ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты
Проект "Староверы" (архив)

Русские старообрядцы на территории Украины: заселение, история и современное состояние

Сергей Таранец, Киев (Украина) :: 05 сентября 2006

Украина – одно из основных направлений колонизационных стремлений старообрядцев во второй половине ХVII в. Потоки переселенцев, гонимых высшей светской и духовной властью двинулись на Украину буквально сразу после раскола Русской Церкви и предания проклятию старообрядцев в родном отечестве. Несмотря на довольно обширное территориальное пространство украинских земель, старообрядцы достаточно быстро освоили почти все её регионы: начиная с севера и востока и заканчивая западом и югом. Практически одновременно были заселены Стародубье, Подолия, Южная Бессарабия, Крым, Слобожанщина и Буковина. Массовые переселения староверов на территорию Украины продолжались на протяжении всего ХVIII в., а в 70-е гг. заселяются Киевщина, центральная и южная часть Украины.

Групповые миграционные процессы староверов прекращаются последним организованным переселением некрасовцев с турецкого на русский берег Дуная в 30-е гг. ХIХ в. В дальнейшем государство кладёт твердую руку на подобные общественные явления, поэтому многолюдные стихийные переселения приостанавливаются. После отмены крепостного права в 1861 г. переселения староверов приобретут внутренний характер, как правило, заключающийся в пределах этнических украинских территорий. С этого времени староверы выходят из мест компактного проживания и селятся небольшими группами вне старообрядческих селений, а также на хуторских участках. Вследствие этого появляется множество отдельных хозяйств на Правобережной, Левобережной и Юге Украины, причём, некоторые из них превращаются в огромнейшие предприятия с новым капиталистическим укладом хозяйства.

Слабозаселёнными землями принято считать Екатеринославскую, Таврийскую, Полтавскую и Западную часть Волынской губерний. Старообрядцами не были заселены западные регионы Украины, находящиеся под властью империи Габсбургов. Заметное расстройство в ряды староверов внесло учреждение в Российской империи единоверия.

Под его воздействием исчезает значительная часть старообрядческих населённых пунктов в центральной и южной части губерний, особенно Херсонской и Таврической губерниях, а также в Черниговской губернии.

В силу отсутствия политического единства украинских земель, а проще сказать, украинской государственности, регионы Украины, в которых жили старообрядцы, находились в составе разных государств, со своим социально-политическим, правовым и экономическим устройством.

В ХVIII в. эти обстоятельства повлияли и на местных староверов: касалось ли это Стародубья – в составе украинских казачьих полков, Правобережья – в составе Речи Посполитой, Крыма – в составе Крымского ханства, Южной Бессарабии и Буковины – в составе Османской и Австрийской империй.

Как ни парадоксально, но, чем дальше от России, тем лучше жилось старообрядцам, тем благоприятнее было для них законодательство того или иного государства. Естественно, что расширяя свои границы в ХVIII в., российскому правительству в целях стратегических, невзирая на позицию официальной Церкви, приходилось идти на уступки местным старообрядцам, полностью или отчасти подтверждая ранее дарованные права и льготы. Таким образом, после присоединения в 1793 г. Правобережной Украины к Российской империи, правительство Екатерины II отчасти признало региональные права староверов, выражавшиеся в подтверждении социального статуса пилипонов, а именно: личной независимости по отношению к помещикам и подтверждении прав на чиншевое владение землей. То же самое пришлось сделать Комитету министров Александра I. Подобные процессы происходят в Южной Бессарабии. После присоединения в 1811 г. этого региона к Российской империи, правительство признает полное право на свободное вероисповедание.

В отечественной дореволюционной и советской историографии принято считать, что основой успешного развития капитализма в старообрядческой среде послужили капиталы московских Рогожского и Преображенского старообрядческих кладбищ, возникших во время свирепствования чумы в 70-е гг. ХVIII в.

Отчасти эти высказывания имеют право на существование, но вместе с тем, нужно заметить, что этот капитал не стал движущей силой даже для московского старообрядческого купечества, что и говорить об огромных просторах империи Всероссийской. На наш взгляд движущей силой к накоплению старообрядческого капитала стали две основных причины: 1) это присущая старообрядцам шкала социально-культурных, прежде всего, религиозных ценностей, повлиявшая на ломку традиционных для феодальной России стереотипов, сформировавшая новый способ мышления старовера, покоившийся на традиционной культуре; и 2) сложившаяся в России система преследования старообрядцев: система взяточничества, как гарантия их права на существование. Чтобы верить по-старообрядчески, нужно жить, чтобы жить, нужно платить, чтобы платить, нужно иметь, чтобы иметь, нужно хорошо зарабатывать – это один из основных стимулов развития капитализма в старообрядческой среде государства. Не случайно, где бы ни находились приверженцы древлеправославия, они сыскали себе славу добрых ремесленников, мастеровых и предприимчивых людей. Была ли это Киевщина или Подолье, или же стародубские старообрядческие слободы, то есть мы видим, что это именно те профессии, которые являлись денежными, которые позволяли выжить в окружающем враждебном мире. Староверы оказались носителями интенсивных форм ведения хозяйства, внедряя в него все новые и новые элементы производства.

Исходя из этих предпосылок, в середине ХIХ в. в г. Киеве насчитывалось 52,5% купцов I гильдии, принадлежащих к старообрядчеству, и это при том, что русских здесь проживало совсем немного и достаточно динамично развивался еврейский капитал. Это уже потом, к концу ХIХ в. вследствие непродуманной, а по существу, амбициозной политики императора Николая I купцы-старообрядцы вытесняются еврейским капиталом, и всё из-за того, что принадлежали к староверию.

В начале ХIХ в. быстрыми темпами развивается торговля и промышленность в старообрядческих посадах Черниговского Стародубья. Посад Клинцы занимает лидирующую позицию регионального промышленного центра. В 60-е гг. ХIХ в. здесь работало 48 фабрик и заводов; 22 предприятия работало в п. Ардоне, 15 – в Воронке и 10 – в Климове.

Большинство посадов приобрели отраслевую специализацию. В частности, в Клинцах развивалась суконная, чулочная и кожеобрабатывающая промышленность; в Добрянке – свече-салотопная и кожеобрабатывающая; в Ардоне – маслобойная, экипажная и парусиная; в Воронке – щетинная, свечная, тесёмочная и мёдоваренная; в Климове – парусинная и кожеобрабатывающая; в Злынке – кожеобрабатывающая; в Лужках – перьяная и тесемочная; в Митьковке – рукавичная; в Радуле – канатная и в г. Новозыбкове – парусинная, кожеобрабатывающая и салотопная.

Убедительным является факт, что в начале 60-х гг. ХIХ в. в Черниговской губ. такие отрасли промышленного производства как маслобойная, экипажная, парусинная, щетинная, тесёмочная, перьяная, рукавичная и канатная, целиком принадлежали старообрядцам.

Преимущественно старообрядцам принадлежала суконно-чулочная промышленность, причём она являлась лидером не только в Украине (занимала первое место по выпуску производимой продукции), но и пятое в Российской империи.

Своей масштабностью поражало пчеловодство. Местными староверами был разработан специальный метод ухода за пчёлами, который нестарообрядческое население так и прозвало "раскольническим методом". В 1861 г. в посадах насчитывалось 18 тысяч пчелиных семейств в т.ч. в Чуровичах – 8 тыс., Воронке – 1, 5 тыс., Святске – 900 семейств, Млынке – 800 семейств, Митьковке – 750 семейств, Лужках – 750 семейств, Шеломах – 600 семейств и Злынке – 250 семейств.

Особого внимания заслуживает старообрядческая торговля. Большинство старообрядческих посадов Черниговщины имели свои ярмарки. В 1911 г. здесь происходило 55 ярмарок с высокой долей старообрядческого капитала. В 1861-1862 гг. в Ардоне было объявлено 25 купеческих капиталов, в Воронке – 296, причём все они были старообрядческими, в Добрянке – 31 (все старообрядческие), в Елионке – 153 (все старообрядческие), в Злынке – 8 (все старообрядческие), в Климове – 347, в Клинцах – 365, в Лужках – 278, в Митьковке – 84, в Млынке – 39, в Свяцке – 57, в Шеломах – 158, в Чуровичах – 100, в Радуле – 166. Всего же в перечисленных старообрядческих посадах купцы объявили 2.307 капиталов. Нужно добавить, что значительная часть мещан этих посадов тоже вела торговлю, однако, без объявления купеческих капиталов.

Подытоживая сказанное, хочется сказать, что экономическое развитие Черниговской губ. состоялось благодаря местным старообрядческим посадам.

Существенное влияние на развитие торговли в 70-е гг. ХVIII в. оказали старообрядцы на Юге Украины.

Первым купеческим обществом в этом регионе было именно Елисаветградское старообрядческое, сыгравшее значительную роль в развитии торговли после присоединения этого края к Российской империи. В 60-е гг. ХIХ в. 10 тыс.староверов, проживающих в Подольской губ., объявили около двухсот купеческих капиталов, тогда как среди других христианских конфессий на это же количество населения ни одного купца, а ведь этот регион практически полностью был заселён христианами.

Чрезвычайно успешная экономическая деятельность старообрядцев достигалась благодаря щедрой финансовой поддержке старообрядческих монастырей и скитов. Только на территории Украины с момента поселения и до 1917 г. в разное время существовало свыше сорока старообрядческих обителей. Как показывает практика исследовательской работы, почти все они принадлежали к поповщине, принявшей затем Белокриницкую церковную иерархию. Очевидная близость Белой Криницы и её иерархическое влияние лишили той конфессиональной пестроты старообрядчества, которое было на русском Севере, Поволжье, Урале и Сибири. Подавляющее большинство старообрядцев Украины принадлежало к поповщине, признавших в 1846 г. верховенство Белокриницкого митрополита Амвросия. Меньше было беспоповцев. В основном, они населяли Волынь, Крым, Юг Украины, некоторые другие традиционные места проживания староверов. Доля беглопоповцев или тех, кто не принял Белокриницкой иерархии, была незначительной. Прежде всего, сюда следует отнести значительную часть староверов г. Черкасс с местным Успенским мужским монастырем, отдельные населенные пункты на Полтавщине, и, конечно же, г. Новозыбков, Черниговской губ., со всеми прилегающими к нему старообрядческими слободами.

Среди этого значительного количества обителей, в сравнении с той численностью проживавших на территории Украины старообрядцев выдающееся место в истории старообрядчества занимают Белокриницкие и Куреневские монастыри.

Первым суждено было сыграть решающую роль в учреждении Белокриницкой церковной иерархии, а затем на долгое время стать местоприбыванием Белокриницких митрополитов, их официальной резиденцией. Один из древнейших в старообрядчестве Куреневский Никольский мужской монастырь стал резиденцией одного из первых российских старообрядческих епископов Варлаама Балтского. Границы Балтской епархии охватывали огромнейшую территорию, включающую в себя Подольскую, Киевскую, Херсонскую, Бессарабскую, Волынскую губернии и часть Польши. Со времени принятия в 1862 г. Окружного послания Никольский монастырь превращается в главный неокружнический центр старообрядчества Белокриницкой иерархии, имевший значительное влияние, начиная с Бессарабии и заканчивая Уралом. В Куреневском мужском монастыре похоронено свыше 500 иноков, в т. ч. 146 схимников, 36 священноиноков и священников, а также несколько епископов. По праву этот монастырь в старообрядческой среде слыл в качестве Лавры, очевидно со своим сомном богоугодных людей.

Печальный отпечаток на историю старообрядчества Украины наложила советская власть. Были уничтожены все старообрядческие монастыри и скиты, значительная часть храмов, молитвенных домов и часовен, существенно уменьшилось количество прихожан, однако, самое главное – разрушена традиционная старообрядческая община, на протяжении нескольких веков консервирующая духовную культуру и быт местных староверов. Особо чувствительно пострадали те регионы, в которые советская власть пришла в довоенное время, т. е. до 1940 г. – это Подолье, Киевщина, Волынь и Стародубье. Совсем другая ситуация в Южной Бессарабии.

В настоящее время практически вымирают все старообрядческие общины Украины в сельских регионах (исключением будет разве что Южная Бессарабия). Это явление не носит сугубо старообрядческой специфики, оно характерно в целом для сельской местности Украины и вызвано кризисом постсоветского пространства и переориентацией жизненных ценностей современного человека от сельского образа жизни к городскому. Концентрация приверженцев церковной старины происходит в основном в городах.

Однако и эти общины не отличаются многочисленностью. К примеру, практически полностью прекратила своё существование Черкасская старообрядческая община, а ведь до 1917 г. в этом городе проживало свыше 6 тыс. старообрядцев, 5 старообрядческих храмов и два монастыря. В одной Куреневке было зарегистрировано 3 старообрядческих общины, 5 церквей при трёх монастырях, а ныне община отсутствует.

То же касается большинства беспоповских старообрядческих селений Волыни. Если в других регионах Украины процесс сокращения численности старообрядцев продолжается, то в среде беспоповцев он пришёл в завершающую стадию. Во многих подобных селениях осталось несколько десятков, а то и единицы людей. Естественно, что речи о полноте совершения богослужений, даже по беспоповским понятиям, быть не может.

Наиболее крупной среди старообрядческих конфессий Украины является Киевская и всея Украины епархия Русской Православной Старообрядческой Церкви. Эта Церковь насчитывает около 50 приходов и имеет один женский монастырь в с. Белая Криница (Черновицкой обл.). Около десятка приходов, преимущественно на Волыни, имеют беспоповцы поморского согласия, а также несколько общин Русская Древлеправославная Церковь (Новозыбковская иерархия).

В настоящее время Киевскую епархию РПСЦ возглавляет епископ Савватий (Козка), другие старообрядческие конфессии своих духовно-административных центров не имеют.

(март, 2005 г.)

По материалам источников: "Зори", 7/2006

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама