овсем недавно руководители информационного агентства "Русская линия" были удостоены большой церковной награды орденов преподобного Серафима Саровского III степени. Церковная награда не только знак признания прошлых заслуг, но и знак доверия на будущее. Оправдывает ли "Русская линия" это доверие? К сожалению, некоторые недавние публикации заставляют в этом усомниться. Святой Апостол пишет: "Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно. (Евр.13:17)". Эти слова, которые относятся и к пастырям вообще, тем более относятся к Предстоятелю. Церкви, святейшему Патриарху. На него промыслом Божиим возложено исключительно важное служение поддерживать единство Церкви, служить ее голосом и для ее чад, и для внешних. В этом служении Святейший безусловно вправе рассчитывать на нашу безусловную поддержку. И уж тем более он вправе рассчитывать на то, что православные люди воздержатся от поведения, которое было бы неэтично по отношению не только к Патриарху, но и к любому человеку вообще. К сожалению, некоторые публикации "Русской линии", касающиеся проповеди Святейшего в Неделю Торжества Православия, являются не только ошибочными в богословском отношении, но просто неэтичными.
Для верных чад Церкви естественно и уместно обращаться к проповедям Патриарха за духовным наставлением, понимая, что Патриарх облечен особым доверием Церкви, высказанным на соборе, о нем возносятся молитвы в каждом православном храме, ему дана благодать, сообразная его высокому служению. Рассматривать проповеди Святейшего глазами прокурора, тщательно выискивая, в чем бы его обвинить значит ставить себя вне его паствы. Да и по отношению к любому человеку такой подход был бы глубоко несправедлив; когда вместо того, чтобы принимать слова ближнего в их простом и ясном значении, за ними стремятся усмотреть какие-то неправды, ошибки и заблуждения, обвинить можно кого угодно. Как жалуется Богу на своих притеснителей святой псалмопевец Давид, "Всякий день извращают слова мои (Пс.55:6)" Когда люди слышат в словах говорящего не то, что он хочет им сказать, а то, что они хотят услышать, чтобы найти повод обвинить его, повод, увы, будет найден независимо от того, подает его сам говорящий или нет.
Нельзя не отметить, что проповедь Святейшего, послужившая поводом для нападок, более чем своевременна и уместна. Многие лжеучителя, как это упоминают Святые Отцы, действительно отличаются очевидной аморальностью; и в наше время скандалы то с финансовой нечестностью, то с плотской распущенностью лидеров различных сект это подтверждают. Однако бывает и так, и на это совершенно справедливо обращает внимание Святейший что лжеучитель, оставаясь лжеучителем, ведет жизнь внешне безупречную, воздержанную и чистую. Человеческие грехи и заблуждения, увы, многообразны, и еретики бывают очень разными. Мы все видели падение бывшего Епископа Диомида; у нас нет оснований приписывать ему личную аморальность, его мятеж против Церкви выглядел в глазах некоторых (и, по-видимому, в его собственных глазах) как ревность о чистоте веры. В его лице мы видим печальный пример того, как человек, по-видимому, искренне полагающий себя защитником Христовой истины, наносит Церкви, но более всего, своей душе, великий вред. Духовные опасности многообразны и, если Святейший предостерегает нас о беды, грозящей с одной стороны, это никоим образом не означает, что он противоречит тем из Святых Отцов, которые предостерегали нас от опасности с другой. Но стоит ли нам углубятся в подробный разбор нападок на Патриарха? Сам подход, продемонстрированный в подобных откликах на его проповедь, просто нечестен.
Когда в статьях, полных нападок, говорят о "любви" к Патриарху и желании "помочь" ему, нельзя не подивиться крайней странности этого; Патриарх избран Собором Церкви, он постоянно пребывает в общении с другими Епископами, советуется с ними и выслушивает их мнение. Для отдельно взятых мирян как-то странно выступать с наставлениями в адрес Патриарха, как если бы он был их пасомым, а не они его. Уместно вспомнить тут слова святителя Григория Богослова: "Овцы, не пасите пастырей и не выходите из своих пределов; для вас довольно, если вы на доброй пажити. Не судите судей, не предписывайте законов законодателям"
Источник: Радонеж