Прежняя Московская губерния имела немалое старообрядческое население, преимущественно приемлющее священство, разбросанное фактически по всей ее территории. Однако самым старообрядческим был восток нынешнего Подмосковья, уезды – Богородский, Бронницкий, Коломенский Московской губернии, а также Егорьевский Рязанской и часть Покровского Владимирской. Здесь располагались такие знаменитые староверские края как Гуслицы, Патриаршина, Гжель, Вохна, Загарье и другие, не имевшие подобных древних имен. В Гуслицах и частично в Патриаршине старообрядцы составляли подавляющее большинство населения. В других местностях старообрядцы составляли от трети до половины жителей.
Десятилетия безбожной советской власти нанесли русскому староверию страшный удар, уничтожив, прежде всего две главные социально-экономические опоры – купечество и крестьянство. Если ранее старообрядчество было явлением и духовным и экономически, не будем забывать, что целые отрасли российской экономики держались на фабрикантах-старообрядцах, то теперь существование старообрядчества свелось исключительно к богослужениям в храмах и по домам, требам и тому подобное. Поскольку старообрядцы Подмосковья, равно как и большинство их одноверцев по России русские, то отход целых поколений от веры отцов автоматически приводил к мгновенной ассимиляции среди "этнических никониан". Когда кто-нибудь из такой порвавшей со староверием семьи начинал верить, то в большинстве случаев он шел уже не в старообрядческую церковь, а в ближайшую новообрядческую. Особенно это касается мест, где в советское время были ликвидированы старообрядческие храмы. Умирали старики – активные старообрядцы – и вместе с ними в небытие уходила старая вера в данной местности, в данном населенном пункте.
В Гуслицах и в сопредельных с ними местностях ситуация была несколько лучше. Поскольку здесь до сих пор немало целых селений, где практически все коренные жители идентифицируют себя со старообрядчеством, действует несколько приходов, то исчезновения староверия здесь не произошло, как это было, к примеру, в западных подмосковных районах. Однако радоваться здесь не стоит. Все не так благостно как это может показаться – действуют храмы, люди считают себя старообрядцами и так далее. Возьмем, к примеру, два ближайших к Гуслицам районных центра, крупных по подмосковным меркам города – Орехово-Зуево и Егорьевск. В обоих городах действуют храмы Белокриницкого согласия, причем в Орехово он не закрывался никогда, а егорьевцы до 1996 года молились в соседнем селе Алешине. И в том, и в другом случае город в значительной степени населен людьми, имеющими старообрядческие корни, прежде всего гуслицкие. Но год от года в обоих приходах численность активных прихожан сокращается за счет естественной убыли. Представителей среднего возраста, а особенно молодежи в приходах очень немного. Сплошь и рядом приходиться слышать, что у бабушки-прихожанки дети и внуки ходят уже в никонианскую церковь, причем в ряде случаев являются активными ее прихожанами. Для Орехово-Зуева и особенно Егорьевска, где довольно много людей интеллектуальных, творческих, духовно ищущих, эта картина кажется неестественной. Получается, что местное старообрядчество испокон веков игравшее огромную роль в жизни этих городов, а в случае с Орехово-Зуевым создавшее город, ныне расположилось где-то на обочине и фактически не интересует горожан, не является чем-то заметным в духовной и культурной жизни города. Легко понять тяжелую ситуацию с прихожанами в сельских старообрядческих церквах – села и деревни в настоящее время постепенно вымирают, превращаются в условиях современного Подмосковья в дачные поселки. Здесь фактически никто не может ходить в храм кроме представителей старшего поколения, поскольку остальные либо перебрались в города, либо пьют безбожно и понятное дело верой не интересуются. Но среди гуслицких и патриаршинских деревень есть исключения, например, расположенное рядом с городом Куровское деревня Заволенье (700 жителей), Губино (около 4000 жителей), а также ряд других. Эти селения исторически были чисто старообрядческими и до сих пор основную массу населения в них составляют коренные жители. В Губино действует старообрядческий храм Казанской Богородицы, но посещаем он губинцами мало.
От одного из видных московских старообрядцев мне во время разговоров о судьбе гуслицкого староверия постоянно приходилось слышать, что, по его мнению, время деревенского старообрядчества уже прошло. Значит, надо заботиться только о приходах в крупных городах, а сельские объявить "неперспективными". Такая позиция, на мой взгляд, является очень страшной. Так можно обречь на уничтожение значительную часть современного старообрядчества, причем наиболее самобытную. Тем более что следует ожидать в самом недалеком будущем конец стремлению наших сограждан в Москву и крупные города, и начало обратного процесса. Иначе, зачем сейчас москвичи и питерцы так активно скупают дома в деревнях не только Подмосковья и Ленинградской области, но и по всей Центральной России? То, что сейчас происходит с Москвой, в ближайшее время приведет к превращению этого мегаполиса в город не пригодный для нормального жилья. Тогда ныне малолюдные сельские приходы начнут свою новую жизнь. Только вопрос будут ли в них к этому готовы.
Но есть с Гуслицах и соседних местностях населенные пункты, где в случае открытия храмов уже сейчас могут возникнуть крепкие приходы. Это, прежде всего небольшие города и крупные поселки. В начале 2000-х годов открыт Крестовоздвиженский приход в Давыдове, где проживает не менее 14 тысяч жителей, в значительной части выходцев из соседних старообрядческих деревень. Уже несколько лет ведет работу по организации прихода в поселке Авсюнино местная старообрядка Л. П. Красоткина, уроженка деревни Понарино. В Авсюнине сейчас проживает не менее 4 тысяч человек, из которых 70 % являются выходцами из расположенных вокруг старообрядческих селений. Жители этих деревень также должны стать прихожанами нового храма. Пока старообрядцам для моления поселковые власти выделили здание бывшей бани. Зарегистрирована община и начато строительство Ильинского храма в деревне Елкино Воскресенского района, в местности исконно старообрядческой располагавшейся прежде на границе Бронницкого и Коломенского уездов. Здесь до сих пор проживает много староверов, которые пока ориентированы на приход в Егорьевске. Первоначально собирались зарегистрироваться и построить храм в поселке Хорлово, который является ныне фактическим центром этой местности и стоит на трассе Егорьевск Воскресенск, но ввиду того, что здесь зарегистрировались и начали строить храм новообрядцы, которых ранее здесь никогда не было, старообрядцам отказали.
Большое число жителей со старообрядческими корнями проживает ныне в селе Ильинский погост (1 300 человек) и в соседних деревнях: Поминово, Пичурино, Беззубово, Старово, Сенькино и других. До 1930-х годов во многих деревнях здесь существовали храмы-моленные, а в Поминове – зарегистрированная община-приход, имевшая давнюю историю. Ильинка и ее округа не является "дырой", это своеобразный местный центр цивилизации, сельского округа, здесь всегда будет постоянное население, которое регулярно пополняется новыми жителями. Я думаю священноначалию РПСЦ давно пора обратить внимание на эту местность и возродить здесь приход в Поминове, которое практически вплотную примыкает к Ильинскому погосту. Также вызывает недоумение почему никто не собирается устраивать приходы в городах Куровское и Ликино-Дулево, где они существовали до 1930-х годов и где также сейчас полно населения со старообрядческими корнями?!