ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Тарас Бульба", или Муза и кошелёк

Дмитрий Седов :: 16 апреля 2009

Скажу откровенно, я перед неутомимой деятельностью режиссёра Владимира Бортко снимаю шляпу. Сильный мастер. Ни талантом, ни умом его Господь не обделил. Возьмём несколько примеров.

Нужно было нашим перестройщикам доказать, что зря пролетариат в 1917 году взял власть в свои руки – тут же Бортко выпускает на экран отвратительных выходцев из рядов трудящихся в виде шариковых и швондеров, а заодно умасливает елеем образ благороднейшего профессора Преображенского. Чудная работа "Собачье сердце" и, главное, вовремя сделана. Дорого яичко к Христову дню.

Точно так же дорого оказалось "антияичко" в виде "Мастера и Маргариты", когда почуяло неспокойное сердце режиссёра потребность охладить пыл новорусских православных, гуськом потянувшихся в храм. И снова он экранизирует Булгакова, который давненько стал кумиром диссидентствующих кухонных болтунов. Однако теперь на экран сходит великолепный Воланд, коему маленький Иисус и в подмётки не годится. В.Бортко пытается произвести десакрализацию Христа, что в глазах духовно недоразвитой кинопублики ему блестяще удаётся. В "Мастере и Маргарите" именно сатана – добрый и великодушный герой, достойный подражания. А уж его эскорт просто очарователен. Браво, браво! Ведь вся тонкость – в расстановке акцентов. Акценты же расставлены в духе атеизма Булгакова, никак не вписывающегося в процесс восстановления русского Православия. И в этом случае задача также решена на уровне высокого ремесла. А главное – конъюнктурная удача всегда хорошо оплачивается.

И вот новый творческий подвиг славного режиссёра – блокбастер "Тарас Бульба". И снова тот же поворот. Похоже, и здесь муза озаботилась своим кошельком.

Посмотревший фильм читатель спросит: а в чём, собственно, претензии? Фильм сильный, эпически развёрнутый, верный линии литературного первоисточника, умело снятый и так далее.

Отвечу: В.Бортко неумелых фильмов не снимает. Он профессионал. Только Гоголя в этой ленте нет. Нет сладкого замирания сердца от бескрайней украинской степи, от звона жаворонков в бездонном небе, нет раздольных козацких песен, нет той изначальной Малороссии, которую с такой любовью и с таким мастерством воспел Н.В.Гоголь в своей повести. Фильм развивается по законам американского блокбастера, и на протяжении всего действия трудно отделаться от впечатления, что его делали в Голливуде (хотя в ряде эпизодов он больше напоминает северокорейское чучхе, обязывает каждого умирающего солдата произносить здравицы в честь вождя).

Так и у Бортко: умирающие козаки друг за другом повторяют лозунг во славу Русской земли, что опускает такие эпизоды до качества откровенного лубка. Иных средств выразить любовь героев к своей Отчизне в фильме оказалось маловато.

В фильме отсутствует не только гоголевская лирика, делающая его произведения неподражаемыми шедеврами, в нём нет и гоголевской трактовки главной драмы произведения – драмы предательства Андрея. Вот что заявляет, например, исполнитель роли Андрея Игорь Петренко в интервью "Известиям" (03. 04. 2009): "Я в любом случае буду говорить про Андрея хорошо, потому что обязан быть Павлом Астаховым своей роли. Да и хочу его таким видеть. Хотя судьба заставляет моего героя сделать страшный выбор. Он предаёт не просто абстрактные понятия – родина, а предаёт отца своего. Но это был его выбор. Он так расставил приоритеты, хотя и понимал, что никто его за это по головке не погладит".

Игорь Петренко по молодости, видимо, не знает, что декларирует древний, как мир, постулат предателей всех времён: мои собственные интересы превыше всего. Русской молодёжи уже основательно вбили в головы этот постулат, что и засвидетельствовал в своем интервью молодой актёр. Но речь не об этом. Речь о том, что именно эта линия никакой трактовки у режиссёра не получает. Всё происходит словно механически. Влюбился в паненку, бежал из лагеря запорожцев, получил новый статус у поляков и выехал на битву со своими вчерашними товарищами. Внутреннее состояние героя вынесено за скобки.

У Гоголя также не говорится о душевных терзаниях Андрея, но в нём нет и видеоряда, а видеоряд диктует свои законы. По этим законам душевный перелом Андрея должен был предстать перед зрителем, ибо он неизбежен в таких ситуациях. Как зритель его увидит – дело режиссёра. Но режиссёр решил уйти от этой сложной работы, видимо, уповая на то, что у Гоголя всё происходит "за кадром". А результат простой – зритель не верит в этого "деревянного" Андрея. Даже самая пустая душа не свершает предательства столь незатейливо и однозначно. А Андрей – совсем не пустая душа. Его любовь к паненке не могла не столкнуться с зовом крови. Не могла! У Гоголя она столкнулась в умолчании, у Бортко – не столкнулась.

Почему этот момент так важен? Потому что ничего в жизни не бывает беспричинно. Трагизм предательства – это урок каждому из нас. А в фильме трагизм происшедшего однобок, ибо его испытывает только отец, а сын – безучастен. Даже перед роковым выстрелом Бульбы глаза Андрея пусты и равнодушны. Это художественная неправда.

Отчего так получилось? Думаю, оттого, что Владимир Бортко и его команда снимали именно блокбастер, изначально предполагающий упрощение психологических коллизий. Ведь какой американский блокбастер не посмотри – в столкновении героев всё просто, как мычание. Но герои Гоголя – не американцы, относиться к ним столь упрощённо нельзя. Бортко ушёл от очень сложной задачи – прочитать за Гоголя то, что тот обозначил умолчанием. Но на то он и большой профессионал.

Без сомнения, имеет место увлечение батальными сценами, которые не всегда сняты не на высоком уровне. Наверное, "стрелялки" и отвлекают от той художественной глубины, которая была свойственна нашему кинематографу прежде и которая теряется в этом фильме. Муза повлеклась за кассовостью и это – упрёк режиссёру.

Тем не менее на фоне других работ отечественного кинематографа фильм В.Бортко отличается в лучшую сторону. Его стоит посмотреть уже потому, что он не передёргивает Гоголя и точно выражает главную идею писателя – идею нерасторжимости православной Малороссии и Русской земли, идею несовместимости католического и православного миров.

Конечно, "Тарас Бульба" является сильнейшей оплеухой по бредовой теории В.Ющенко и иже с ним о "древних украх". В смысле безусловности того, что Малороссия была частью исконно русского пространства и жила в истинном Православии, фильм безупречен, как безупречна и повесть великого писателя. И все-таки ещё раз повторим: непозволительно экранизировать такие тонкие вещи в стиле блокбастеров. Наша жизнь и без того реально подвергается американизации, и дело честных режиссёров не подстёгивать её на этом пути, а искать собственный путь в творчестве.

Источник: Одна Родина

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама