ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Хорош кулич после мацы

Российские евреи между двумя Пасхами

Андрей Мельников :: 15 апреля 2009

Между иудейской и православной Пасхами особые отношения: праздник у православных в наше время всегда следует за еврейским. В первые века истории христианства оба праздника отмечались в один и тот же день – 14-го числа месяца нисана. В результате богословских споров Вселенский Никейский Собор в 325 году ввел правило праздновать христианскую Пасху в первое воскресенье после полнолуния по юлианскому календарю, чтобы подчеркнуть отличие христианства от иудаизма. Но взаимная зависимость частично сохранилась и наложила на обе общины свой отпечаток. В связи с этим сложились некоторые интересные... нет, не обычаи, все же только привычки, о которых в общем-то не говорят, но осуществляют их на практике.

Песах – еврейская Пасха – один из основных праздников в религиозном календаре иудеев. Длится восемь дней, в течение которых принято веселиться в честь обретенной 3300 лет назад свободы от египетского рабства. Веселиться, но как! В эту восьмидневку действуют особые правила диеты, которые у евреев, как известно, даже в обычное время весьма строги. Называется это "кошер ле Песах", то есть дозволенное к употреблению в пищу во время Пасхи. Трудно перечислить ограничения: прежде всего квасной хлеб в любом виде, все виды круп, водка, пиво и многое другое, то есть все то, что производится в результате заквашивания или просто может быть заквашено, или даже то, что хотя бы немного напоминает то, что может закваситься.

Первые два вечера полагается устраивать особое праздничное застолье – "седер Песах". Здесь установлен особый ассортимент и порядок праздничных блюд, в число которых входит зажаренная на открытом огне куриная шейка, есть которую запрещено, потому что она только символизирует пасхальную жертву, а не заменяет ее. Поэтому этот кусочек мяса обуглен до черноты, чтобы сделать его несъедобным. Ритуальная трапеза также включает в себя неоднократное поглощение горького хрена, сначала в "голом" виде, затем перемешанным со сладким десертом под названием "харосет", но от этой добавки хрен слаще не становится.

Ну и, конечно, маца – пресный хлеб из незаквашенной муки, опресноки. Маца названа в Библии "хлебом бедности". Грустно, но добросовестно грызут российские евреи на пасхальных застольях квадратные листы бледной – потому что российская выпечка некачественная – и безнадежно безвкусной мацы. Почему-то эта привычка осталась едва ли не последней, от которой не отказывались даже в те годы советской власти, когда религию уже и сами люди воспринимали как рудимент прошлого. В 70–80-е годы инженеры, пенсионеры, педагоги и прочие советские люди "еврейской национальности" на пороге апреля старались достать мацу. Я помню случай, когда мои знакомые расплатились со знакомым медиком невесть откуда добытой пачкой опресноков. Свобода дорогого стоит. К этой мысли евреев веками приучает религия, каждый год напоминая, что есть ценности выше, чем материальное благополучие.

К квасному евреи не притрагиваются все восемь дней, пока длится празднование Песаха. А пока они празднуют Песах, для православных наступает самая строгая неделя поста. Сотрудники в организациях стараются не ходить на обед, чтобы не травить душу. В обеденный перерыв достают свой скромный сухой паек, принесенный из дома. И тоже грызут пресные галеты, разводят кипятком порошковое пюре и другой фаст-фуд, не содержащий ингредиентов животного происхождения.

Но вот наступает Светлое Христово Воскресение. Православный люд устремляется в храмы святить яйца и куличи. Сорокадневный пост закончен, можно разговляться. Иудеи же крепятся еще сутки или несколько до наступления православного пасхального воскресенья, в зависимости от того, на какой день недели в году приходится завершение Песаха – ведь иудейский календарь "плавающий".

Но вот заходит солнце, и соблюдавшие предписания иудейской Пасхи, невзирая на поздний час, устремляются в булочные. Берут батон, а то, истосковавшись по квасному, и два. Потом, несколько смущенно, тянут руку за куличом. Речь, конечно, не идет об абсолютно религиозных евреях, скорее, о некотором количестве светских людей, стремящихся к более или менее добросовестному соблюдению традиций предков. И кулич, который они покупают в обычном магазине, не освящен в христианском храме. Дома, вдали от внимательных глаз собратьев по иудейской общине, некоторые прихожане российских синагог с удовольствием едят сдобную выпечку, считая это заслуженной наградой за "пережитый" праздник, все-таки по количеству ограничений больше напоминающий пост, а не разгульное разговление.

Источник: НГ-Религии

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама