Это произойдет после литургии в Богоявленском соборе Москвы.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит завтра, в Великий Четверг, чин омовения ног. Этот обряд будет совершаться предстоятелем Русской Православной Церкви впервые в новейшей истории. Богослужение пройдет в Богоявленском кафедральном соборе Москвы после Божественной литургии, сообщает "Патриархия.Ру".
Чин омовения ног редко встречающийся чин, когда в Страстной Четверг архиерей, по образу Христа, умывшего ноги своим ученикам за Тайной Вечерей, омывает в храме ноги сидящим священнослужителям, в знак глубокого смирения и служения народу Божию.
В древности на Востоке данный обряд был обычаем гостеприимства (см. Быт. 30:18, Быт. 40:30, Быт. 43:24, Суд. 19:21). В настоящее время этот чин вошел в богослужебную практику некоторых Поместных Православных Церквей, он совершается в отдельных епархиях РПЦ.
Кроме того, данный чин совершается в Римско-Католической Церкви, в Армянской Апостольской Церкви. В католической богослужебной практике чин совершает священник, умывая ноги двенадцати прихожанам; в Армянской Апостольской Церкви чин совершает Верховный Патриарх-Католикос всех армян. В общих чертах чин сохранился также в некоторых протестантских деноминациях; в протестантских общинах ноги умывают мужчины мужчинам и женщины женщинам.
По православной богослужебной традиции, зафиксированной в третьей части "Архиерейского чиновника", чин омовения ног совершается после заамвонной молитвы в Великий Четверг.
После пения "Буди имя Господне" Патриарх садится в кресло на горнем месте, вокруг него с двух сторон садится 12 священников по числу апостолов, бывших в Сионской горнице. Затем духовенство, находящееся в алтаре, запевает 50-й псалом, во время пения которого диаконы выносят на солею сосуд с водой для омовения. Следом выходит архиерей и садится в кресло, стоящее на солее лицом к алтарю.
Затем диаконы выводят под руки на солею священнослужителей, принимающих участие в чине. В это время хор поет стихиру "Союзом любве" и другие песнопения Великого Четверга.
После того, как на солее сядут все 12 священников, диакон возглашает мирную ектению с особыми прошениями: "о еже освятитися умовению сему". После ектении Патриарх читает молитву, в которой просит Господа через это символическое омовение омыть грехи людей.
Затем наступает ключевой момент чинопоследования. Диакон начинает чтение отрывка из Евангелия, в котором описывается омовение ног Спасителем Своим ученикам. Во время чтения слов "и положи ризы своя" Патриарх снимает с себя облачение и остается в подсаккоснике, епитрахили и поручах, а затем при соответствующих словах Евангелия Патриарх берет лентион (широкое и длинное полотенце) и вливает воду в умывальницу крестообразно.
Далее в Евангелии содержатся слова: "и начат умывати ноги учеником и отирати лентием, имже бе препоясан"; в этот момент Патриарх поливает водой на ноги священников и вытирает их лентионом, которым он, как и Спаситель на Тайной вечери, опоясывается.
Когда же Патриарх доходит до старшего из священников, диакон читает следующий отрывок: "прииде же к Симону Петру и глагола ему той", после чего старший священник говорит Патриарху слова апостола Петра: "Господи, Ты ли мои умыеши нозе?", на что Патриарх отвечает ему словами Спасителя: "Еже Аз творю ты не веси ныне, разумееши же по сих".
Старший священник отвечает: "Не умыеши ноги моей во век" и получает ответ от Патриарха: "аще не умыю тебе, не имаши части со Мною". В ответ на эти слова священник указует на свои руки и голову, говоря: "Господи, не нозе мой токмо, но и руце и главу", после чего Патриарх говорит: "измовенный не требует токмо нозе умыти, есть бо весь чист и вы чисти есте, но не вси" и умывает ноги старшему священнику.
После омовения Патриарх и священники садятся на свои места, Предстоятель облачается в священные одежды и читает отрывок из Евангелия, в котором Спаситель объясняет Своим ученикам смысл сотворенного умовения.
Затем Патриарх читает заключительную молитву, после чего совершается отпуст Литургии.
Чин умовения ног справка
Евангельским основанием чина умовения ног, совершаемого в Великий четверг, служит рассказ апостола Иоанна Богослова о том, как Господь Иисус Христос "встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан". На просьбу апостола Петра, сначала возразившему Христу: "Господи! Тебе ли умывать мои ноги?", а затем, после ответа Господа, воскликнувшему: "Господи! не только ноги мои, но и руки и голову", Иисус ответил "Омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все". Закончив умовение, Христос преподал ученикам урок смирения и засвидетельствовал о предстоящем предательстве (Ин 13. 2-20).
Из церковного предания известны две основных линии толкования этого евангельского рассказа. Одна подчеркивает самоуничижение Господа, предпринятое Им ради нашего спасения, а также делает из него этический вывод о необходимости смирения и жертвенного служения ближнему (тем более, что этот вывод прямо сделан в самом Евангелии). Другая усматривает в рассказе об умовении ног указание на таинство Крещения.
Исходя из этого, некоторыми исследователями раннего христианства высказывалось предположение, что одной из форм совершения Крещения в древней Церкви было умовение ног. Подтверждения такому предположению служит несколько косвенных свидетельств, самое раннее из которых содержится в сочинении священномученика Иринея Лионского "Против ересей" (IV. 22. 1), а также зафиксированная в IV веке на латинском Западе (но не в Риме, а в таких городах, как Аквилея, Медиолан и Иппон) практика совершать умовение ног вместе с Крещением (но не вместо него).
На Востоке такая практика не засвидетельствована, однако в сирийской традиции толкование рассказа евангелиста Иоанна об умовения ног как прообраза таинства Крещения было достаточно распространено, а в греческой святоотеческой письменности, после некоторых колебаний, было также воспринято и приводится, например, у преподобного Иоанна Дамаскина в его "Точном изложении православной веры" (IV. 13). Как бы то ни было, обычай совершения умовения ног в Великий четверг с этим возможным крещальным умовением не связан.
Чинопоследование умовения ног Великого четверга впервые возникло в Иерусалиме в VI-VII веках и явилось отражением общей тенденции максимально подчеркнуть изобразительную символику страстного богослужения, особенно явную при его совершении во Святом Граде.
Впервые этот чин встречается в грузинском переводе древнего иерусалимского Лекционария, где он совершается сразу после литургии Великого четверга и непосредственно перед началом бдения Великой пятницы. Согласно этому памятнику, чин включал в себя чтение Евангелия (Ин 13. 3-30), ектению, молитву, собственно умовение ног, и заключительный тропарь-ипакои.
Не позднее VIII века чин умовения ног перешел и в практику Константинополя. При этом, в отличие от Иерусалима, в Константинополе он первоначально совершался не после, а до литургии Великого четверга этот порядок отражен в Типиконе Великой церкви, в первоначальной редакции Студийского устава, в Евергетидском Типиконе. Лишь в студийских уставах афоно-итальянской группы, а затем и в Иерусалимском уставе (который продолжает линию развития Студийского устава и не должен смешиваться с древним иерусалимским богослужением) чин переносится на время после литургии.
В константинопольских памятниках чин умовения ног уже имеет несколько более сложный порядок по сравнению с иерусалимским: чин открывается мирной ектенией, затем Предстоятель читает две вступительные молитвы (обычную и главопреклонную), и начинается чтение евангельского рассказа. Сообразуясь с порядком чтения Евангелия, Предстоятель омывает ноги 12 других участников чина (если чин совершается в монастыре монахов, если в кафедральном соборе священников; в Константинополе в древности Патриарх омывал ноги 3 иподиаконам, 3 диаконам, 3 священникам, 2 митрополитам и 1 архиепископу).
После умовения и окончания Евангелия читается заключительная молитва чина. Тот же порядок сохраняется и в современных изданиях богослужебных книг, лишь к началу и концу чина прибавлены некоторые песнопения Великого четверга (а именно ирмос и два тропаря 5-й песни канона Великого четверга и стихиры этого дня в начале; оставшийся тропарь 5-й песни канона в конце).
По материалам источников: Благовест-инфо