- Отец Николай, расскажите о тех беседах, которые проводил владыка Антоний во время своих приездов в СССР?
- Когда владыка Антоний приезжал, а это было ежегодно, мы устраивали его беседы со многими желающими людьми. Это и прихожане храма, где я служил, и знакомые, друзья, которые хотели послушать его. Он охотно соглашался беседовать. Мы организовывали эти беседы у себя на квартире или у своих друзей на квартире. Собиралось человек по тридцать, а то и по пятьдесят. Люди приходили с диктофонами и записывали беседы. Часто бывало, что ему никто не задавал тему, он сам выбирал темы, а после беседы он отвечал на вопросы слушателей. Вопросы были как личного характера, так и общецерковного. Так продолжалось каждый год, пока он приезжал. Пожалуй, не было такого года, чтобы у нас не было такой общей беседы. Но это не исключало и частных встреч. Мы приходили к нему в гостиницу. Он обычно нам звонил, когда приезжал. Мы приходили к нему в гостиницу в назначенное время для личной беседы. А потом назначались встречи. У него программа была, как мы знаем, очень плотная, поэтому трудно было выкроить время, но, тем не менее, он выкраивал день для бесед. Часто это бывало очень поздно, потому что он задерживался, так как в гостинице его осаждали люди, которые приходили к нему для личной беседы. Он задерживался до позднего времени. Один раз пришел в двенадцать ночи и все равно беседовал.
- Отец Николай, кто приходил на эти беседы?
- Приходили в основном наши друзья: это и художники, и врачи, и студенты. В основном, это была молодежь. Конечно, это было время, когда это не поощрялось, но, тем не менее, мы все устраивали, и все у нас благополучно происходило, потому что мы не скрывали ничего, никаких тайн не было в этом. Все было открыто, и люди приходили с радостью и черпали для себя нужное. Темы были разные они известны, они изданы. Первая тема была, как сейчас помню, тема встречи. Это было у нас на квартире в Козихинском переулке. Это издано. И так многие беседы о смирении, о семейной жизни, в общем, самые разные темы. Я даже не берусь сейчас все перечислить, потому что все уже издано. Редактор этих изданий Елена Львовна Майданович занималась этими вещами, эти беседы издавала. И, конечно, когда он служил в храме, все узнавали где, когда он служил литургию, чтобы послушать его проповедь. Это было в храме Николы в Хамовниках, это было в храме Петра и Павла в Лефортове, в храме Иоанна Воина, храме Рождества Христова в Ивановском. Так что такое общение у нас завязалось с ним до тех пор, пока он уже перестал приезжать. Когда он перестал приезжать, конечно, все это прекратилось, уже не было возможности иметь такого близкого общения.
- Отец Николай, каково было значение бесед владыки Антония?
- Я считаю, что это было чудо, потому что таких бесед никто не проводил. Здесь очень существенно то, что это было бесценное общение. Люди получали от одного общения с ним огромный духовный заряд. Я так его оцениваю: это апостол Любви. Он одарен благодатным даром Любви. Я бы сказал, что каждого человека, которого он встречал, он любил больше всех. Когда видели его с кем-то беседующего, то казалось, что он беседует с самым близким другом, каждый человек был ему, как будто, самый близкий друг. Он всех, особенно тех, с кем он часто встречался, просил называть его на «ты». Это была его такая просьба. И мы называли его на «ты» и он нас называл на «ты». Не любил на «вы», так как он считал, что это осложняет, а когда на «ты» называешь, то отношения становятся близкими, появляется какой-то особый контакт, поэтому он просил всегда называть его на «ты». Так мы его и называли. Встречал он замечательно людей. Кто так из архиереев встречает? Когда он встречал человека, то он сразу обнимал его. Не то, чтобы он ждет просьбы благословить, а он сразу человека обнимет, потом широким крестом благословит и скажет тихо: «Христос с тобой». Да с такой любовью посмотрит, взор у него был такой острый, проникновенный, огненный. Я считаю, что этот человек жил во Христе и он, безусловно, явил нам образ Христа на земле. Через него мы общались со Христом Самим, потому что этот человек жил внутренней жизнью, молитвой, он все время был со Христом. Вот это чувство, как говорил апостол Павел: «Живу не я, а живет во мне Христос». Вот такое у меня впечатление было. Мы его называли «апостол Любви».
"Православие.ru", 15 сентября 2003 г.
[все интервью]