ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Вопрос Архиерею. Новые ответы

Епископ Саратовский и Вольский Лонгин (Корчагин) :: 06 апреля 2009

Моему сыну 12 лет, он учится в музыкально-эстетическом лицее и в свободное время прислуживает в алтаре. Лицейский хор, в котором он поет, едет на конкурс в Петербург. Все бы хорошо, но эта поездка, выступление и гала-концерт выпадают на Страстную седмицу. Я бы не хотел, чтобы он принимал участие в этом светском мероприятии, но руководство лицея настаивает на участии его в этом конкурсе. Я попытался объяснить причину, но директриса неумолимо требует, объясняя это тем, что Церковь отделена от государства и мы должны жить по светским законам. Очень прошу Вас посоветовать, как мне выйти из этой ситуации.

Я думаю, было бы благом отказаться от этой поездки и концертов во время Страстной седмицы. Естественно, что у директора, человека, по-видимому, неверующего, свои виды на эту поездку, для нее важны возможные призовые места. Я понимаю, насколько нежелателен для Вас конфликт с руководством школы. Но если Ваш сын верит в Бога, для него будет лучше всего время Страстной седмицы провести по-христиански. Иначе для него будет неизбежен какой-то внутренний компромисс и раздвоенность, а постоянные компромиссы со своей совестью приводят человека к потере веры. Учитывая все это, Вы и должны принять решение.

В 2006 году мы забрали нашего сына Дмитрия из психиатрического отделения больницы агрессивного и озлобленного, в состоянии, когда ему уже не помогали лекарства. Узнав об отце Крониде, жена несколько раз возила его в монастырь. Все это было организовано, здесь я с Вами согласен, чисто на коммерческой основе и т.д. Но я считаю, что отец Кронид к этому отношения никакого не имеет, так как в самом монастыре жена платила лишь за свечи. В течении трех месяцев сын обходился без лекарств, мы увидели нашего сына таким, каким он был до болезни. Но потом перед одной из поездок он вдруг неожиданно опять "взбеленился", и мы не смогли его уговорить. После чего опять последовало ухудшение состояния, которое без перерывов продолжается до сих пор, врачи ничего не могут сделать. Я считаю, что наши грехи и недостаточная вера – причина ухудшения его состояния, но никак не общение с отцом Кронидом. Что делать дальше, пока не знаем. Вячеслав Михайлович

Уважаемый Вячеслав Михайлович! Я не хотел бы возвращаться к теме отчиток. Поверьте мне, я несколько больше Вас знаю о ситуации, связанной с деятельностью отца Кронида, и когда я высказываю свое несогласие с этим, я делаю это на основании того, что мне известно. Поэтому я еще раз повторю, что никому не рекомендую ездить на отчитку в массовом порядке.

Что касается болезни Вашего сына – психическое заболевание далеко не всегда является беснованием. Оно может иметь самые разные причины, поэтому отчитка, тем более многократная, не может являться средством "лечения".

Я сочувствую Вашей семье, которую постигло такое испытание – болезнь сына. Психическая болезнь – тяжкий крест и для самого больного, и для его семьи. Я хотел бы посоветовать Вам с супругой, как верующим людям, попытаться принять эту болезнь как то, что промыслительно послано вам Богом. Здесь, в земной жизни, мы часто не можем понять: "Зачем, почему Господь посылает мне такую скорбь, такое испытание...". Но если мы верим в Бога, верим Богу – в то, что все, что исходит от Него, ведет к нашему благу, ко спасению, – то мы должны постараться принять все происходящее в простоте сердца: "Я не понимаю, Господи, но я принимаю это от Тебя". И дальше постараться строить всю свою жизнь, зная, что болезнь сына – это данность, с которой нужно примириться. Я желаю вам терпения, помощи Божией и любви друг к другу.

У меня уже много лет длится тяжелейшая жизненная ситуация, которую я не могу разрешить, могу уповать только на волю Божию. Подскажите, пожалуйста, могу ли, согласно церковным правилам, дать определенный обет, выполнить который я смогу при условии, что данная ситуация разрешится (условно говоря, молиться: "Господи, помоги, избави меня от этой напасти, и тогда я выполню то-то и то-то", например, пожертвую значительные суммы на восстановление церквей и монастырей). Или подобного рода обеты противоречат духу православного вероучения?

Нет, таких обетов давать не надо. Нужно просить у Бога помощи в том или ином деле и, в то же время, быть готовым принять все, что Господь пошлет нам в нашей жизни. Образцом для нас может быть Гефсиманская молитва Христа: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты (Мф. 26, 39).

А что пожертвований на храм или каких-то добрых дел, которые мы можем сделать, я думаю, что их ни в коем случае не нужно связывать с какими-то условиями: "Господи, если Ты дашь мне вот это, тогда я дам вот столько-то денег на храм или помогу детскому дому...". Когда человек пытается выстроить свои отношения с Богом по схеме: "Ты мне, я – тебе", – это оскорбляет величие Божие.

Я хочу сделать татуировку на груди в виде распятия или креста, так как испытываю дискомфорт от ношения на теле посторонних предметов. Можно ли это сделать?

Делать татуировку на груди в виде креста не принято у верующих людей, потому что в нашей культуре татуировка ассоциируется с либо с языческими, либо с какими-то тюремными обычаями. Именно поэтому моду на татуировки, распространенную ныне, можно назвать антихристианской. Что касается дискомфорта, его надо потерпеть, и очень скоро он исчезнет.

Я очень почитаю митрополита Антония Сурожского, люблю его книги. Его умение "достучаться" до сердца человека трудно переоценить. Читаю сейчас книгу "Человек перед Богом", где в разделе "Брак и семья" встретила один ответ владыки Антония на вопрос о допустимости абортов. Два положения в ответе владыки меня очень смутили, а именно, что:

1. "Бывают случаи, когда аборт неизбежен, но эти случаи только медицинского порядка. Когда зачинается ребенок, который не может родиться, который будет уродом, который будет чудовищем, – да, в таком случае аборт допустим".

2. "Перед Богом всякое зачавшееся существо является живым существом. Ему надо дать имя, надо о нем молиться и до конца жизни каяться в том, что это живое существо было... лишено жизни".

Просто не знаю, что и сказать... Если следовать данной логике, то как относиться к уже рожденным, но неполноценным умственно и физически?! И по второму: разве можно нарекать имя убиенному уже во утробе существу, тем более, если пол ребенка не был известен?! В целом, правильно ли будет эти моменты отнести к некому заблуждению владыки Антония, и относиться к нему и далее с благоговением, как к великому богослову и молитвеннику? Например, есть же спорные моменты в творениях преподобного Исаака Сирина, блаженного Августина, но мы относимся к ним с почитанием, как к святым отцам Церкви. Наталья

Наталья, я с Вами согласен. Действительно, и великие люди ошибались. И владыка Антоний мог ошибаться тоже. Сам я не встречал в его книгах тех положений, которые приведены в Вашем письме, но если они изложены корректно, – то это, конечно же, заблуждение, ошибка митрополита Антония. При этом я думаю, что уважительное отношение к нему никак не должно меняться. Это действительно удивительный архипастырь, проповедник, который больше, чем кто бы то ни было сделал в XX веке для воцерковления не только своей паствы в Лондоне, но и многих верующих православных людей в России.

Не считаю себя полностью воцерковленным человеком, но искренне стремлюсь к этому, и часто сталкиваюсь со многими вопросами, на которые не нахожу ответов. Вот один из них. По мере воцерковления меняется взгляд на жизнь, меняется внутренний мир. Если раньше тебе было интересно с определенным человеком, то теперь чувствуешь, что возникает пропасть между нами, пути расходятся. Переживаю, ведь так не должно быть. Люди все разные, надо бы терпеть, прощать...

Подскажите, Владыка, как быть – перестать общаться? Тогда это твоя гордыня и затем – одиночество... Продолжить – но ничего, кроме раздражения, это общение не приносит...

Это естественно, что со временем пути людей расходятся, особенно если у этих людей разное мировоззрение, если один человек становится верующим, а другой так и остается атеистом. К сожалению, такое разделение происходит даже между близкими людьми, родственниками по плоти. Это плохо, но вполне объяснимо, даже закономерно, ведь в окружающем нас мире очень многие люди далеки от Бога и не желают даже приближения к Нему.

И все же, по возможности, надо попытаться сохранить круг общения. Во-первых, человеку, еще не открывшему для себя мир веры, может быть непонятным прекращение общения с ним с Вашей стороны. Такое поведение верующего человека может обидеть, оскорбить неверующего. Тем более надо быть любящими, заботливыми, терпеливыми к неверующим родственникам, особенно, если у них, кроме нас, нет других близких. Во-вторых, Вы сами понимаете, что за разрывом отношений может стоять наша гордость, страсть, которую духовно неопытный человек не всегда может в себе распознать. Поэтому я бы советовал Вам продолжать общение, если оно не идет во вред Вашей собственной вере.

