ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Семь вещей, которые стоит знать, рассуждая о христианстве и социализме

Сергей Худиев, Алексей Соколов, Ольга Кирильченко :: 14 мая 2009

"Основы социальной концепции Русской Православной Церкви" –

документ, принятый на Архиерейском Соборе 2000 года. Работа над ним началась в 90-е, сразу как только Церковь получила возможность публично высказываться на общественные темы. Среди прочего "Основы" декларируют близкие солидаризму идеи о необходимости сотрудничества всех слоев общества и о недопустимости анархии. Однако документ указывает также, что всякий христианин "должен открыто выступать законным образом против безусловного нарушения обществом или государством установлений и заповедей Божиих, а если такое законное выступление невозможно или неэффективно, занимать позицию гражданского неповиновения".

Корпоративизм –

учение, возникшее из энциклики "Rerum Novarum" ("О новых вещах"), выпущенной папой Львом XIII в 1891 году. В конце XIX века Европа уже прошла через череду кровавых революций, а укреплявшаяся в обществе идея классовой борьбы обещала еще большую смуту в будущем. На этом фоне глава католиков предложил свою модель, положившую начало католической социальной доктрине.

"Классы в равной степени нуждаются друг в друге: капиталисты не могут существовать без рабочих, но и рабочие не могут без капиталистов. Взаимное согласие приводит к красоте доброго порядка, в то время как бесконечный конфликт необходимым образом влечет за собой беспорядок и проявления дикого варварства", – писал Папа.

Считается, что идея корпоративизма сдержала волну революций в Европе начала XX века, но затем ее постигла трагическая судьба. Изъяв из нее христианскую составляющую и основательно все "творчески переосмыслив", Бенито Муссолини создал ее "секулярную" версию, известную как итальянская модель фашизма.

Солидаризм –

близкое корпоративизму учение, утвердившееся в послевоенной Европе. Солидаризм подчеркивает ценность человеческой личности и ищет пути разрешения общественных конфликтов не через подавление одной из сторон, а через нахождение общих ценностей и через соподчинение столкнувшихся интересов этим ценностям. Заложенные солидаризмом идеи христианской демократии получили широкое развитие в Европе. Ее принципы нашли отражение в конституциях Франции, Италии и ФРГ. До 1970-х годов в Италии и Западной Германии христианские партии были правящими.

Важно отметить, что еще в конце XIX – начале XX века весомый вклад в развитие идеи внесли и русские философы, такие как Алексей Хомяков, Владимир Соловьев, Николай Бердяев, Иван Ильин и ряд других. Увы, в России, идеология эта так и осталась невоплощенной, идеи "классовой борьбы" в нашей стране пересилили.

Теология освобождения –

направление католической мысли, получившее распространение преимущественно в Латинской Америке в конце 1960-х годов и призывавшее христиан действовать, бороться за социальную справедливость вполне земными и даже весьма жесткими методами. Нередко это была борьба с оружием в руках.

Так, диктаторский режим Анастасио Сомосы с его опорой на аристократию и американскую поддержку, в схеме советского агитпропа – типичный союзник Церкви, оказался фактически свергнут духовенством. Сперва обличительные проповеди вызвали репрессии против Церкви – гвардейцы убивали людей прямо в храмах. Потом была революция, участие в которой приняли многие христиане, в том числе духовенство. Пришедшие на место Сомосы сандинисты не принесли стране процветания, но их правление, безусловно, оказалось не столь людоедским.

Отношение Ватикана к "теологии освобождения" неоднозначно. Папа Иоанн Павел II считал это учение весьма важным, отражающим истинно христианские идеалы защиты слабых и угнетенных. Но некоторые его аспекты вызывали смущение у Церкви. В первую очередь – излишний антропоцентризм. В своем служении человеку "теология освобождения" ставит его в центр, туда, где для христиан всегда находится Бог. История христианской мысли уже не раз подтверждала, что ни к чему хорошему подобный ход не приводит.

Христианские профсоюзы –

возникли в конце XIX – начале XX века вслед за идеями корпоративизма, играли и продолжают играть до сих пор важнейшую роль во многих странах Западной Европы. К примеру, в Германии христианский профсоюз – третий по величине.

Пожалуй, самая трагическая и показательная страница их истории связана с Россией. Лидер "Собрания русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга" священник Георгий Гапон, проигнорировав не только светские власти, но и требования священноначалия, 9 января 1905 года вывел рабочих на улицы. Результатом стало "кровавое воскресенье" – гибель ни в чем не повинных людей, в том числе детей, расстрелянных правительственными войсками. Сам Гапон, изменив священнической присяге, бежал за границу, начал сотрудничать с революционерами, которые вскоре обвинили его в предательстве и казнили.

"Кто не работает, тот не ест!" –

популярная в советские годы фраза, встречавшаяся в работах Ленина и в "Моральном кодексе строителя коммунизма". Впервые прозвучала в Послании апостола Павла, направленном в греческий город Фессалоники, где поддавшиеся влиянию экзальтированных лжепророков люди, поверив, что второе пришествие уже наступает, бросили работу.

Ибо когда мы были у вас, то завещали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь. Но мы слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся (2 Фес 3:10-11).

"Опиум для народа" –

популярное высказывание о религии, приписываемое Карлу Марксу, но в действительности принадлежащее агитаторам-атеистам. Так, оно произнесено Остапом Бендером в романе "Двенадцать стульев". Основатель же марксизма писал так: "Религия – это вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она – дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа". В те времена "опиум" был в первую очередь обезболивающим средством, приносящим пациенту пусть временное, но облегчение. Так и религия, по мысли Маркса, призвана преодолеть гнет природы и общества, под которым находится человек, преодолеть его беспомощность в сложившихся условиях. Или хотя бы создать видимость этого преодоления.

До Маркса характеристику "опиум" к религии применяли Гейне, Гегель, Кант и Фейербах. Так что этот расхожий штамп был применен классиком совершенно естественно.

Безусловно, основоположники марксизма были атеистами. Однако их атеизм весьма специфичен. При внимательном анализе несложно заметить, что атеизм классиков резко контрастирует с антирелигиозностью многих их предшественников и современников. Маркс последовательно опровергал традиционный тезис атеизма о том, что все плохое, что существует в обществе, – от религии. При этом, конечно, он не мог принять и позицию клерикалов, что "все хорошее – от религии", так как, по его мнению, религия – не базис, а надстройка, следовательно, она не может дать социуму "все".

Источник: Фома

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама