Кардинал Жан-Луи Торан (Jean-Louis Tauran), президент папского Совета помежрелигиозному диалогу, в интервью, данному журналу Оссерваторе Романо вначале 2009 года, останавливается на основных элементах, которыеохарактеризовали межрелигиозный диалог в 2008 году, в особенности наотношениях между католиками и мусульманами, а также рассказывает о ближайшихвстречах, которые расширят "этот важный духовный опыт".
Послеписьма Бенедикта XVI к сенатору Марчелло Пера, которое сталопредисловием к книге "Почему мы должны называть себя христианами" ("Perché dobbiamo dirci cristiani" изд. Mondadori) было сказано, что папа отрицает возможностьмежрелигиозного диалога. Как все обстоит на самом деле?
Кардинал Жан-Луи Торан: Прежде всего, давайте внимательно прочтем то, чтонаписал папа в своем письме. Оно формулирует с большой ясностью, что"межрелигиозный диалог, в узком смысле слова, невозможен но тем большенеобходимости в диалоге межкультурном, который углубил бы культурныепоследствия собственно религиозного выбора". Выражение "в узком смысле слова"имеет особую важность. Очевидно, что папа в своем письме продолжает линиюдокумента Международной богословской комиссии Христианство и религии (30сентября 1996 года) и апостольского послания Dominus Iesus (6 августа 2000 года). Следует также вспомнить слова папы в самом началеего понтификата: "Заверяю вас, что Церковь намерена и впредь укреплять узы дружбы споследователями всех религий в интересах поиска истинного блага каждогочеловека и общества в целом" (25апреля 2005 года). Спустя несколько месяцев, обращаясь к представителяммусульманского сообщества Германии в Кельне, папа заявил: "Христиане и мусульмане, мы все должнывместе решать многочисленные задачи нашего времени. Для равнодушия ибездеятельности не осталось места, а тем паче для обособленности исектантства. Нельзя поддаваться ни опасениям, ни пессимизму: напротив, нужноподдерживать оптимизм и надежду. Межрелигиозный диалог и межкультурный диалог междухристианами и мусульманами не должен быть делом временным. Он жизненнонеобходим нам, и от него во многом зависит наше будущее" (20 августа 2005 года).
Возможенли богословский диалог с мусульманами?
Кард. Торан: Декларация Dominus Iesus (п. 7) утверждает основное различие между верой в богословском смысле(принятие Богооткровенной истины о Боге Едином и Триедином) и верованиями,присутствующими в других религиях (опыт и размышления, обобщенные как плод религиозностии мудрости, накопленных в поисках истины их последователями). Следовательно,невозможно вести богословский диалог между христианами и адептами другихрелигий, поскольку невозможно само сопоставление веры в богословском смысле иверования. Мы не можем сказать, что христиане и последователи, например,традиционных африканских религий исповедуют одного Бога. Когда речь заходит омонотеистических религиях, нельзя использовать термин "монотеистический" безоговорок. Кроме того, у нас разные отношения с Богом и тем более мы по-разномуотносимся к священным книгам. Христиане это не верующие "религии Книги", аверующие Слова, которое есть не что иное, как Личность, то есть Иисус: Он никогданичего не писал и не диктовал. Однако, существует возможность религиозногодиалога с представителями других религий на собственно религиозные темы такиекак творение, жизнь, семья, молитва, пост, вечная жизнь. И, следовательно, стакой точки зрения можно говорить о богословском диалоге в широком смыслеслова, как отмечено в Соборной декларации Nostra aetate об отношениях Церкви с нехристианскими религиями.Например, в отношении мусульман там говорится: "Церковь смотрит на мусульман сособым уважением, поскольку они поклоняются Богу Единому, Живому и Сущему,Милостивому и Всесильному, Творцу неба и земли, говорившему к людям. Всемсердцем стараются они следовать указаниям Божиим даже сокровенным как имподчинился Авраам, к вере которого возводит себя ислам. Хотя они не считаютИисуса Богом, они поклоняются Ему как пророку; почитают девственную Его МатерьМарию, и порой взывают к ней с благоговением. Кроме того, они ожидают Судногодня, когда Бог воздаст всем воскресшим. Также они придают большое значениенравственному образу жизни и почитают Бога молитвой, милостыней и постом" (п.3). Что касается традиционных религий Африки, Австралии и азиатских религий(индуизма и буддизма), тот же документ гласит: "Католическая Церковь неотвергает ничто из того, что подлинно и свято в этих религиях. Она с искреннимуважением рассматривает тот образ жизни и действий, те предписания и учения,что подчас отражают луч истины, просвещающей всех людей даже если во многомони отличаются от того, чему Церковь сама верит и учит" (п. 2). Из всего этогоследует, что диалог на религиозные темы позволит верующим сотрудничать (разумеется,в рамках уважения свободы совести каждого) в области культуры иблаготворительности, присоединив таким образом свои усилия к усилиям множествалюдей доброй воли, во имя справедливости и мира.
Чтонового внес недавний Синод епископов в диалог между религиями прежде всего, втой его части, что касается Священного Писания?
Кард. Торан: В первую очередь я бы отметил две вещи. Необходимоизбегать выражения "Священное Писание" по отношению к священным книгам всехрелигий. Затем, надо сказать, что Синод не открывал нечто новое о Слове Божием он лишь более подробно остановился на его реальности, его содержании и егонеизмеримом богатстве. Мы единогласно признали, что со множеством верующих,твердо следующих наставлениям их священных книг, мы можем сотрудничать вовсемирном созидании просвещения и согласия.
Заключительное послание Синода подчеркивает, с одной стороны, духовноебогатство, которое представляют для нас нехристианские религии, а с другой нашдолг свидетельствовать о значимости для нас, христиан, Слова Божия в нашей повседневнойжизни. Таким образом мы сможем раскрыть перед другими новые и более возвышенныеидеалы любви и истины (ср. п. 14). В моем выступлении в зале заседаний Синода яподчеркнул необходимость поощрять в католических учебных заведениях, семинарияхи среди новициата непосредственное знание фундаментальных текстов другихрелигий. Даже частичное чтение этих текстов необходимо для продолжениямежрелигиозного диалога во имя истины. Верующие это мужчины и женщины,которые жаждут наставления Божия. Естественно, и мы, христиане, должныпознакомить с Библией представителей других религий! Всегда следует помнить,что недоверие, клевета и страх это прямые следствия невежества.
Вбудущем году состоится Специальная ассамблея Синода африканских епископов.Предвидятся ли подготовительные собрания в вашем Совете?
Кард. Торан: В настоящий момент на весну запланирована встречас группой преподавателей религиозных институтов, на которые была возложеназадача поддержания межрелигиозного диалога в Африке. Разумеется, в перспективе наСпециальной синодальной ассамблее, которая состоится в октябре, мы должныобсудить тот смысл, который традиционные африканские религии несут Церкви имиру. Они включают в себя немало ценного в частности, одухотворенное ицельное видение мира, в котором человечество призвано стать единой семьей ииметь тесную связь со своими предками. Для африканца религиозность естественна.Он верит в высшее Существо, в вечность, в Творца, Провидение и Судию. Все этиэлементы согласуются с христианской верой и могут считаться "приуготовлением" кЕвангелию: в них есть semina Verbi, семена Слова.[1] Но послевсего сказанного выше мы обязаны обратить внимание и на негативные практики ивлияния, которые не могут ни быть приняты христианством, ни сосуществовать сисповеданием католической веры. Затем нужно подумать об африканском исламе: оего специфике, распространении и стремлении противопоставить себя другимтрадиционным религиям и к христианству. Как видите, наш папский Совет не можетне питать живейший интерес к этой встрече.
Накаких основах продолжится диалог с индусами после трагических событий в Индии?
Кард. Торан: Чтобы понять динамику тех трагических фактов, окоторых вы говорите, необходимо мысленно вернуться в 1989 год, когда индийскаянационалистическая партия пришла к власти в штате Орисса. Скорее, здесь идетречь о проблеме социального и политического характера, чем о религиозномконфликте. Католиков упрекают в том, что они заботятся о низших кастах, которыеслужат рабочей силой для высших каст. Христианству также вменяется в вину тотфакт, что оно является фактором социальной эмансипации. Естественно, мы будемпродолжать диалог. Диалог, который будет поддерживаться в первую очередьместной Церковью, под бдительным руководством епископов и при поддержкеапостольского нунция. Я сам в ближайшие месяцы, чтобы оценить ситуацию, намереваюсьпоехать в Индию для встречи с епископами и индусскими религиозными лидерами.Как бы то ни было, мы и далее будем требовать уважения религиозной свободы,которая подразумевает уважение свободы совести, то есть возможность выбрать длясебя религию или поменять ее, исповедовать ее в частной жизни или публично.Одновременно должен поддерживаться и другой диалог с политическими властями,и задача этого диалога обеспечение условий реальной и эффективной религиознойсвободы, свободы примкнуть к какому либо организованному религиозному обществу бездискриминации или сегрегации. Все это не что иное как нормы международногоправа и международных конвенций, участницей которых, между прочим, является иИндия. И, наконец, каждое правительство должно обеспечить физическуюбезопасность своих граждан, в особенности, когда часть из них становится жертвойфизического насилия как в случае, о котором идет речь. Я думаю, что спрактической точки зрения уважение к религиозной свободе не на словах, а на деле это в наших общих интересах. Верующие, чувствуя, что их право исповедовать своюверу соблюдается и защищено законом, будут более расположены к сотрудничеству вобласти материального, социального и духовного благосостояния общества,фактическими членами которого они являются. Хочу напомнить, что этонеоправданное насилие не касается большинства жителей Индии и их руководства:быть миролюбивыми у них в традиции. Вот почему в моем послании по случаюнедавнего празднования Дивали я захотел вновь напомнить о том, что христианам ииндийцам необходимо трудиться вместе, исходя из общего принципа ненасилия.
Какиеплоды принес межкультурный диалог за прошедший год?
Кард. Торан: Я должен сказать, что не все плоды диалога можномерить одной меркой. Ведь диалог это еще и настоящее приключение, где всякаявстреча и всякое слово могут изменить течение всей жизни. Так, я все большеотдаю себе отчет о важности человеческих отношений, о впечатлении, котороеможет произвести учтивый и теплый прием. И в этом отношении встреча папы снашими собеседниками, исповедующими другие религии в особенности смусульманами производит особое впечатление. Признак этого улучшение самойатмосферы встреч: с однойстороны, взаимоуважение и сердечность, с другой открытый диалог, которому нестрашны различия во мнениях. В прошлом году прошло много запланированныхвстреч. Прежде всего, в Каире в феврале прошла ежегодная встреча объединенного комитетапо диалогу между Папским Советом и университетом Аль-Азхар[2]. Темаобсуждения "Вера в Бога и любовь к ближнему как основы исламо-христианскогодиалога". Затем в Риме в апреле состоялась встреча с иранцами на тему "Вера иразум в христианстве и исламе" как известно, эта тема папе особенно дорога.Шестнадцатое собрание исламо-католического комитета взаимодействия прошло вРиме 11 и 12 июня вокруг темы "Христиане и мусульмане свидетельствуют о Богесправедливости, мира и сострадания в мире, страдающем от насилия". Чтобыпродолжить хронологию этих событий, напомню первый семинар католико-исламскогофорума (4-6 ноября 2008 года). Наконец, встреча с World Islamic Call Society из Триполи (Ливия), которойзавершился этот рабочий год, состоялась 15-17 декабря в Риме. Центром дискуссиибыла тема особой важности и актуальности: "Особая ответственность религиозных лидеров вкризисные периоды".
Какиевстречи ожидаются в новом году?
Кард. Торан: Что касается только что начавшегося года, вобласти христианско-исламского диалога первой будет встреча смешанного комитетапо диалогу между Папским советом и Университетом Аль-Азхар. Она состоится вРиме 24 и 25 февраля. Особо значимо и трогательно то, что наши мусульманскиепартнеры из Аль-Азхар сами предложили 24 февраля как ежегодную дату дляпроведения собраний в память о посещении Иоанном Павлом II Аль-Азхара в 2000 году именно вэтот день. Этот, вне всякого сомнения, учтивый и доброжелательный жест ещеодин обнадеживающий знак на пути порой непростого диалога между христианами имусульманами. Возможно, в мае (дата пока неизвестна) состоится встреча сКоролевским институтом межрелигиозных исследований.[3]Предстоящие встречи с другими мусульманскими партнерами будут иметьподготовительный характер для встреч, которые пройдут в следующем году.
Какиенадежды вы возлагаете на эти встречи?
Кард. Торан: Я не хочу преуменьшать те трудности и неясности,которые могут существовать и которые, разумеется, должны быть разрешены. Но ясчитаю, что все религии, несмотря на все недостатки своих приверженцев,призваны быть школой человечности и братства. Диалог с их лидерами это всегдадуховный опыт. Именно им надлежит донести своим последователям тот факт, чторелигиозная свобода и согласное сосуществование религий это необходимыеусловия и для национального созидания, и для укрепления дружбы между народами.
Беседовал Марио Понци
Интервью опубликовано в газете L'OsservatoreRomano 4 января 2009 года
[1] Semina Verbi (лат. семенаСлова) в святоотеческой традиции это те зерна Истины и Слова Божия,которые присутствуют в языческих религиях. Согласно древним апологетам (св.Иустин Философ и др.), то истинное и здравое, что есть в языческих культах иязыческой философии, уготовляет язычников к принятию Евангелия. Отсюда и термин"Евангельское приуготовление", ставший заглавием труда Евсевия Кесарийского (IV в.). Прим. ред.
[2] Древнейший(с 988 г.) и наиболее известный суннитский университет, расположен в Каире. Прим. ред
[3] Королевскийинститут межрелигиозных исследований (Royal institute for Interfaith Studies) научно-исследовательская организация, учреждена принцем Иордании Аль Хасаномбин Талалом. Прим. ред.
Источник: Богослов. ру