На этой встрече в Кезу, которую собрал председатель Общества русской культуры Удмуртской Республики Михаил Константинович Кокорин, неоднократно, как пароль, звучали две фразы, показывающие два возможных вектора развития кезских деревень и сел, где в основном живут староверы: высказывание писателя Валентина Распутина о том, что Россия возродится благодаря старообрядчеству, и другая перспектива разделить судьбу Абросят. Абросята, к сведению, заброшенная деревня. Пожилые жители умерли, молодежь съехала.
О том, что кезская глубинка законсервировала богатые вековые духовные накопления русского народа, местные жители узнали благодаря многочисленным экспедициям ученых из Москвы и Петербурга и из-за рубежа. Два года в этих краях жил американский этнограф, специализирующийся на изучении русского старообрядчества. Известно, что, обитая в обособлении, люди стараются сохранить традиции, а вятские кержаки как раз и провели пять веков в глухих лесах, хоронясь от новомодных религиозных тенденций, затеянных патриархом Никоном. Зато сберегли до сегодняшнего дня русские песни, танцы, обряды, народный костюм, кухню и обычаи практически с допетровских времен. Этот край стал клондайком для исследователей истории русской культуры, потому что таких обособленных от глобализационных процессов островков осталось крайне мало. Два республиканских фестиваля кезской старообрядческой культуры, которые провело ОРК УР, показали всей республике ее своеобразие и неповторимость.
Но это приезжим в радость любоваться оставшимися в прошлом деревнями, а каково местным жителям, как бы ни держались они за старину, жить без дорог, газа, интернета и прочих удобств? Старики отмахиваются от всего этого, как от происков дьявола, одна здешняя бабушка даже отказывается получать пенсию. А молодежь жаждет контактов с миром и современного удобного быта. Ведь это не помешает ей верить в Бога так, как веровали предки, молиться по-старому двумя перстами, следовать нравственным канонам предков и так далее. Словом, жизнь не стоит на месте и размывает старину даже в тех глухих малонаселенных местах, где берет начало Кама. Понимая, что они являются может быть последними носителями русской старины, учительница из села Кулига Е.А. Гавшина открыла при школе музей, собрав в него вместе с детьми много бесценных предметов быта односельчан. Такой коллекции не имеют многие большие музеи. Но умирают старики, и вместе с ними постепенно уходят предания старины глубокой.
Как это все сохранить? Об этом задумались члены правления ОРК республики, и вот руководители этой общественной организации в лице М.К. Кокорина (на фото слева) и его заместителя С.В. Щаповой приехали со своими предложениями в Кез, где встретились с активом местного отделения ОРК, представителями районной и муниципальных администраций, общественностью.
Приехали они с предложением создать на базе села Кулига региональный центр старообрядческой культуры, а если в него согласятся войти представители соседних Пермского края и Кировской области, где также немало кержацких селений, то и межрегиональный. Уже проведены переговоры с авторитетными людьми Удмуртии, корнями связанными со старообрядческой культурой, и получено согласие. Они и составят костяк оргкомитета. А самому Кезскому району предстоит организовать сельские сходы, записать предложения людей, составить вариант программы и выйти с ней перед республиканскими властями.
Все присутствовавшие как один поддержали это предложение председателя ОРК УР. "Идея назрела давно, но мы сами не в силах без помощи республики решить наши проблемы", сказал председатель районного отделения ОРК Г.Ф. Бузмаков. М.П. Селезнева из Кулиги предложила уточнить название центра, сделав его "православным". "Идет отток населения в Пермский край, подчеркнул начальник отдела культуры администрации Кезского района П.В. Ложкин. А мы не можем даже "пробить" полставки музейного работника для кулигинского собрания экспонатов. Между тем старинные вещи, утварь, религиозные книги скупаются за бесценок приезжими перекупщиками. Народ в этих местах живет бедно. Подвели газ, но до домов дотянуть его не можем. Дорог нет".
Словом, противников у этой программы не оказалось, и на нее местные жители возлагают большие надежды. Поддержала ее и заместитель главы Администрации Кезского района Л.В. Дерендяева. Правда, кто-то заметил, что вначале надо поднять сельское производство и только после просить дополнительные средства из республиканской казны. Но, как знать, может быть, к тому времени старинные русские традиции в маленьких деревнях Мысы, Степаненки, Кузьма и селе Кулига исчезнут навек.
По материалам источников: "Удмуртская правда"