ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Радость движения

Зачем уходят в скауты

Алина Дальская :: 30 марта 2009

Пионерская организация как форма постоянной работы с детьми ушла в прошлое вместе с Советским Союзом, но о ней, как и об СССР, часто вспоминают с ностальгией. Ведь была в пионерии не только идеология, но и каждодневная работа с детьми, и дружба, и романтика.

Мало кто знает, что пионерская организация возникла в свое время не на пустом месте: основные методы ее работы были взяты у скаутов – движения, активно развивавшегося в царской России в начале ХХ века при поддержке русских кадровых военных. И сегодня скаутские организации возрождаются на новом этапе, но на "старых" принципах: служении Богу, Отечеству и ближним.

О "скаутском методе" нам рассказал заместитель председателя Братства православных следопытов иеромонах ДИМИТРИЙ (Першин).

В наши дни священники и миряне, занимающиеся детьми, – это в основном люди без педагогического образования. Разумеется, к этому можно было бы отнестись скептически, но ведь в конечном итоге они по мере сил стараются избавить духовенство от одной из самых горьких треб – от отпевания тех наших детей, которых скашивают пьянство, наркомания, криминальные разборки, СПИД, суициды и тому подобные вещи. Я – тоже дилетант. В 1995 году я был направлен на практику от Российского Православного университета святого Иоанна Богослова в следопытский лагерь в Крыму катехизатором, а теперь являюсь заместителем председателя Братства православных следопытов.

Братство – это совместная работа и общение в течение всего года: клубные занятия, курсовая подготовка, паломничества и краеведческие экспедиции. Важное место в деятельности Братства занимают походы и лагеря. Основная единица в лагере православных следопытов – отряд, который состоит из двух-пяти патрулей следопытов и из кандидатов в возрасте 11–18 лет. Патруль состоит из 6–8 человек и является главной ячейкой жизни следопытов. Каждый патруль – это группа единомышленников (друзей и хороших товарищей) со своим вожаком. Скаутский метод заключается в первую очередь в обучении через действие: ребенку проще всего запомнить то, что он делает руками. В остальном "все, что не против нас, – за нас". Этот принцип приложим ко всем явлениям жизни, которые напрямую не затрагивают Евангельское благовестие, но так или иначе касаются человеческой души. Я приведу лишь несколько примеров, как православный взгляд может привносить новое в привычные ситуации и даже обращать минусы в плюсы, помогая детям расти добрыми, справедливыми, великодушными, расти с верой в Бога.

Спорт – удовольствие от игры

Первый пример – спорт. Некоторые сомневаются в том, насколько он соотносится с христианством. Мы исходим из убеждения, что спорт восполняет то, что утратила городская цивилизация, – радость движения, владения телом. В лагерях БПС спорта много, но у него меняется мотивация: от состязательности и желания победить любой ценой мы стараемся перейти к тому, чтобы ребенок научился получать удовольствие от самой игры.

Вот ребята играют в волейбол. Обычная ситуация: мяч попадает в линию, каждая сторона пытается убедить судью в том, что ей выгодно. Неважно, что было на самом деле, главное – перекричать противника. Поэтому на поле и должен быть наставник. Его задача в том, чтобы изменить мотивацию игроков. Не стоит читать мораль, можно просто сказать: "Пусть будут правы наши противники, ведь мы же не корову проигрываем! И даже если правы мы, давайте уступим, а там посмотрим, кто сильнее". Справедливость и сила духа вызывают уважение у подростков, а в данном случае они служат и христианскому воспитанию.

В Рождественском лагере 2003 года самой большой радостью для нас стало то, что во время следопытского ралли патруль мальчиков из подмосковного Егорьевска уступил очередь девочкам из Саранска. Был сильный мороз, и на альпинистской переправе, переброшенной через овраг, образовался затор: мы не успевали закреплять карабины на тросах. В этой ситуации егорьевские следопыты сами, без подсказок пропустили вперед более слабых, теряя при этом время и баллы. Когда подводили итоги эстафеты, именно этот эпизод был отмечен как главный результат всей общелагерной программы.

Учимся побеждать и быть побежденными

А вот игровое ноу-хау скаут-мастера Организации русских юных разведчиков (ОРЮР) Сергея Шишлянникова.

В скаутских лагерях проводятся ролевые игры на местности: подростки получают возможность превратиться на какое-то время в воинов, князей, земледельцев на Руси или в Византийской империи. Они ведут войны (проводят соревнования), строят укрепления и княжеские терема, обустраивают территорию. Победившее по результатам испытаний княжество (патруль) присоединяет побежденных противников, получает их территорию и символику, то есть происходит то, что неоднократно случалось в мировой истории. В идеале дальше они должны вместе продолжать свою великокняжескую жизнь, но на практике проигравший патруль вместо того, чтобы ощутить себя частью нового государственного образования, очень часто уходит в глухую оппозицию и продолжает вести партизанскую борьбу. Для того чтобы этого избежать, Сергей Шишлянников предложил красивое и очень христианское решение – братание. После одержанной победы победители братаются с побежденными – каждый с каждым, обнявшись и трижды по русскому обычаю облобызавшись, – и проигравший князь становится меньшим братом князя-победителя. Обиды остаются в прошлом, и новое княжество, раскинувшееся на соединившихся землях, сохраняет свою боеспособность, управляемость и настроенность на игру. С одной стороны, это учит достойно проигрывать, а с другой – благородно выигрывать: видеть ситуацию глазами другого человека, думать о том, что у него на душе, понимать его состояние и стремиться помочь ему с честью выйти из трудного положения.

Половое воспитание – верните детям малышей

Православное мировоззрение в сочетании со скаутским принципом обучения через действие позволяет решать самые, казалось бы, сложные проблемы воспитания в детях правильной мировоззренческой позиции. Упомяну еще об одном вопросе, вокруг которого ведется много споров. Уже не первое десятилетие перед российской педагогикой остро стоит проблема полового воспитания. Советский курс этики и психологии семейной жизни не давал духовной основы и не отвечал на ряд вопросов. А за введение программ так называемого сексуального просвещения, которыми пичкают учеников в некоторых школах, "просветителей" вообще следует привлекать к суду.

Очень красивое решение предложил руководитель отряда БПС Владимирской епархии, председатель епархиального отдела по делам молодежи протоиерей Андрей Панин.

В одном из зимних лагерей он ставил спектакль о Рождестве, в котором использовали куклу-младенца. И после спектакля батюшка, сам отец четверых детей, предложил научить следопытов тому, как правильно младенца пеленать, кормить, как петь колыбельные песни. И надо было видеть, как сто двадцать детей разного возраста и пола из восьми регионов России и СНГ слушали, записывали, а затем сами выходили к столу и пеленали "ребеночка".

Полагаю, что отец Андрей нашел замечательную методику, закладывающую правильную мотивацию семейной жизни: брак – это семья, это рождение и воспитание детей. Когда появляется такая цель, то проще решать весь спектр вопросов, касающихся полового воспитания. Например, становится очевидно, что если ты хочешь подарить себя любимому человеку, а затем и детям, то надо себя до брака поберечь и сохранить, чтобы дарить не руины и обломки, за которые будет стыдно, но то, за что можно будет потом всю жизнь благодарить Творца.

"Патрульные полчаса": понять, простить, поддержать

У подростков жизнь протекает куда более интенсивно, чем у взрослых; она почти буквально бьет ключом. Каждый день в лагере – это драма со своим закрученным сюжетом, с кульминациями и развязками, с обидами и недомолвками, удачами и ошибками, ссорами, спорами и радостями. К концу дня набирается куча проблем, которые желательно разрешить. Как раз для этого существуют "патрульные полчаса".

Вечером, после костра, патрулям дается время для того, чтобы подвести итоги дня. Следопыты устраиваются поудобнее и размышляют вслух по очереди, начиная от младшего по возрасту и званию. Обсуждают, что было неудачно и что хорошо в течение дня, кто с кем и как строил отношения, что получилось и что нет, кто чувствует себя обиженным, у кого и за что надлежит попросить прощения, какие недочеты были в программе дня, что следует исправить и учесть на завтра и в дальнейшем.

Патрульный, который высказывается последним, помогает следопытам помладше уладить их личные отношения (если в этом есть необходимость). В своем завершающем слове он комментирует поступки ребят и взрослых, проблемы, в которых разбирается, и, самое главное, записывает те вопросы, которые задаст взрослым на совете патрульных. Совет патрульных проходит после патрульного обсуждения.

Литургия – смысловой фокус

Следопытские лагерные программы осуществляются с 1991 года. Методом проб и ошибок определились общие подходы к организации жизни детей. Скаутинг зиждется на идее служения – Богу, Отечеству и ближним, что предполагает и постоянную работу над собой. Тем самым задается система нравственных координат, выстраивается ценностная иерархия. В небольших группах ребята учится взаимодействию. Много детей приходит из однодетных семей, и в походах они учатся общаться и находить компромиссы. Походная жизнь предполагает обучение различным навыкам: устройству лесных и снежных убежищ, разведению костров, вязанию узлов, сплаву по рекам , выпечке хлеба, приготовлению пищи, причем обучение ведется на основе практического опыта. Наконец, программы катехизации рассчитаны на походные условия, и эти программы – не только разговор о содержании нашей веры (например, через обращение к иконописи), но и беседы у костра на темы, волнующие подростков. Цель всех этих занятий и бесед – подготовка к исповеди и к Литургии, – смысловому фокусу всей лагерной программы.

Хотелось бы, чтобы нашим детям хотелось жить. Для начала – просто жить, а в перспективе – жить по-человечески, будучи согретыми верой. Жить так, чтобы можно было сказать о себе словами Константина Кинчева: "Я иду по своей земле к Небу, которым живу". Все задания, которые даются следопытам, подводят их к тому, чтобы, раскрывая свои способности, не переступать заповедь любви. Чтобы внутреннее богопредстояние вошло в плоть их жизни. Чтобы в итоге участие лагеря в Литургии приносило свои плоды. Чтобы, по дерзновенному слову святителя Льва Великого, "наше причастие Телу и Крови Христовым превращало нас в то, что мы получаем". ■

Источник: Фома

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама