ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты
Проект "Староверы" (архив)

Выго-Лексинское поморское общежительство в описании академика Н. Я. Озерецковского

16 июня 2006

Автор этих строк – известный русский естествоиспытатель, член Петербургской Академии наук Николай Яковлевич Озерецковский (1750 – 1827). В 1768 – 1772 годах он участвовал в академической экспедиции, был помощником русского путешественника и натуралиста И. И. Лепехина. В 1785 году предпринял путешествие по Онежскому и Ладожскому озерам, во время которого, в частности, посетил Выговское общежительство. Результатом его путешествий по озерам стал труд "Путешествие академика Н. Озерецковского по озерам Ладожскому, Онежскому и вокруг Ильменя" (1792). Труд этот был переиздан в 1989 году. Эти сухие, но достаточно подробные путевые заметки представляют немалый интерес для нас как одно из немногих "внешних" свидетельств о Выговском поморском общежительстве.


Мужеский монастырь обнесен четвероугольною деревянною стеною и состоит из многих келей, в которых люди живут до 85 человек непостриженных старцов или бельцов и до 250 разных работников. Посреди сих зданий находится молитвенная их часовня с сеньми, коими ходят в другую пространную и теплую часовню, в которой при входе на правой стороне находится отделенной досками угол с маленькими окошками, для стояния во время молитвы всем тем, которые состоят еще под искусом. Далее теплая сия часовня разделена пополам стеною со стеклами, за которою молящиеся стоят и сидят вокруг стен на скамьях. По обеим сторонам часовни пол несколько возвышен для певчих, из коих каждой имеет пред собою четвероугольную коженую подушку, на которую преклоняет колена при входе и чтении первых молитв; что делают и те, кои отправляют службу и стоят за занавесою. Из часовни проведена галерея в столовую, состоящую в пространном теплом покое, в котором около стен и посредине расставлены столы, за которыми во время обеда сидят на скамьях у каждой чаши по четыре человека. В постные дни едят они по одному разу в сутки, и вся пища их состоит во щах, каше, изредка в рыбе и пирогах. Возле часовни находится колокольня вышиною 10 сажен, с часами, которые бьют минуты, четверти и часы, дневные и ночные особо. Внутри монастыря построен кожевенный завод, на котором выделывают подошвы и юфть. Близ завода медиплавиленная стоит фабрика, на которой в двух горнах отливают медные образа или складни, кои в другом здании полируют, наводят финифтью и продают приезжающим богомольцам. Больница у них сделана продолговатым четыреугольником, и по обе стороны разделена досками на маленькие кельи, в коих больных лежит по два, по три и по четыре человека. Для приезжающих сделана возле монастырской стены гостиница, в которую их принимают и угощают. В левой стороне от сей гостиницы конской завод, какой имеют они также в 30 верстах от сего монастыря вверх по реке Выгу. В расстоянии от монастыря шагов на 300 обнесено деревянным забором кладбище, на котором погребены основатели монастыря Данило Викулин и другие. В 50 шагах от сего кладбища лежит женской монастырь, обнесенный также деревянною стеною, внутри которой построены кельи о двух жильях. В них живут спасающиеся староверки, коих числом более трехсот, да сверх того столько же находится там работниц. В сем монастыре есть училище для маленьких девушек, которыя читать и писать обучаются. Часовня и больница состроены таким же образом, как и в мужеском монастыре. Женщины тамошние, которых называют белянками в отличие от монахинь, ходят в черных китайчатых сарафанах, у коих узкие рукава протянуты до самой кисти руки, где и застегиваются; по сарафанам спереди насажены высеребренные пуговицы; волосы острижены у них в кружок; на голове носят высокой черной клабук, которой закрывает весь лоб и уши, а сзади простирается до самого затылка. Другия из них носят шапки, треухами называемые, к которым привязывается черной флер, назади почти до поясницы висящий... В сем монастыре содержат коров по триста, для которых поделаны клевы (хлевы), и в средине сих клевов превеликой сарай, куда в теплую погоду выпускают коров и кормят; а когда оне стоят по клевам, то в каждом клеве должна быть работница для смотрения за скотиною, и работницы сии сменяются в установленные часы. Клевы вымощены досками, под которыми во всяком клеве выкопана яма глубиною в полторы сажени, для стечения из клева мокроты. Зимою, на питье скоту греют воду в большом медном котле, которой в кухне закладен и в которой впускают оную насосом по желобу, а из котла выпущают трубою в большие колоды и тут приготовляют для пойла. Скот свой в поле выгоняют в конце мая, а в середине сентября опять его в клевы заключают.

При обоих оных монастырях сенокосов находится довольно по берегам реки Выга; сено косят и в скирды складывают монастырские женщины; оне ж унавоживают и пашни, на которых ежегодно высеивают по 70 четвертей овса, по 40 четвертей ржи и по некоторому количеству льна. Хлеб жнут те же женщины серпами и молотят его в ригачах. Для приумножения пашен вырубают леса, и сечи засеивают репою и хлебом, котораго однако ж для них недостает; потому производят они другие промыслы, как то ежегодно отправляют от себя промышленников на Шпицберген для добывания оленей, моржей, тюленей, ошкуев или белых медведей, голубых и белых песцов, также для ловли морских белуг; что все привозят на продажу в город Архангельской, где закупают треску, с которою возвращаются промышленники в свой монастырь, и из упомянутой пристани Пигматки отправляют оную на судах в С. Петербург, для промена на хлеб. Однако все сии промыслы недостаточны б были для пропитания многолюдных оных монастырей, если бы не имели они других доходов, которые получают от приезжающих к ним во множестве богомольцов и от частных людей деньги им присылающих; притом не принимают они в свое собратство кроме пожилых и богатых людей, после которых имение идет в общую казну. Из сих-то доходов ежегодно издерживают они на хлеб и на съестные припасы до нескольких тысяч рублей, да на наемных работников, коих кормят и одевают, выходит у них до пяти тысяч рублей. К сему причислить надобно издержки, употребляемые ими на приезжающих богомольцов, которых по нескольку недель довольствуют пищею без всякой платы.

Озерецковский Н. Я.
Путешествие по озерам Ладожскому и Онежскому.
СПб., 1792. С.

По материалам источников: "Староверы в Рыбацком"

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама