Телевидение постоянно меняется: о другом снимают фильмы, на другие темы беседуют в ток-шоу. Ежедневно "самые свежие новости" и всё более хитрые способы привлечь внимание аудитории. Одно остается неизменным вот уже много лет: каждый вечер перед экранами собираются самые маленькие зрители, чтобы встретиться с Хрюшей и Степашкой, посмотреть мультфильм и послушать колыбельную. "Фома" побеседовал о детстве с актером и телеведущим Юрием Григорьевым знакомым всем нам дядей Юрой из "Спокойной ночи, малыши!".
Юрий Григорьев родился в 1955 году в семье военнослужащих. Отец Герой Советского Союза, летчик, командир эскадрильи. В 1976 году Юрий Григорьев окончил Высшее театральное училище имени Бориса Щукина и поступил в труппу Центрального детского театра (сейчас Российский академический молодежный театр), где служит до сих пор. Работы в кино: "Закрытие сезона", "Женатый холостяк", "Хлеб, золото, наган", "Линия жизни" и еще около двадцати картин. На протяжении двадцати лет Юрий Григорьев был ведущим передачи "Спокойной ночи, малыши!".
В настоящее время активно сотрудничает с детским православным телеканалом "Радость моя".
Наверное, полстраны знает Вас как дядю Юру из "Спокойной ночи, малыши!"...
Безусловно, меня в первую очередь узнают как ведущего "Спокушек", и, по-моему, это здорово! В советские годы я немало снимался в кино и кому-то запомнился по фильмам. Но когда пришли девяностые и в кино началась бесконечная пальба, с экрана полилась кровь, грязь, я раз за разом стал отказываться от съемок. И не жалею об этом. Так само сложилось, что вся моя творческая жизнь связана с детьми. Тридцать пять лет в бывшем Центральном детском театре, двадцать лет на телевидении в "Спокойной ночи, малыши!", сейчас телеканал "Радость моя" с передачами "Доброе слово", "Шишкин лес", "Аты-баты"... И огромное количество гастролей.
С чем Вы гастролируете?
Мы ездим по стране с детскими интерактивными спектаклями. Разумеется, в спектакле все выверено до слова, до каждой паузы и музыкального трека, но при этом наше представление построено так, что дети принимают в нем непосредственное участие. Например, помогают вызволить Хрюшу и Степашку из плена Бабы-Яги. А в последней нашей постановке стараниями детей Леший к концу представления превращается из злого в доброго. В начале спектакля зрители, видя, как Леший уводит маленьких детей в чащобу и смеется над их слезами, кричат ему: "Перестань, что ты делаешь?! Отпусти их, ты плохой!". Но когда Леший добреет, он задает залу робкий вопрос: "Ой, я вас тут друзьями нечаянно назвал... А вы что мне, друзья, что ли?". И, знаете, как радостно слышать, когда из зала кричат: "Да!". "Что, прямо всамделишные?". И дети все громче: "Да!". Это дорогого стоит.
А как реагируют родители, сидящие рядом?
После спектаклей взрослые часто подходят ко мне со словами: "Спасибо вам, мы как будто окунулись в сказку и снова стали детьми...". Чтобы поверить в чудеса, вовсе не надо искать по всему миру сверхъестественное. Как ни банально звучит, волшебное вокруг нас! Иногда достаточно ни на что не отвлекаясь ни на проблемы, ни на взрослые мечты, просто посмотреть вместе со своими детьми спектакль в театре. И чудо обязательно произойдет. Сам я, признаться, чувствую себя максимум на двадцать лет. Это внешность меняется, а то, что в сердце, нет. Душа может состариться, только если тебе очень захочется быть солидным и серьезным. Так и в семнадцать лет можно стать стариком... А если любишь жизнь, слышишь запах цветов, радуешься первому снегу, ты навсегда останешься ребенком в душе.
Ваш отец Герой Советского Союза. Как он получил это звание?
Отец был в войну летчиком-истребителем, к началу 1943 года он, двадцатидвухлетний мальчишка, уже стал Героем за семнадцать сбитых немецких самолетов. В отцовском фотоальбоме есть замечательный снимок, на котором он стоит около сбитого самолета, а рядом пленный летчик-ас, немолодой, с гордо вздернутым подбородком, настоящий ариец. Он смотрит на отца с жуткой ненавистью и в то же время с удивлением: у фашиста просто в голове не укладывается, что этот худенький парнишка со смешным чубом из-под пилотки и есть летчик, который его сбил.
После войны наша семья переехала в Ригу, но вскоре отца не стало он умер от тромба в аорте. И мама нас с братом поднимала одна. В Риге я впервые побывал в храме. Мама была крещеная, но неверующая времена были такие. Но в тот день ей вдруг захотелось поставить свечку за отца. Она рассказывала мне потом, что в храме я стоял таким отрешенным, будто ушел в себя... А я помню только молитвенную тишину, потрескивание свечей такое детское ощущение дивного мира, к которому я впервые прикоснулся. Я тогда о чем-то своем думал, о Боге ли или о том, что такое храм, не знаю. Потом уже, став взрослым, я иногда просто из интереса заходил в церкви, но желание креститься пришло неожиданно на праздник 1000-летия Крещения Руси.
Традиционный вопрос: вера и актерская профессия вещи совместимые?
В одном из номеров "Фомы" была замечательная статья о тщеславии. Там было очень верно подмечено, что для артиста тщеславие не просто одно из главных искушений, это атрибут профессии. Если я не стремлюсь стать лучшим, не хочу быть замеченным, то ради чего тогда работать? Артист без публики не артист. В свое время, лет десять назад, я ездил на остров Залит к отцу Николаю Гурьянову. Я был на перепутье и размышлял, оставаться ли мне в этой профессии или подумать о чем-то другом. И я пришел за советом к батюшке. Он тогда посмотрел на меня ласково-ласково и молча помазал меня елеем, а у него не кисточка была, как это обычно бывает, а скрепочка. Вот он мне этой скрепочкой крестик на лбу начертал и говорит: "Нет, ты работай, главное, чтобы с Богом в душе". Вот я и работаю.
Ваш зритель с годами меняется? Или дети во все времена одинаковые?
Малыши они такие же. Интересно наблюдать за подростками. У нас есть спектакль "Сотворившая чудо" история о слепоглухонемой девочке, о том, как няня возвращает ее к жизни своей любовью и заботой. На этот спектакль приходят старшеклассники. Я играю папу героини и каждый раз со сцены наблюдаю за ними. Сначала они хихикают, перешептываются, играют с мобильными телефонами, но потом действо их постепенно забирает, забирает и вот они уже целиком в нем. И когда игра актеров трогает подростков по-настоящему, они, знаете, начинают смеяться: но это не от циничности, а от стеснительности. Им неловко за свою искреннюю реакцию и они защищаются. Но потом и это проходит. И в кульминационный момент, когда девочка жестами спрашивает няню: "А как тебя зовут?", когда она наконец понимает, что не одна в этом мире... зрители в зале молчат. И это особенная тишина ради такой тишины стоит выходить на сцену изо дня в день.
Расскажите о Вашей работе на телеканале "Радость моя".
Так получилось, что история канала во многом началась с меня. Однажды мне позвонил мой духовный отец и сказал: "С тобой сейчас свяжется человек, который хочет создать детскую православную программу". И закрутилось. Я позвал на канал своих старых друзей из "Спокушек", я знал, что они профессионалы и как никто другой понимают, как надо делать детское телевидение. Никого и не нужно было "переманивать" люди просто мечтали попасть в нашу семейную атмосферу. Ведь то, что мы делаем, это, по сути, даже не телевидение. Да, мы снимаем телевизионные программы, но к тому, что делают на российских государственных и негосударственных каналах, это не имеет никакого отношения. Рядом со студиями в отдельном зале находится наш домовый храм, и это, мне кажется, задает тон всей работе. Атмосфера, которая здесь сложилась, уникальна, и мы всегда стараемся помнить о том, что и Кто помогает нам ее поддерживать. Ведь скатиться на обычное телевидение легко, это подниматься на высоту трудно.
