ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты
Проект "Староверы" (архив)

Печальное размышление о подмосковном старообрядчестве

Часть I

Василий Короленко :: 14 июня 2006

Прежняя Московская губерния имела немалое старообрядческое население, преимущественно приемлющее священство, разбросанное фактически по всей ее территории. Однако самым старообрядческим был восток нынешнего Подмосковья, уезды – Богородский, Бронницкий, Коломенский Московской губернии, а также Егорьевский Рязанской и часть Покровского Владимирской. Здесь располагались такие знаменитые староверские края как Гуслицы, Патриаршина, Гжель, Вохна, Загарье и другие, не имевшие подобных древних имен. В Гуслицах и частично в Патриаршине старообрядцы составляли подавляющее большинство населения. В других местностях старообрядцы составляли от трети до половины жителей.

Десятилетия безбожной советской власти нанесли русскому староверию страшный удар, уничтожив, прежде всего две главные социально-экономические опоры – купечество и крестьянство. Если ранее старообрядчество было явлением и духовным и экономически, не будем забывать, что целые отрасли российской экономики держались на фабрикантах-старообрядцах, то теперь существование старообрядчества свелось исключительно к богослужениям в храмах и по домам, требам и тому подобное. Поскольку старообрядцы Подмосковья, равно как и большинство их одноверцев по России русские, то отход целых поколений от веры отцов автоматически приводил к мгновенной ассимиляции среди "этнических никониан". Когда кто-нибудь из такой порвавшей со староверием семьи начинал верить, то в большинстве случаев он шел уже не в старообрядческую церковь, а в ближайшую новообрядческую. Особенно это касается мест, где в советское время были ликвидированы старообрядческие храмы. Умирали старики – активные старообрядцы – и вместе с ними в небытие уходила старая вера в данной местности, в данном населенном пункте.

В Гуслицах и в сопредельных с ними местностях ситуация была несколько лучше. Поскольку здесь до сих пор немало целых селений, где практически все коренные жители идентифицируют себя со старообрядчеством, действует несколько приходов, то исчезновения староверия здесь не произошло, как это было, к примеру, в западных подмосковных районах. Однако радоваться здесь не стоит. Все не так благостно как это может показаться – действуют храмы, люди считают себя старообрядцами и так далее. Возьмем, к примеру, два ближайших к Гуслицам районных центра, крупных по подмосковным меркам города – Орехово-Зуево и Егорьевск. В обоих городах действуют храмы Белокриницкого согласия, причем в Орехово он не закрывался никогда, а егорьевцы до 1996 года молились в соседнем селе Алешине. И в том, и в другом случае город в значительной степени населен людьми, имеющими старообрядческие корни, прежде всего гуслицкие. Но год от года в обоих приходах численность активных прихожан сокращается за счет естественной убыли. Представителей среднего возраста, а особенно молодежи в приходах очень немного. Сплошь и рядом приходиться слышать, что у бабушки-прихожанки дети и внуки ходят уже в никонианскую церковь, причем в ряде случаев являются активными ее прихожанами. Для Орехово-Зуева и особенно Егорьевска, где довольно много людей интеллектуальных, творческих, духовно ищущих, эта картина кажется неестественной. Получается, что местное старообрядчество испокон веков игравшее огромную роль в жизни этих городов, а в случае с Орехово-Зуевым создавшее город, ныне расположилось где-то на обочине и фактически не интересует горожан, не является чем-то заметным в духовной и культурной жизни города. Легко понять тяжелую ситуацию с прихожанами в сельских старообрядческих церквах – села и деревни в настоящее время постепенно вымирают, превращаются в условиях современного Подмосковья в дачные поселки. Здесь фактически никто не может ходить в храм кроме представителей старшего поколения, поскольку остальные либо перебрались в города, либо пьют безбожно и понятное дело верой не интересуются. Но среди гуслицких и патриаршинских деревень есть исключения, например, расположенное рядом с городом Куровское деревня Заволенье (700 жителей), Губино (около 4000 жителей), а также ряд других. Эти селения исторически были чисто старообрядческими и до сих пор основную массу населения в них составляют коренные жители. В Губино действует старообрядческий храм Казанской Богородицы, но посещаем он губинцами мало.

От одного из видных московских старообрядцев мне во время разговоров о судьбе гуслицкого староверия постоянно приходилось слышать, что, по его мнению, время деревенского старообрядчества уже прошло. Значит, надо заботиться только о приходах в крупных городах, а сельские объявить "неперспективными". Такая позиция, на мой взгляд, является очень страшной. Так можно обречь на уничтожение значительную часть современного старообрядчества, причем наиболее самобытную. Тем более что следует ожидать в самом недалеком будущем конец стремлению наших сограждан в Москву и крупные города, и начало обратного процесса. Иначе, зачем сейчас москвичи и питерцы так активно скупают дома в деревнях не только Подмосковья и Ленинградской области, но и по всей Центральной России? То, что сейчас происходит с Москвой, в ближайшее время приведет к превращению этого мегаполиса в город не пригодный для нормального жилья. Тогда ныне малолюдные сельские приходы начнут свою новую жизнь. Только вопрос будут ли в них к этому готовы.

Но есть с Гуслицах и соседних местностях населенные пункты, где в случае открытия храмов уже сейчас могут возникнуть крепкие приходы. Это, прежде всего небольшие города и крупные поселки. В начале 2000-х годов открыт Крестовоздвиженский приход в Давыдове, где проживает не менее 14 тысяч жителей, в значительной части выходцев из соседних старообрядческих деревень. Уже несколько лет ведет работу по организации прихода в поселке Авсюнино местная старообрядка Л. П. Красоткина, уроженка деревни Понарино. В Авсюнине сейчас проживает не менее 4 тысяч человек, из которых 70 % являются выходцами из расположенных вокруг старообрядческих селений. Жители этих деревень также должны стать прихожанами нового храма. Пока старообрядцам для моления поселковые власти выделили здание бывшей бани. Зарегистрирована община и начато строительство Ильинского храма в деревне Елкино Воскресенского района, в местности исконно старообрядческой располагавшейся прежде на границе Бронницкого и Коломенского уездов. Здесь до сих пор проживает много староверов, которые пока ориентированы на приход в Егорьевске. Первоначально собирались зарегистрироваться и построить храм в поселке Хорлово, который является ныне фактическим центром этой местности и стоит на трассе Егорьевск – Воскресенск, но ввиду того, что здесь зарегистрировались и начали строить храм новообрядцы, которых ранее здесь никогда не было, старообрядцам отказали.

Большое число жителей со старообрядческими корнями проживает ныне в селе Ильинский погост (1 300 человек) и в соседних деревнях: Поминово, Пичурино, Беззубово, Старово, Сенькино и других. До 1930-х годов во многих деревнях здесь существовали храмы-моленные, а в Поминове – зарегистрированная община-приход, имевшая давнюю историю. Ильинка и ее округа не является "дырой", это своеобразный местный центр цивилизации, сельского округа, здесь всегда будет постоянное население, которое регулярно пополняется новыми жителями. Я думаю священноначалию РПСЦ давно пора обратить внимание на эту местность и возродить здесь приход в Поминове, которое практически вплотную примыкает к Ильинскому погосту. Также вызывает недоумение почему никто не собирается устраивать приходы в городах Куровское и Ликино-Дулево, где они существовали до 1930-х годов и где также сейчас полно населения со старообрядческими корнями?!

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама