ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Патриарх Кирилл завтра омоет ноги 12 священникам

15 апреля 2009

Это произойдет после литургии в Богоявленском соборе Москвы.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит завтра, в Великий Четверг, чин омовения ног. Этот обряд будет совершаться предстоятелем Русской Православной Церкви впервые в новейшей истории. Богослужение пройдет в Богоявленском кафедральном соборе Москвы после Божественной литургии, сообщает "Патриархия.Ру".

Чин омовения ног – редко встречающийся чин, когда в Страстной Четверг архиерей, по образу Христа, умывшего ноги своим ученикам за Тайной Вечерей, омывает в храме ноги сидящим священнослужителям, в знак глубокого смирения и служения народу Божию.

В древности на Востоке данный обряд был обычаем гостеприимства (см. Быт. 30:18, Быт. 40:30, Быт. 43:24, Суд. 19:21). В настоящее время этот чин вошел в богослужебную практику некоторых Поместных Православных Церквей, он совершается в отдельных епархиях РПЦ.

Кроме того, данный чин совершается в Римско-Католической Церкви, в Армянской Апостольской Церкви. В католической богослужебной практике чин совершает священник, умывая ноги двенадцати прихожанам; в Армянской Апостольской Церкви чин совершает Верховный Патриарх-Католикос всех армян. В общих чертах чин сохранился также в некоторых протестантских деноминациях; в протестантских общинах ноги умывают мужчины – мужчинам и женщины – женщинам.

По православной богослужебной традиции, зафиксированной в третьей части "Архиерейского чиновника", чин омовения ног совершается после заамвонной молитвы в Великий Четверг.

После пения "Буди имя Господне" Патриарх садится в кресло на горнем месте, вокруг него с двух сторон садится 12 священников по числу апостолов, бывших в Сионской горнице. Затем духовенство, находящееся в алтаре, запевает 50-й псалом, во время пения которого диаконы выносят на солею сосуд с водой для омовения. Следом выходит архиерей и садится в кресло, стоящее на солее лицом к алтарю.

Затем диаконы выводят под руки на солею священнослужителей, принимающих участие в чине. В это время хор поет стихиру "Союзом любве" и другие песнопения Великого Четверга.

После того, как на солее сядут все 12 священников, диакон возглашает мирную ектению с особыми прошениями: "о еже освятитися умовению сему". После ектении Патриарх читает молитву, в которой просит Господа через это символическое омовение омыть грехи людей.

Затем наступает ключевой момент чинопоследования. Диакон начинает чтение отрывка из Евангелия, в котором описывается омовение ног Спасителем Своим ученикам. Во время чтения слов "и положи ризы своя" Патриарх снимает с себя облачение и остается в подсаккоснике, епитрахили и поручах, а затем при соответствующих словах Евангелия Патриарх берет лентион (широкое и длинное полотенце) и вливает воду в умывальницу крестообразно.

Далее в Евангелии содержатся слова: "и начат умывати ноги учеником и отирати лентием, имже бе препоясан"; в этот момент Патриарх поливает водой на ноги священников и вытирает их лентионом, которым он, как и Спаситель на Тайной вечери, опоясывается.

Когда же Патриарх доходит до старшего из священников, диакон читает следующий отрывок: "прииде же к Симону Петру и глагола ему той", после чего старший священник говорит Патриарху слова апостола Петра: "Господи, Ты ли мои умыеши нозе?", на что Патриарх отвечает ему словами Спасителя: "Еже Аз творю ты не веси ныне, разумееши же по сих".

Старший священник отвечает: "Не умыеши ноги моей во век" и получает ответ от Патриарха: "аще не умыю тебе, не имаши части со Мною". В ответ на эти слова священник указует на свои руки и голову, говоря: "Господи, не нозе мой токмо, но и руце и главу", после чего Патриарх говорит: "измовенный не требует токмо нозе умыти, есть бо весь чист и вы чисти есте, но не вси" и умывает ноги старшему священнику.

После омовения Патриарх и священники садятся на свои места, Предстоятель облачается в священные одежды и читает отрывок из Евангелия, в котором Спаситель объясняет Своим ученикам смысл сотворенного умовения.

Затем Патриарх читает заключительную молитву, после чего совершается отпуст Литургии.

Чин умовения ног – справка

Евангельским основанием чина умовения ног, совершаемого в Великий четверг, служит рассказ апостола Иоанна Богослова о том, как Господь Иисус Христос "встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан". На просьбу апостола Петра, сначала возразившему Христу: "Господи! Тебе ли умывать мои ноги?", а затем, после ответа Господа, воскликнувшему: "Господи! не только ноги мои, но и руки и голову", Иисус ответил "Омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все". Закончив умовение, Христос преподал ученикам урок смирения и засвидетельствовал о предстоящем предательстве (Ин 13. 2-20).

Из церковного предания известны две основных линии толкования этого евангельского рассказа. Одна подчеркивает самоуничижение Господа, предпринятое Им ради нашего спасения, а также делает из него этический вывод о необходимости смирения и жертвенного служения ближнему (тем более, что этот вывод прямо сделан в самом Евангелии). Другая усматривает в рассказе об умовении ног указание на таинство Крещения.

Исходя из этого, некоторыми исследователями раннего христианства высказывалось предположение, что одной из форм совершения Крещения в древней Церкви было умовение ног. Подтверждения такому предположению служит несколько косвенных свидетельств, самое раннее из которых содержится в сочинении священномученика Иринея Лионского "Против ересей" (IV. 22. 1), а также зафиксированная в IV веке на латинском Западе (но не в Риме, а в таких городах, как Аквилея, Медиолан и Иппон) практика совершать умовение ног вместе с Крещением (но не вместо него).

На Востоке такая практика не засвидетельствована, однако в сирийской традиции толкование рассказа евангелиста Иоанна об умовения ног как прообраза таинства Крещения было достаточно распространено, а в греческой святоотеческой письменности, после некоторых колебаний, было также воспринято и приводится, например, у преподобного Иоанна Дамаскина в его "Точном изложении православной веры" (IV. 13). Как бы то ни было, обычай совершения умовения ног в Великий четверг с этим возможным крещальным умовением не связан.

Чинопоследование умовения ног Великого четверга впервые возникло в Иерусалиме в VI-VII веках и явилось отражением общей тенденции максимально подчеркнуть изобразительную символику страстного богослужения, особенно явную при его совершении во Святом Граде.

Впервые этот чин встречается в грузинском переводе древнего иерусалимского Лекционария, где он совершается сразу после литургии Великого четверга и непосредственно перед началом бдения Великой пятницы. Согласно этому памятнику, чин включал в себя чтение Евангелия (Ин 13. 3-30), ектению, молитву, собственно умовение ног, и заключительный тропарь-ипакои.

Не позднее VIII века чин умовения ног перешел и в практику Константинополя. При этом, в отличие от Иерусалима, в Константинополе он первоначально совершался не после, а до литургии Великого четверга – этот порядок отражен в Типиконе Великой церкви, в первоначальной редакции Студийского устава, в Евергетидском Типиконе. Лишь в студийских уставах афоно-итальянской группы, а затем и в Иерусалимском уставе (который продолжает линию развития Студийского устава и не должен смешиваться с древним иерусалимским богослужением) чин переносится на время после литургии.

В константинопольских памятниках чин умовения ног уже имеет несколько более сложный порядок по сравнению с иерусалимским: чин открывается мирной ектенией, затем Предстоятель читает две вступительные молитвы (обычную и главопреклонную), и начинается чтение евангельского рассказа. Сообразуясь с порядком чтения Евангелия, Предстоятель омывает ноги 12 других участников чина (если чин совершается в монастыре – монахов, если в кафедральном соборе – священников; в Константинополе в древности Патриарх омывал ноги 3 иподиаконам, 3 диаконам, 3 священникам, 2 митрополитам и 1 архиепископу).

После умовения и окончания Евангелия читается заключительная молитва чина. Тот же порядок сохраняется и в современных изданиях богослужебных книг, лишь к началу и концу чина прибавлены некоторые песнопения Великого четверга (а именно ирмос и два тропаря 5-й песни канона Великого четверга и стихиры этого дня – в начале; оставшийся тропарь 5-й песни канона – в конце).

По материалам источников: Благовест-инфо

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама