ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Оскорбляет ли Крест нехристиан?

Доклад на Международной конференции "Пражский диалог о Европе в 21 веке" прошедшей 14 – 15 мая 2009 года в Праге (Чехия)

Евгений Никифоров :: 18 мая 2009

Время от времени мы слышим, как в тех или иных европейских городах антиклерикальные активисты требуют устранения той или иной христианской символики, воспрещения носить на работе крестик или другие символы принадлежности к Церкви, устранения христианских символов с гербов, медалей, или бланков официальных документов. Как правило, эти требования выполняются. Мотивируются они тем, что христианские символы могут быть оскорбительными для нехристиан и, таким образом, порождать напряженность в обществе. Характерно, однако, что эти требования, как правило, исходят не от представителей тех религиозных общин, которые, якобы, страдают от христианских символов, а от светских активистов, которые часто даже не пытаются выяснить, как сами приверженцы нехристианских религий к этому относятся. Характерен случай, происшедший в Британии – в то время как рождественские украшения убирались с улиц, а в некоторых школах отменялось празднование Рождества, "чтобы не обидеть нехристиан" сами представители нехристианских общин заявили, что находят такую практику абсурдной. Так, представитель Мусульманского Совета Британии, Шейх Ибрагим Могра, (Shayk Ibrahim Mogra), сказал "Полагать, что празднование Рождества и рождественские украшения оскорбляют мусульман – абсурд!" Его поддержал представитель Британского Индуистского Совета, Анил Вханот (Anil Bhanot): "Индуисты и сами празднуют Рождество. Это великий праздник для всех, кто живет в Британии". (ссылка)

Чем же обусловлено стремление изгнать христианскую символику из общественной жизни, а России, где она была изгнана коммунистами, не допустить ее возвращения?

Никто не спорит, что люди разных религиозных убеждений должны научиться жить вместе, во взаимной приязни и уважении. И когда они разговаривают напрямую, им как правило, удается договориться. В России накоплен большой опыт взаимодействия религиозных общин, и очень часто перед лицом тех или других проблем современного общества их голоса звучат в унисон. Российские мусульмане, иудеи и протестанты поддержали Православную Церковь в конфликте вокруг кощунственной выставки "Осторожно, религия", Русская Православная Церковь выступила против хамских карикатур на Муххамеда, есть и многие другие примеры, когда последователи различных религий находят больше общего между собой, чем с представителями той культуры воинствующего секуляризма, о которой следует сказать отдельно.

В Европе (и Северной Америке) со времен, примерно, Французской Революции взаимодействовали две тенденции – одна опиралась на христианское наследие нашего континента, другая – отрицала не только Христианство, но и само духовное измерение в человеке – преполагалось, что люди смогут построить подлинно свободную и счастливую жизнь, только отвергнув веру в сверхъестественное. Эта тенденция, достигшая своего пика в русской революции, продолжает оказывать большое влияние на политическую жизнь Европы. Стремление если не покончить с религией, то, по крайне мере, вытеснить ее из общественной жизни, остается довольно заметным в политической жизни многих государств. И для тех, кто хотел бы видеть Европу – а в перспективе и человечество – свободным от, как говорили в СССР, "религиозных предрассудков и суеверий", разговоры о "многоконфессиональном и многонациональном" характере большинства европейских стран – просто предлог.

Есть народная сказка о том, как хитрая лиса взялась справедливо поделить кусок сыра между двумя медвежатами. Лиса откусывала кусок за куском, говоря, что это нужно, чтобы все получили поровну. Наконец, оба медвежонка получили поровну – по одинаково маленькой корочке. Когда секуляристы присваивают себе роль третейского судьи между религиозными общинами, в итоге верующие люди получают не равные права, а равное бесправие. Крест и хиджаб не получают равных прав – они оба оказываются запрещены. И надо понимать, что в таких случаях беспокойство об оскорблении чьей-то религии невозможно воспринимать всерьез. Нас хотят уверить, что верующих нехристиан не оскорбят, например, кривлянья участников гей-парадов, которые глумливо пародируют почитаемые фигуры мировых религий, не оскорбит пропаганда преступности и разврата по телевидению, но необычайно оскорбят любые открытые проявления христианской веры и благочестия.

Трудно измыслить что-нибудь более нелепое; человек, которому знакомо чувство благоговения, который знает, что такое святыня, не может оскорбляться чужим благоговением и чужими святынями – он может не разделять их почитания, но способен понять других верующих. В мире, где проявления православного благочестия были обычными, например, в Российской Империи, было невозможно представить себе газеты, печатающие карикатуры на Мухаммеда, более того, это было прямо воспрещено законом.

Стремление удалить христианскую символику из общественных мест, и выдавить всякое упоминание о Боге из общественной жизни не имеет отношения к защите прав религиозных меньшинств – и нам стоит отдавать себе в этом отчет.

Источник: Радонеж

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама