Время накопления сил
Год от года авторитет латвийского, и в особенности рижского, старообрядчества растет. Радостно, что Рижская Гребенщиковская старо обрядческая община не позволяет общественности забыть о себе и регулярно по разным поводам проводит конференции и исторические чтения, напоминающие, что не хлебом единым жив человек. Расскажите, пожалуйста, подробнее о сегодняшнем дне вашей старообрядческой общины.
Естественно, что для взора человека стороннего внутренняя работа религиозной общины малозаметна. Мы же, те, кто день ото дня ею занимается, можем с гордостью отметить, что духовная деятельность РГСО за последний год существенно возросла.
Сейчас у нас открыты две группы воскресных школ одна для детей, другая для взрослых. Работа с детьми несколько проще: прививая ребятишкам с младых ногтей любовь к Богу, мы со временем получим глубоко верующих взрослых, которым не нужно объяснять азы христианского учения. Сложнее работать с теми взрослыми, чья молодость пришлась на атеистический период. Для них мы преподаем церковнославянский язык, ведь верующему человеку нужно не просто стоять на службе, не понимая смысла происходящего, а участвовать в ней, вникая в суть богослужения.
Староверы идут в школу
Это и в самом деле непросто, хоть за парту садись! Изучение церковнославянского языка дело кропотливое и многотрудное, требует серьезного, едва ли не университетского подхода...
Да вы как в воду глядите! В ближайшее время мы запланировали открытие на базе нашей общины старообрядческого духовного училища. Об этом мы думали уже давно. И вот на сегодняшний день мы имеем проект, который устраивает всех и латвийское государство, и попечительский совет училища, состоящий из духовных наставников и активных мирян, и староверов, будущих учеников, которым только предстоит сесть за парты новой духовной школы. К слову, мы уже отремонтировали прекрасный блок помещений для училища и освятили учебные комнаты.
Планируется, что в перспективе училище даст нам образованных духовных наставников и причт (певчих), в которых остро нуждаются старообрядческие общины Латвии. Училище смогут посещать вольнослушатели, то есть те, кто просто желает повысить образовательный уровень. И если все наши планы будут удачно реализованы, то латвийское училище станет единственным в мире учебным заведением старообрядцев беспо повского согласия.
А преподавательский состав обещает быть весьма достойным: мы рассчитываем приглашать на работу не только местных университетских преподавателей, но и зарубежных. Уже ведутся переговоры с профессором Шаховым и о. Владимиром Шамариным из Санкт-Петербурга оба они превосходные специалисты, разбирающиеся в истории и становлении древлеправославного благочестия.
Когда-то при РГСО уже существовало духовное училище. Вы собираетесь в точности восстановить его?
Да, такое училище было, я сам его оканчивал. Но время идет вперед, образование требует нового подхода, поэтому, восстанавливая старые традиции, мы, конечно же, вносим и современные коррективы. Прежде всего программа обещает быть весьма обширной, и в ее основу заложены новые гибкие принципы формирования образовательных программ. Так, у нас будет ряд общеобразовательных, обязательных для всех предметов это изучение Ветхого и Нового Заветов, латышский язык.
Будут предусмотрены предметы по специализации. К примеру, если учащийся рассчитывает в дальнейшем служить в причте, то больший упор нужно делать на основы богослужения, пение, устав службы. Те, кто планирует трудиться при храме, обеспечивая хозяйственную деятельность общины, должны знать основы общинного общежительства, латвийские законы, разбираться в экономических вопросах, им понадобятся право, управление, делопроизводство. Наконец, предполагается, что ряд предметов будет свободно выбирать учащийся. Это и логично: кого-то привлекает иконография, кому-то по душе изучение языков или даже информатика.
Каким будет статус духовного училища в Латвийской Республике? Как его оценит государство?
Мы внимательно изучили законодательство Латвийской Республики в области образования, посмотрели на опыт духовных училищ и семинарий других конфессий и определили, что мы можем для себя выбрать первый уровень профессионального образования под стать статусу колледжа. Это два два с половиной года обучения, то есть порядка 80 90 кредитных пунктов (кредит это образовательная неделя), плюс самостоятельные занятия в нашей библиотеке и книжнице, и еще практика, то есть служба в причте или на каких-то хозяйственных должностях, а также аттестационные работы.
Хозяйство на службе у духовности
Довольны ли вы тем, как сейчас решаются дела с хозяйственным обслуживанием общины? Все ли в порядке?
У староверов принято решать хозяйственные вопросы сообща, и для этой цели регулярно собираются общие собрания членов общины, на которых выбирается совет общины. В совет общины у нас входят духовные наставники, а председатель назначается из мирян. Нынешний совет под руководством Устинова Василия Молофеевича работает уже год, и своей главной задачей он определил заботу о духовности. То есть что бы ни происходило в общине, какие бы работы ни велись, члены совета крепко помнят о намеченных ими же самими приоритетах.
Прихожане должны приходить в святой храм, убранный и отремонтированный, причт (певчие) и наставники чувствовать себя тут удобно, иметь возможность спокойно совершать богослужения и требы. Обеспечить это дело хозяйственников общины. Несколько лет община трудится над проектом благоустройства территории, на который мы получили поддержку от государства более 20 тысяч латов. От древности и ветхости, оттого, что рядом, буквально под стенами общинной ограды, когда-то протекала Двина, накренились ворота и паломнический домик их подправили. Дума и Латгальское предместье помогают нам в ремонте 360-метровой дороги вдоль храма более полумиллиона латов тратится на эту работу.
Наш храм это памятник, охраняемый государством, в нем ничего нельзя менять, даже самая, казалось бы, незначительная деталь должна быть сохранена в первозданном виде. Поэтому реставрационные работы у нас сложные и дорогостоящие. Мы уже начали ремонт лестницы со стороны колокольни, обшиваем ее мрамором, а впереди еще ремонтные работы молитвенного зала и реставрация икон. По самым скромным подсчетам, для этого нужно несколько миллионов латов, но так как сразу таких денег нет, остановились на политике мелких шагов: постепенно да понемногу с Божией помощью и молитвой все сделается. Лишь бы только не отвлекали и не мешали в работе.
А что, разве кто-то мешает?
Увы, да. С болью отмечаю, что не всем по духу наше староверское единство и сплоченность, находятся и такие, кого привлекают ссоры и склоки, и эти люди пытаются провоцировать их в староверской среде. В последнее время в этом деле особенно отличился Павел Максимов, депутат нынешнего Сейма, который причисляет сам себя к староверскому вероисповеданию. Собор нашей церкви в июле принял резолюцию, осуждающую действия Павла Максимова как сеющие рознь и нестроения среди староверов. На поверку выходит, что Гребенщиковская община не вмешивается в политику, но политики вмешиваются в нашу внутреннюю жизнь! Наверное, перед выборами это особенно актуально... Но ведь кто идет против церкви, тот идет против Бога вот чего не стоит забывать.
Помочь ближнему
Существует расхожее убеждение, что Рижская Гребенщиковская старообрядческая община самая богатая из религиозных общин страны. Так ли это?
Есть такой миф. Но ведь наши богатства в землях, да еще в храмовом иконостасе. Земли, завещанные предками, распродавать не будем, ведь они приносят доход, на который существует община, ремонтируется храм и ведется благотворительная деятельность.
Ведь РГСО оказывает огромную благотворительную помощь малоимущим (есть у нас специальная комиссия по благотворительности, я в ней председатель) нашим братьям по вере. Так, мы выделили средства для поддержки Екабпилсской, Лиепайской, Тискадской и других общин. И хотя можно было бы на весь мир кричать о безмерной дороговизне наших ремонтных работ и невозможности выделения средств на благотворительность, мы все-таки стараемся всегда помнить заповедь Христа о любви к ближнему. Суть этой любви заключается не в том, чтобы красиво говорить и много обещать, а в том, чтобы красиво и благородно поступать. А староверы своих в беде не бросают.
По материалам источников: Dnevnik.lv