Придя на православный телеканал, Вы как-то изменили свой подход к работе с детьми?
Мой подход изменился, потому что я изменился. Даже если я говорю привычные для всех вещи о дружбе, о семье, о взаимопомощи, я в них вкладываю новый для себя смысл. Конечно, убеждая детей, что нужно быть добрыми и любящими, я не вещаю: "Идите быстро в храм, только там вы сможете стать воистину хорошими людьми". Нет. Но в душе я надеюсь, что к ним придет вера, что они сами сделают главный выбор в жизни выбор быть со Христом.
Как дети воспринимают рассказ о вере? Не становится ли Православие для них еще одной доброй сказкой но не более?
Оно и останется сказкой, если папа и мама не будут любить друг друга и своего ребенка. Даже если родители формально верующие, но мира в семье нет, ребенок однажды обязательно скажет им: "Ваша вера хорошая, но все это неправда". Все начинается с личного примера. В передаче "Доброе слово" мы, ведущие, рассказываем детям о святых. Очень важно тут найти правильные слова, верную интонацию, чтобы это был честный, доверительный разговор, а не отстраненное повествование. Я читаю жития святых и стараюсь внести в каждый рассказ личную нотку: "Ребята, вы только подумайте, какие страшные муки эти люди терпели за веру, а ведь они такой путь выбрали для себя сами! Вот что значит мужество, они настоящие герои".
Но и в мультфильмах супергерои делают добрые дела, ведь редко героями становятся откровенные злодеи.
В общем-то, да. Но не все так однозначно. Приведу пример. Как-то в "Спокойной ночи, малыши!" мы решили обновить наших кукол. Сделали слепки и отослали их мастерам в Англию. Куклы вернулись к нам с великолепной механикой внутри: они могли делать все, что угодно, почти как люди! Вся редакция "Спокушек" восторгалась, только вот восторги длились недолго. Оказалось, что кукол этих просто нельзя снимать в передаче. Вот берешь в руки такого Хрюшу, нашего родного Хрюшу балагура, шалуна, капризулю, смотришь ему в лицо и видишь крошку Цахеса, с недобрыми маленькими глазками, прямо укусит сейчас! Я один только раз посмотрел на этих кукол и больше не подходил к ним, они куда-то так и пропали сгинули на складе... Почему так, ведь кукол изготавливали с готовых форм? Разгадка проста мы столкнулись с конвейером. Просто делали кукол не наши замечательные женщины-кукольницы, которые душу свою вкладывают, которые каждую черточку с любовью рисуют, делали те, кому было все равно. Вот и дети попадаются в ту же ловушку: вроде их мультяшные герои правильные вещи говорят и всех вокруг спасают, но нет в них любви.
А почему все-таки детям это нравится? Они не могут отличить настоящее от подделки?
Думаю, тут виной покинутость детей взрослыми. Родители зарабатывают деньги, и у них просто физически не остается времени на собственных детей, на их воспитание. Любовь побеждает все, но и плохое по своей природе сильно. А если его еще и культивировать на телевидении, в кино и книжках, то рано или поздно наши дети воспримут его как норму. Все зависит только от нас с вами, от взрослых. Если я, папа, говорю ребенку, что "это хорошо, а это плохо", он поверит мне лишь при условии, что в доме у нас все пронизано любовью. А если в семье раздор, если нет лада между папой и мамой и у ребенка сердце разрывается, то о чем тут можно говорить?
Есть такое выражение "быть с детьми на равных". Что оно для вас значит?
Я все равно отношусь к ним как взрослый, на равных мы быть не можем: я большой, а он маленький. Думаю, секрет тут в уважении. Если я уважаю маленького человека, я никогда не скажу ему ни прямо, ни косвенно: "Ты маленький, следовательно глупее меня". Я не стану кричать на него и ругаться только потому, что он не желает все делать по-моему. А еще, наверно, быть на равных это не сюсюкать. Сюсюканье ни уму, ни сердцу, ведь ребенок не умильный щеночек, а личность.
Источник: Фома