 200 числится строка 10, по исчислению 34. л. з Семеон священноиерей по томлении умучен, скончася в Тоболске в начале 18 века. Ниже на листе 230, строка 16: вси четверо правления, имущия хиротонию от благочестивых епископов.
2. Указом Александра I нашим християном от 27 марта 1822 года дозволено держать беглых священников. Как наши предки: тюменския, шадринския и камышловския принимали священников, приезжающих из Екатеринбурга, но ирюмския города Ялуторовска християне о сем священстве имели сумнение и за совершаемые ими браки у таковых священников налагали трехлетнюю епитимию. Имеющий в виду постановление великого сибирского собора, бывшаго 1723 года 12 февраля на Ирюме [1], чтобы священство было "без примеси поливательного крещения. А если отыскать кажется уже затруднительным, а может быть и вовсе таковых нет, то истинныя християне остаются без священников и крестят младенцов сами за нужду, как указано.., а браки совершать по благословению родителей". Священство господьствующей церкви оставить. Соборн[о]е правило сибирского собора. И постановление иргизских монастырей 1805 года, Верхне-Успенскаго и Нижне-Воскресенскаго 6 правил [а], главы 2, 3, 4: о священстве тщателно испытывать, каких принимать и каких не принимать вконец. И тако мы на сем соборе постановили оставить священство правленое и не принимати его.
3. Когда приежали с требами из Екатеринбурга священники в наши местности по разрешению началства до 1833 года, до 8 ревизии; и не дозволяется с того года нам иметь священников явных, и до сего времени строго преследуются они, мы их оставляем. И на то дело избираем правителей-настоятелей, коим дозволено собором сим исполнять требы и нужды мирян; якоже и предки наши имели у нас настоятелей, но подчинялись оныя священникамд правленым. Но ныне их вконец отрицаем.
4. Считать Леонтия Михеича старейшим наставником, и должны ему подчиняться настоятели Тюменского округа: щелконоговский, червишевский, Кармаку Малаго и Болшаго, юшковский, зырянский, кулаковския; Камышловскаго уезда: рамыльский, деминский и деревенския месности; Ялутаровскаго уезда: ирюмскии все настоятели, начиная с Самохваловой, исетския, кирсановския, шороховския, бешкилныя и местности Озерной край; Шадринскаго уезда, часть ближная: смолинския, катаратския, ичкинский. Сих 4 городов настоятели избираем в старейшинство над нами дворетскому настоятелю Л[еонтию] М[ихеичу], получившему благословение от старейшаго игумена нашаго Мирона Ивановича. И должны мы, вси настоятели, приежать дважды в лето, являтся к Богоявлению и к Спасову дни на Дворец, получая воду большую и малую от старейшаго наставника. Якоже сей обычей прияхом от старейшых и игумен наших: от инока Авраамия, Иоанна и Тарасия, последняго священик[а] Симеона Вятскаго.
5. Християном с никоньянами и единоверцами дружбы не имети, в питии и ядение и поклонами не сообщатися.
6. Священики екатеринбургския правленыя, приежая в наши места для исполнения духовных дел, то мы за ними недостатки и слабости видимк; тако чай и вино в грех не вменяют и утверждают: "вино на веселие, а не на упивание". И того ради имяху зазор христиане и разделение. Но претки наши пьянственаго пития ненавидели вконец. Тако и мы, ревнуя учению и преданию наших древних учителей, заповедуем: християном пива хмелнаго не варити и винныя напой оставляти, и чай христианом в домы свои не заносити и не пити его, матерными словами не ругатися и одежду необычную христианам не носити мужскому полу и женскому.
7. От Рождества Христова до Богоявления наряжаются и личины надеют, на сырной недели катаются с гор и катушек, на Пасхе Христовой устраивают качули. В празники Христовы водят хороводы с бесовскими песнями и смотрят на таковыя ристания. Заповедуем блюстися християнам, таковая творящия.
8. Мужскому полу иноземного одеяния не носить, сиречь неметския сертуки, армянския ярмеки, жидовския картузы, и шапки ельниннския и жидовския крестиянам не носить. Во время моления полу надевать на кафтаны старинногол покроя, женам сарафаны черныя, девицам носить на главах повлеки и главу накрывать платами черными.
9. Христианом главы своея не украшати, но очищати, сверху постригати, брады не брити.
10. Отцы и матери детей своих должны учити страху Божию.
11. Браком, совершившимся по разным обстоятельствам: ради гонения, или по другой вине, в церквах еретических, наказуем их церковною казнею епитимеею, на три года. А с тюменских християн, со всей страны снятие трехлетней епитимий по случаю соединения: ошибочно принятия настоятелем деревни Щелконоговой Даниилом Ивановым Кабыкиным в его молитвеным доме единоверческаго священика, и за то вся тюменская страна за своего таковаго ревностнаго учителя и настоятеля принела трехлетнюю епитимию за такову проступку, дабы загладить то позорное обстоятельство покаянием пред всем христианским обществом.
И находящийся на сем богодухновенном соборе, собравшиеся с 4-х городов и 2-х губерний. И тако мы вси находящийся во единомыслие до сего собора, и уральскими христианами, и керженскими, со стародубскими и иргизскимип монастырями, города Екатеринбурга, шарташскими и всех заводов, почитаем и памети творим предков наших, почивающих на Веселых горах Верхним Тагилом и Невьянскими за горными заводами: отцов пустынных жителей отца Максима, Германа, Павла и отца Григория, и творим им памяти, и годичное время в конец июня.
Инока Авраамия пустыннаго жителя, покоищагося на острове Бахметских лесов, 13 сентября.
Иоанна собрата его, почитаем.
Инока Тарасия почитаем 16 июня.
Игумена Мирона память 26 мая на Ирюме в Кирсановой, Тарасий в Саломатовой, священник Семеон – в Шарташе.
Аще отдалятся украины от нас, от сего времени будут еще принимать священников правленых, но мы тогда должны собором обсуждать: буде де ли на ползу оное священство нам. Аще ли будет неправое, то единогласно решить всем его оставить и отдалитися таковых, кои будут следовать за ним. Дондеже в конец его оставят тогда примиритися о Христе. Ныне, и присно, и во веки веком аминь.
На левом поле листа 4 об., напротив четвертого правила (статьи) собора, помета, сделанная рукой писца Был сей собор чрез 28 лет покойнаго Мирона.
УрГУ, Шатровское собр., № 46.Р/92, л. 1-7 об.
Опубликовано: ПЛПКЗ, т. II, вып. 2, с. 46-50.
[1] | Собор на Ирюме состоялся 29 мая 1723 года |
По материалам источников: "Самарское Староверие"