Существуют ли в Саратовской области духовные учебные заведения для девочек 13 лет?

Не совсем понятно, что Вы имеете в виду. В области есть одно духовное учебное заведение для девушек – Епархиальный учебный центр во имя преподобномученицы великой княгини Елисаветы. Девушки принимаются сюда по окончании средней школы. В Саратове работает православная гимназия, идет работа по открытию православных гимназий в Покровске (Энгельсе) и Петровске.

Не могу найти вразумительного ответа на вопрос об авторском праве в современном церковном творчестве. В интернете приходится натыкаться на разборки между проектировщиками иконостасов или иконописцами: кто у кого позаимствовал идею или просто скопировал. С одной стороны, у иконописцев вроде не принято подписывать работы, а с другой – сейчас у каждого второго свой сайт, и даже если работа не подписана, то она представлена на сайте как авторская. По светским законам об авторском праве надо спрашивать разрешение у автора, платить ему деньги и т. п. С уважением, Леонид.

Действительно, церковное творчество соборно. Человек, творец того или иного церковного произведения, в идеале должен рассматривать свое творчество как церковное послушание. Именно поэтому с древности иконописцы не подписывали свои иконы. Так же, как никто не думал об "охране авторских прав" создателей древнерусских или византийских распевов.

Но сегодня мы живем в иную эпоху. Многие авторы, как светские, так и церковные, стараются, чтобы их авторские права соблюдались. Как-то оценивать это я не считаю для себя возможным. Наверное, здесь можно руководствоваться принципом: Могий вместити да вместит (Мф. 19, 12), – то есть тот, кто может относиться к своему творчеству так, чтобы, что называется, "пустить его по водам", пусть делает так, а кто не может, тот не может. Я полагаю, что, если мы пользуемся каким-то проектом известного нам автора, надо, как минимум, спросить у него разрешение. А дальнейшее – вопрос договоренности с этим человеком.

У нас с мужем двое детей. Муж против, чтобы я работала, а у меня два образования. Где моя жизнь? Смиряться? Это есть воля Божия?

Во многом ответ на этот вопрос зависит от Вашей веры, ведь от того, как человек относится к Богу, зависит и его отношение к своей жизни и близким. Для верующей женщины нет ничего зазорного, "неполноценного" в том, чтобы посвятить свою жизнь семье, мужу и детям. Поверьте, это великий труд, который окупится сторицей. Вообще, семейная жизнь требует определенного самопожертвования от обоих супругов. И именно потому, что современные люди не умеют и не хотят жертвовать ничем даже ради своих близких, мы видим рядом с собой столько разрушенных семей.

Ваше Преосвященство! В одном из храмов нашего города, в иконной лавке, я видела набор открыток "Храмы Саратова", и на двух из них были изображены мечеть и католическая постройка. Что, это тоже храмы или в лавке просто не доглядели?

Действительно, в лавке "не доглядели". Я тоже обратил на это внимание и высказал замечание епархиальной лавке церковной утвари. Эти наборы открыток были изданы светским издательством, и попали к нам на распространение. Мною было дано распоряжение убрать эти наборы из храмов.

Здравствуйте, уважаемый Владыка. У меня не вопрос, а просьба. Я прихожанин храма Преображения Господня в городе Балашове. Настоятеля этого храма протоиерея Бориса Ланчикова перевели в другой храм. Я от имени многих прихожан очень прошу Вас пересмотреть этот вопрос. Мы очень привыкли к отцу Борису, исповедуемся ему, очень уважаем и ценим его. Мы ничего не имеем против других священников, но Вы поймите нас, мы как будто потеряли близкого человека. Волков Николай

Уважаемый Николай! Я не хотел бы в интернете называть причины, по которым мне пришлось освободить отца Бориса Ланчикова от должности настоятеля этого храма, но поверьте, основания для этого есть и весьма весомые. Он служит на приходе неподалеку от Балашова, и Вам ничто не мешает посещать его, исповедоваться у него, любить, ценить и уважать батюшку. Но, к сожалению, вернуть его на должность настоятеля Преображенского храма я не могу.

Владыка благословите. Если мужчина был венчан, затем развёлся, воцерковился, закончил духовную семинарию, обвенчался с новой супругой, может ли такой человек стать священником?

Нет, по канонам Церкви – не может.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама