ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Катехизис как живое свидетельство веры

О православии надо рассказывать по-богословски дерзновенно, считает священник Георгий Кочетков

Александра Колымагина :: 20 мая 2009

Согласно словарю, Катехизис – это книга, содержащая краткое изложение основ христианской веры и морали в простой и ясной форме, обычно в вопросах и ответах, и предназначенная для начального религиозного обучения верующих. На расширенном заседании Синодальной богословской комиссии Московского Патриархата, состоявшемся 4 мая под председательством Патриарха Кирилла, среди других тем обсуждалась необходимость создания нового православного Катехизиса. Редакция "НГ-религий" предоставила возможность высказаться по ряду связанных с этим проблем ректору Свято-Филаретовского института священнику Георгию Кочеткову, который известен своей многолетней активной катехизаторской деятельностью.

– Как вам кажется, какие вопросы из тех, что обсуждались на пленарном заседании Синодальной богословской комиссии, наиболее актуальны?

– Встреча была посвящена богословской конференции, которая пройдет в ноябре и будет касаться современных проблем этической и аскетической стороны христианской жизни, что, конечно, очень важно. Еще обсуждался вопрос, о котором в свое время (не один год назад) говорил протопресвитер Виталий Боровой: о том, что нужен новый Катехизис для всей Церкви. Это тоже очень существенно.

– Не могли бы вы прокомментировать это подробнее? Ведь вы уже почти сорок лет занимаетесь катехизацией взрослых. Что бы вы могли, опираясь на вашу многолетнюю огласительную практику, посоветовать создателям такого катехизиса?

– Для того чтобы создать современный Катехизис для взрослых, не ограничивающийся уровнем детского ликбеза (к сожалению, такая опасность существует), нужно проявить смирение перед откровением Божиим и учением апостолов и святых отцов, и в то же время быть дерзновенными. Нужно очень хорошо понимать, что это не прописи, это не то, что можно изложить однозначно. Святые отцы всегда противоречили в чем-то друг другу, всегда были дерзновенными, всегда какая-то часть их наследия потом не входила в наследие всей Церкви. Тем не менее они святые отцы. Как сказал протоиерей Георгий Флоровский, у каждого святого отца есть какая-то своя маленькая "ересь" – кроме святого Григория Богослова.

– А большинство людей в Церкви уверены, что существует consensus patrum...

– Он есть – в духе свободы, в духе любви, в духе дерзновения, но не иначе.

– Почти все его воспринимают как набор положений, который находится как бы на пересечении учения всех святых отцов: то, с чем все они согласны.

– Так не бывает.

– Как можно это доказать?

– Как замечал протопресвитер Виталий Боровой, "не надо говорить "тако святые отцы рекоша", не читая святых отцов". Поэтому доказать это можно только одним путем: чтением их творений. Тот, кто читал святых отцов, прекрасно знает, насколько они бывают разными, иногда противоположными друг другу.

Поэтому, с одной стороны, я очень обрадовался, что будет такой Катехизис – это событие, которого мы давно ждем. Но то, что на это обсуждение не пригласили никого из членов нашего движения – не обязательно меня, но хотя бы заведующего кафедрой богословских дисциплин и литургики Свято-Филаретовского института доцента Давида Мкртичевича Гзгзяна, которого уже не раз приглашали на подобные встречи, – это признак, по-моему, не очень добрый.

– А кто мог бы плодотворно поработать над изданием Катехизиса и что этому способствовало бы?

– Среди членов богословской комиссии начиная с митрополита Филарета есть глубоко культурные и компетентные люди, понимающие жизнь и знающие православную традицию. Но очень важно, что будет взято ими за основу. Нельзя не учитывать опыт протоиерея Сергия Булгакова, Николая Бердяева – не букву, а именно опыт всего религиозно-философского русского возрождения XIX–XX века. Если его проигнорировать, этот катехизис будет ужасен, даже если он будет состоять из одних святоотеческих цитат. Если же этот опыт будет использован, то есть надежда.

Честно говоря, если бы меня спросили, как надо это дело делать, я сказал бы так: пусть в наших духовных школах, которые всегда отличались определенной степенью схоластичности, создадут нормальный схоластический учебник, как делал митрополит Филарет, но только лучше, конечно.

И пусть учтут при этом те многочисленные катехизисы, которые уже были написаны в XX веке, начиная от детских и кончая очень взрослыми, такими как "Введение в православное богословие" Христоса Яннараса, катехизис епископа Александра Семенова-Тян-Шанского, "Как мы веруем" архиепископа Павла Финляндского, "Православие" Павла Евдокимова, "Православие" протоиерея Сергия Булгакова, "Православная церковь" митрополита Каллиста (Уэра), пусть мои катехизисы возьмут. Да, они очень не схоластические, поэтому там далеко не все для такой книги подойдет, но что-то можно взять и оттуда. Во всяком случае, это живая речь, это живое свидетельство, которое доказало свою жизненность на протяжении десятилетий. А потом, после того как это сделают, пусть скажут, что все остальные варианты тоже пригодны, но только не как официальная книга, одобренная Синодом, Патриархом, Синодальной богословской комиссией и т.д., а как то цветение духа, цветение жизни, без которого ничто не может быть сделано. И если будет так, то, я уверен, этот труд не пройдет впустую. А если люди будут создавать "единую и неизменяемую формулу веры", то это обречено на провал.

– Как вам кажется, насколько срочная это работа? Можно ведь делать это не спеша, а можно постараться уложиться в какие-то краткие сроки. Понятно, что мы уже лет двадцать упустили. А сейчас насколько время нас поджимает?

– Время нас, конечно, поджимает, но, с другой стороны, поспешишь – людей насмешишь. Я думаю, что надо создавать разные версии и давать их на обсуждение Церкви. И открыто сказать, что там может быть не сразу все будет удачно. Если тех, кто будет критиковать эту работу, не будут преследовать, тогда будет толк. Конечно, средний уровень образования священнослужителей сейчас крайне низок, и это большая беда. Они могут быть хорошими, верующими людьми, но чтобы написать Катехизис, мало быть просто хорошим человеком.

– На какие центры богословского образования здесь можно было бы опираться?

– Я думаю, что здесь можно назвать и Свято-Владимирскую семинарию, и Holy Cross, греческую семинарию в Америке, и Saint-Serge.

– Вы думаете, что в контексте тех сложных отношений, которые сейчас есть у Русской Православной Церкви с Западноевропейским Экзархатом Константинопольского Патриархата, возможно будет плодотворно взаимодействовать?

– Это как раз может быть хорошим базисом для улучшения отношений.

– На что нужно будет при такой работе обратить внимание в первую очередь?

– Главное в Катехизисе – это соединить правило жизни с правилом веры и с правилом молитвы. Если это удастся и если удастся учесть святоотеческую идею ступенчатости при катехизации, тогда получится. Но если этого не будет, я думаю, что все обречено на схоластику и мертвечину.

– То есть создателям Катехизиса нужно будет как бы опять пройти тот путь, который проходили вы, опираться на те катехизисы, которые остались от отцов, смотреть, как они были построены и т.д. Или нет?

– Я не отталкивался от святых отцов. Я учитывал их опыт, но исходил из реального современного живого опыта. Для меня важнее были те возможности, которые дает жизнь и ее требования.

– А потом оказалось, что это совпадает со святоотеческим опытом?

– Да, в результате очень многое совпало, значительно больше, чем я мог предположить.

– Не будет ли сама идея создания Катехизиса скомпрометирована, если получится просто детский учебник или набор схоластических умозаключений?

– Конечно, все очень сложно, нет достаточной богословской базы, и в конце концов можно все испортить, это верно. Но тем не менее есть надежда, что это дело будет благодатным и принесет хорошие плоды. Потому что, когда собирается традиция, в этом всегда есть возможность возрождения духа и смысла. Апостол говорил: "Духа не угашайте" (1Фес 5:19). К сожалению, об этом забыли, особенно в последние 15–20 лет. И это, конечно, принесло очень горькие плоды. Так что оживление духа и смысла очень важно сейчас для всей нашей Церкви.

Источник: НГ-религии

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама