(материалы к прославлению)
Великий подвижник Старой Веры Павел Белокриницкий (в миру Петр Великодворский) родился в 1808 году в старинном селе Зимогорский Ям валдайской возвышенности. Родители Петра были христиане древлеправославного исповедания. Отец Василий Великодворский служил при зимогорском волостном правлении писарем и одновременно содержал постоялый двор, где по обыкновению останавливались его многочисленные одноверцы ездившие в Петербург из разных губерний. Василий Великодворский владел крупной библиотекой старопечатных и рукописных книг, что впрочем, в то время было обыкновенным делом для семьи состоятельного староверца. Василий Великодворский научил своего сына искусству писать четко, свободно и красиво, привил любовь к чтению святоотеческих и исторических книг. Мать Петра Великодворского занималась домашним хозяйством и воспитанием детей, а после смерти супруга постриглась под именем Алевтина в инокини одного из Рогожских женских монастырей. В 1852 году после разорения властями московского центра древлеправославия, она вместе с настоятельницей монастыря игуменьей Александрой переселилась в женский Успенский Белокриницкий монастырь, где и провела остаток своих дней.
Под воздействием святоотеческой и староверческой литературы Петра Великодворского с самых ранних лет тянуло к духовной и подвижнической жизни. Будучи еще 12-летним мальчиком он по образу древних святых, решается оставить свой дом, отца, матерь и братьев и уйти на уединенное жительство. Отец будущего подвижника смог настичь своего сына только в сотнях верст от родного очага на пути в отдаленные Стародубские монастыри и силой вернул его назад. Однако, первая неудача не охладила желания Петра посвятить себя иноческой жизни. Осуществление этого заветного намерения он отложил на время, до стечения более удобных обстоятельств. В 1825 году отец Петра представился ко Господу и семнадцатилетнему юноше пришлось взять на себя все обязанности по содержании семьи состоящей из престарелой матери и пяти младших братьев и сестры. Петр был вынужден устроиться на место своего отца зимогорским волостным писарем. Однако время, проведенное в трудах по содержанию семьи, не прошло даром для Петра. На посту писаря он узнал немало законов и обычаев тогдашнего российского государства, научился терпению и смирению.
Вместе с житейскими трудностями и скорбями юная жизнь Петра Великодворского была отмечена рядом чудесных событий, отчасти определивших его дальнейший путь. Несколько раз, во время решающих моментов судьбы, Петр чувствовал покровительство и сугубое заступничество великого древнего святого Николы святителя Мир-Ликийского и чудотворца. На его помощь Петр возлагал все свои надежды, призывал его в молитве во время скорбей и опасностей. Дни памяти святителя он праздновал с нарочитой торжественностью. Будучи служащим Зимогорской волости, Петр со всем своим семейством славил оба известные на Руси празднества святителя Николы шестого декабря и девятого мая. После уставной службы Петр, несмотря на скудость жизни и постоянную нужду, собирал в своем доме знакомых христиан, странников и нищих. Во время праздничной трапезы Петр сам прислуживал гостям, читал Житие святителя Николы, поучения из прочих богодуховновенных книг. Как гласит предание, по тайному указанию самого святителя, Петр дал обет ничего не предпринимать в жизни без особого на то благословения своего небесного покровителя. Архимандрит Геронтий впоследствии так писал об этом: "Аще бы какая либо неприятность последовала, то он всю ответственность свою возложил на крепкосильного и теплаго заступника своего, святителя Христова Николу". Уверенность в заступничестве святителя не оставляла Петра даже перед лицом неминуемой беды. Так трудясь в должность писаря Петр однажды заступился за невинно страждущего, осужденного от местных властей человека. Сострадая ему, он отправил оправдательное письмо на имя министра внутренних дел. Губернатор этой местности был крайне жестоким и бессердечным человеком. Узнав, что какой-то писарь заступился за осужденного, он немедленно приказал бросить его в острог. Люди знающие непреклонность властителя к подобным правдолюбцам со слезами предсказывали горькую участь Петра. Однако томящийся в сыром подземелье Петр "твердо уповал на скорого своего заступника, великого святителя Николу, якоже первобытные воеводы, в невинности безкорыстия своего, призывая заступление его". И действительно, в скором времени губернатор, неожиданно, сменил гнев на милость и отпустил юного писаря с миром. По освобождению, Петр направился в Софийский собор Великого Новгорода, дабы отдать личное благодарение и лобзание святому и чудотворному образу Николы, хранившемуся в этой древней церкви. После возвращении домой Петр узнал, что губернатор не только оставил свой гнев на него, но и повелел справедливо рассмотреть дело невинно пострадавшего, за которого юный подвижник имел смелость заступиться.
Ощущая несомненное покровительство святителя Николы, Петр все же не мог долгое время понять, по какому поводу, и за какие заслуги таковое заступничество ему даровано. Однако, шло время, а никакого особого указания об этом не поступало. Размышления о своем предназначении не оставляли юношу на протяжении долгих лет. Между тем настало 6 декабря 1833 года день праздника святителя и чудотворца Николы. Накануне этого дня, который Петр всегда праздновал с особенной торжественностью в своем семействе, тяжелые вопросы и сомнения овладели им еще сильнее, и ночью, когда он забылся, наконец, тонким сном, ему явился сам святой. По свидетельству самого Павла святитель Никола предстал ему в сияющем святительском облачении, однако глядел с некоторой укоризной. В левой воздвигнутой своей руке он держал Святое Евангелие, десницею же своею, в подтверждение некого обетования указывал на светлоблистающий свой омофор, и глаголал: "Зри на мя и виждь, якоже аз есмь, так все есть"! После этого святитель преобразился, словно светлосиянный ангел, и снова указывая юноше на Евангелие произнес: "Не веруеши ли, яко аз рех ти? Якоже аз есмь, аминь, глаголю тебе, тако все есть"! Вскочив со своей постели Петр разбудил уснувших товарищей и воззвал: "Ах, братцы мои! вставайте скорее! Святитель Христовъ Никола двоекратно являлся и достоинством своего святительства уверди меня!"
После этого события Петр решается окончательно оставить мирское житие и стать иноком. Он уходит в одну из прославленных староверческих обителей Стародубья, монастырь основанный еще в 30-е годы 18 века самим преподобным Лаврентием Ветковским. Игумен монастыря о. Аркадий, известный в староверии иконописец и начетчик, (впоследствии епископ Славской епархии древлеправославной Церкви Христовой) радушно принял двадцатипятилетнего послушника. Кроме о. Аркадия в Лаврентьевском монастыре проживали и другие старцы пользовавшиеся уважением во всем российском иночестве. Это были отцы Евросин, Иоасаф и Онуфрий. Он стали первыми учителями Петра в его начинающемся иноческом подвиге. Особенно же послушник сблизился с отцами Аркадием и Евфросином. У них он искал научения в иночестве; с ними проводил время в беседах от писания; не раз в таких беседах поднималась и темы судьбы Церкви. Указывая на надвигающиеся гонения и гибельное оскудение священства, монастырские старцы предполагали о путях дальнгейшего церковного сохранения и благоустроения. Говорили и о возможности восстановления в Церкви епископского чина. За годы, проведенные в обители, близким другом, Петра Великодворского, также инок Геронтий (Колпаков) насельник Серковского монастыря. 1 марта 1836 года Петр Великодворский был пострижен в иноки с наречения имени Павел.
По материалам источников: РПСЦ.Ru