ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Очередное столкновение православной и магической эстетики

Виктор Кутковой :: 15 мая 2009

Неожиданно резкий, но по сути совершенно закономерный выпад В.В. Бычкова [1] против методологии В.В. Лепахина раскрывает глубинные противоречия в развитии современной русской эстетики, а также искусствоведения, иконологии. Проявившиеся во взглядах двух известных исследователей расхождения связаны с извечным вопросом о соотношении Добра и Красоты в деле постижения и выражения Истины, а лучше сказать, в деле общения с Истиной. Вопрос не только академический, в особенности, когда он касается столь чувствительной для православного русского самосознания области, как иконописание. Это область столь же жизненно важная для бытия народа, как, скажем, и священный богослужебный язык Церкви.

Еще наши предки, выбирая веру при князе Владимире, приняли за истину греко-православное византийское представление о том, что святость (богоподобная благость, доброта) – это красота в ее сущности, а подлинная красота – проявление святости. Красоту в отрыве от добра, саму по себе считали "прелестью", духовным обольщением, уводящим от святости в область скрытого губительного без-образ-ия. Такой веры не было у античных греков, воспринимавших мир сквозь призму чувственно данной красоты. Для античности подобный эстетизм – основной способ художественного миросозерцания (западная Европа сохраняет эстетизм в значительной мере и в Средневековье, тем более, "возрождает" его в эпоху Ренессанса) [2]. При невнимательном рассмотрении этот эстетизм кажется перенесенным византийцами даже в Православие, но по сути он уже с раннехристианского периода преображается в некий "этизм" – в постижение Правды, Истины Божией через Добро, а не через Красоту. Данное преображение было тонко и верно уловлено славянским самосознанием уже в эпоху Крещения, а потом это осознание выразилось в переводе названия основного свода византийских духовно-аскетических сочинений – Филокалии – как Добротолюбия, а не Красотолюбия (что было бы, на поверхностный взгляд, точнее).

Ключевое слово в названии и содержании книги В. Бычкова – "теургия". Вспомним коренной, первородный магический смысл этого слова, который православная богословская мысль, в конце концов, не пожелала изменять и преображать, признавая его безнадежную испорченность: "Теургия = Языческие обряды, которыми человек надеялся войти в непосредственное общение с божеством. Сюда принадлежали елевзинские таинства, предсказания Пифии, разные гадания и мистерии" [3]. Добавим, что в теургии выражалось стремление человека к самообожению путем гордого своевольного присвоения "божественных" (демонических, с христианской точки зрения) знаний. Понятие теургии окончательно кристаллизовалось в позднем неоплатонизме – у Ямвлиха, но само явление духовной жизни, отраженное в этом понятии, уходит в глубины египетской и вавилонской магии.

Исповедуя панэстетический подход к любому искусству, включая иконопись, Виктор Васильевич Бычков не принимает православного преображения Красоты в Добро и стремления осознавать Красоту через понятие Добра, – не принимает в принципе, а может, и не понимает, что, в общем-то, не меняет дела. Для эстетика православный подход – просто "узко конфессиональная точка зрения". Основным методом познания православной иконописи В. Бычков пытается сделать именно эстетизм, причем в его последовательно завершенном и по-своему совершенном "теургическом", магическом осмыслении, сложившемся еще в античности и обновленном "представителями "духовного возрождения"" (с. 9) в русском Серебряном веке. Понятие "возрождения" вводится исследователем отнюдь не случайно: именно западные гуманисты эпохи Возрождения предуказали русскому Серебряному веку образец оживления духовных установок античной и возрожденческой теургии. Но это течение чуждо основному, глубинному направлению русской духовности, порождающей русскую культуру. Вот почему, рассуждая о русской "теургической эстетике", автор вынужден вводить понятие "духовно ориентированной имплицитной эстетики" (с. 9) и признавать, что она "развивалась исключительно в имплицитной форме и на маргинальных путях движения русской культуры" (с. 9). Навязчиво склоняемое на разные лады слово "эстетика" с его производными призвано восполнить в книге В. Бычкова действительную нехватку теургических "духовных" явлений в русском культурном пространстве, и понятие духовности как "особого художественного творчества, уповающего на духовную поддержку свыше" (с. 9) обретает в подобной эстетической среде весьма двусмысленное значение, ведь Православие требует, прежде всего, различать духов: добрых и злых – и учит, что злые духи прельщают впадающих в прелесть людей именно своим прекрасным видом, божественным, казалось бы, сиянием, чувством навеваемого райского блаженства.

В свете такой методологии мысли В. Лепахина о молитвенном предназначении иконы и благой духовной Красоте кажутся Виктору Васильевичу "упрощенными и неверными". Симптоматичны примеры, на которые он ссылается: "После того, что написали об иконе о. Павел Флоренский, о. Сергий Булгаков, Павел Евдокимов, не говоря уже о многих талантливых искусствоведах, которых он вроде бы читал, вывод Лепахина сегодня звучит как звонкая риторическая фигура" (473). Обратим внимание: приведены знаменитые имена представителей Серебряного века, но в список не включены фамилии собственно "талантливых искусствоведов". Отнюдь не случайно здесь выпало имя Л.А. Успенского, которого Бычков не "вроде бы", а можно с уверенностью сказать, точно читал (в другом случае Успенский упоминается, но без инициалов, так что не ясно, кого проповедник новой теургии имеет в виду). Мы уж не говорим о Деяниях VII Вселенского собора, творениях преп. Иоанна Дамаскина, преп. Феодора Студита, св. патриарха Никифора и других защитников иконопочитания. Между тем, в них впервые поставлены проблемы "эстетики" иконы, обсуждаются вопросы благосветлой духовной красоты. Кстати, о. Павел Флоренский, о. Сергий Булгаков и Павел Евдокимов многократно ссылаются на материалы Собора, а также на работы родоначальников богословия иконы и ее эстетики.

На VII Вселенском соборе утверждено: "Мы, делая икону Господа, плоть Господа исповедуем обоготворенною и икону признаем не за что-либо другое, как за икону, представляющую подобие первообраза. Потому-то икона получает и самое имя Господа; чрез это только она находится и в общении с Ним; потому же самому она и досточтима и свята" [4]. Вот чисто православный взгляд на икону, в авторитетности которого не может быть сомнений. Красота иконы определяется выражением благости изображаемого святого или Самого Христа. Досточтимость и святость иконы обязаны связи с именем Господа, через что и устанавливается молитвенное общение с Ним. Было бы странно отрывать икону от молитвы, для которой икона создана, без которой немыслима, и занимать свое восприятие чувственно являемой красотой художественного образа. Такой эстетический подход, конечно, возможен в светской, атеистической среде, но он не имеет ничего общего с постижением сущности иконы как произведения духовного искусства.

Именно Серебряный, а следом за ним советский и европейский Железный двадцатый век онтологически и аксиологически выбирают для себя не Добротолюбие, а Красотолюбие (в дохристианском смысле) и, следовательно, спаяны единым духом эстетизма как метода творческого познания бытия. Здесь – духовный корень наших западников, и эстетизм оказывается их "символом веры". Л.А. Успенский, как позднее В.В. Лепахин, в осмыслении иконописи исходят из православной иконологической аксиомы, согласно которой Добро есть истинная сущность Красоты, а Красота в отрыве от Добра есть "прелесть" магическая. В ней-то, в сей прелести, на наш взгляд, мировоззренчески вязнут многие рассуждения В. Бычкова. В них нет чувства тесной связи иконы с Первообразом (через имя, через благодать, через композицию). Казалось бы, шестая заповедь блаженств дает четкий и ясный ответ: "Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят" (Мф. 5:8). Христос ведь говорил не о "прекрасном", "изящном", "возвышенном" и "гармоничном" как условии боговидения. Однако В. Бычков обращает внимание именно на красивую (в его понимании) внешность православных образов. Неужели Виктор Васильевич серьезно считает преподобного Андрея Рублева и других величайших византийских и русских иконописцев просто утонченными эстетами, а не духовидцами и не деятелями Добротолюбия!? Ответим ему словами академика С.С. Аверинцева: "Интерпретировать культуру прошлого, наивно перенося на нее понятия современности, – значит заниматься мышлением, которое идет мимо своего предмета и грозит уйти в полную беспредметность" [5]. Не удивительно, что, изъясняясь в "понятиях современности" (внутренне, впрочем, родственных понятиям древнего магизма, чуждого христианскому мировосприятию), В. Бычков рассуждает об "иллюзионизме и фотографичности иконы" (475) как о норме. Собственно отрыв Красоты от Добра в определенной мере, наверное, и подвигает уважаемого Виктора Васильевича на несколько высокомерный тон по отношению к Валерию Владимировичу Лепахину. Но это уже выходит за рамки разговора по существу.

Заканчивая эти заметки, хочется обратить внимание лишь на одну деталь. Бычков сердито упрекает Лепахина за мысль о том, что икона "являет Первообраз". Но вот что в одной из своих работ пишет сам обвинитель: "Икона – особый символ. Возводя дух верующего в духовные сферы, она не только обозначает и выражает их, но и реально являет изображаемое в нашем преходящем мире (...) Икона реально являет свой первообраз. Отсюда поклонная и чудотворная функции иконы" [6]. Как говорится, комментарии излишни...

Виктор Семенович Кутковой, кандидат философских наук, доцент НовГУ им. Ярослава Мудрого

Примечания:

1 – Бычков В.В. Русская теургическая эстетика. Москва: Ладомир, 2007. С. 472-478. Далее ссылки на это издание даются в скобках после выдержек.

2 – См., например, работы А.Ф. Лосева по античной и ренессансной эстетике.

3 – Дьяченко Григорий, священник, магистр. Полный церковнославянский словарь. М., 1993.

4 – Деяния Вселенских Соборов. Т. 7. Собор Никейский Второй, Вселенский Седьмой. Казань, 1891. С. 269.

5 – Аверинцев С.С. Предварительные заметки к изучению средневековой эстетики // Древнерусское искусство. Зарубежные связи. М., 1975. С. 397.

6 – Бычков В.В. Икона и русский авангард начала ХХ века // КоревиЩе 0Б. Книга неклассической эстетики. М., ИФ РАН, 1998. С. 60-61.

Источник: Русская линия

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама