ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

ЕГЭ против России

Борьба за отмену единого госэкзамена консолидировала общество

Алексей Максимов :: 21 мая 2009

Кое-где в западном правосудии существует такая разновидность иска как "Гражданин против государства". У нас, к сожалению, практикуется прямо противоположная формула. Хотя изредка бывает, что против отдельных явно провальных проектов власти выступает уже не какой-либо отдельный гражданин, а общество в целом – в лице многочисленных представителей самых различных социальных групп.

И вот тогда "внезапно" обнаруживается, что наша государственно-правовая система ни к чему подобному не готова. Не предусмотрено и не создано работающих на практике механизмов, благодаря которым общество могло бы остановить ту или иную невменяемую реформу, в результате которой страна получала очередную кучу проблем.

С начала 90-х мы многократно сталкивались с подобной ситуацией. В последнее время одним из таких бедствий стал ЕГЭ – единый государственный экзамен для выпускников средних школ.

Об этом пресловутом "недоразумении из трех букв" (как метко обозвали ЕГЭ депутаты парламента) высказано и написано так много резко негативного, что вряд ли имеет смысл повторяться. Похоже, пора поставить вопрос несколько в ином ракурсе.

Прежде всего, стоит, наконец, четко обозначить противоборствующие стороны, то есть прикинуть, сколько в стране сторонников, и сколько противников ЕГЭ.

ЕГЭ крайне жестко критикуют и родители с учителями, и высшие должностные лица государства

В принципе, имеются материалы социологических опросов по данной проблеме, правда, датированные лишь летом прошлого года. Согласно опросам Фонда "Общественное мнение", одобрительно воспринимают введение ЕГЭ 18 % респондентов, неодобрительно – 36 %. Вдвое больше. А вот закон "О едином государственном экзамене", по которому с 2009 года по ряду предметов ЕГЭ будет обязательным для выпускников всех российских школ, поддерживают лишь 11 % граждан, тогда как больше половины – 54 % – считают, что у выпускников школ должно быть право выбора: либо сдавать ЕГЭ, либо экзаменоваться по прежней системе.

Более свежих данных отечественные социологи не представили. По сведениям из информированных источников, Минобрнауки задействовал очень серьезные рычаги, чтобы убедить социологические службы не трогать эту тему. А то, глядишь, такие цифры выплывут...

Но, чтобы определить, на какие части это "трехбуквенное недоразумение" разделило общество, достаточно и сводок информагентств.

Получается, что категорически "за" ЕГЭ выступает сам министр образования и науки, чиновники министерства, плюс примерно десятая часть родителей школьников, еще на что-то надеющихся. Больше "новаторскую затею" вслух, фактически, никто не поддерживает.

Теперь прикинем, кто "против".

Прежде всего, это, как минимум, десятки тысяч родителей школьников по всей стране. Далее – большая часть учителей, которые понимают абсурдность подобного "тестирования" выпускников. Прибавим сюда те многие тысячи граждан, которые заканчивали школы без всяких ЕГЭ, а теперь вынуждены будут сдавать его, чтобы получить возможность поступать в институты.

Против ЕГЭ категорически выступают самые авторитетные представители педагогической науки. Столь же негативно настроены и руководители ведущих ВУЗов страны во главе с ректором МГУ Виктором Садовничьим, которые неоднократно публично заявляли, что результаты ЕГЭ неприемлемы для оценки уровня подготовки абитуриентов.

Резко негативное отношение к ЕГЭ высказывают соответствующие департаменты московского правительства и мэр столицы Юрий Лужков. По его мнению, из-за введения единого госэкзамена вся российская система образования зашла в полный тупик. "Ну и что хорошего, если мы прибавляем кол к той двойке, которую очень и очень многие получают на экзамене по ЕГЭ? Что это? Это вынужденная мера, нелогичная, непонятная. Может быть, это ЕГЭ нужно просто взять и отменить, и вернуться к той самой нашей традиционной системе, которая готовила неплохих специалистов. Имея такую многоликую страну, многоукладную, многоуровневую и по образованию, и по территории, мы привели ее к какому-то одному дурацкому стандарту", весьма откровенно и категорично заявил Лужков на совместном заседании Совета ректоров государственных вузов Москвы и области и московского правительства.

В свою очередь, председатель Совета Федерации Сергей Миронов – третье лицо в государстве – на заседании комиссии по изучению результатов эксперимента с ЕГЭ четко заявил: "С этого года единый госэкзамен будет проводиться в штатном, а не экспериментальном режиме. Это может привести к негативным последствиям для всего нашего общества – прежде всего, для экономического развития страны".

По мнению Миронова, необходимо провести всесторонний объективный анализ того, как внедрение ЕГЭ негативно сказалось на общем качестве российского образования.

Председатель СФ призвал коллег-парламентариев к "правильной осаде чиновничьего бастиона", предложил предоставить обществу достоверную и всестороннюю информацию о последствиях единого госэкзамена: "Убежден, рано или поздно эта информация сделает свое дело – ЕГЭ в его нынешнем виде будет отменен".

Наконец, не обошел вниманием злополучный ЕГЭ и президент России Дмитрий Медведев. На заседании оргкомитета "Победа", посвященном предстоящему юбилею Победы в Великой Отечественной войне, он вспомнил о попавших к нему в руки материалах по подготовке к ЕГЭ для школьников и возмутился: "Для ответа на вопрос, какие изменения произошли в Красной Армии в годы войны, даются следующие варианты ответов: введение погон; введение должности полевого священника; формирование специальной службы для выкупа пленных у противника... Просто удивительно, чудовищно. Если мы и дальше будем по таким учебникам готовить наших школьников, представляете, какие у них знания будут о войне!".

В кои-то веки у представителей власти и народа сформировалась общая точка зрения на актуальную проблему

Итак, ЕГЭ крайне жестко критикуют и родители с учителями, и высшие должностные лица государства. Резко и категорично отвергают люди и в самых дальних провинциях, и в столице. Другими словами, в кои-то веки у представителей власти и народа сформировалась общая точка зрения на весьма актуальную проблему – против ЕГЭ чуть ли не все общество!

Казалось бы, надо порадоваться этому единению и, как минимум, приостановить действие закона "О едином государственном экзамене", чтобы не совершить в очередной раз большой глупости. Вдуматься, разобраться, прислушаться к мнению большинства – и сделать конкретные оргвыводы.

Что мешает?

Неужели все дело в твердокаменной позиции Минобрнауки, где затратили на разработку этого "недоразумения" гигантские суммы и теперь вынуждены стоять насмерть? Ведь, если сегодня отменить ЕГЭ, у граждан, а, возможно, и у органов государственного финансового контроля возникнет вполне резонный вопрос – "где деньги?". Почему столь бездарно потрачены такие суммы? И кто за это должен отвечать?

"Это чисто политические, пиаровские акции. Я считаю, что это аморально – за счет детей и их родителей создавать себе публичную заметность", заявил недавно Андрей Фурсенко в ходе правительственного часа в Госдуме, в ответ на критику в адрес ЕГЭ, которая обостряется накануне проведения этого экзамена. Министр уверял депутатов, что те, кто нагнетает напряженную обстановку вокруг ЕГЭ, "создают огромные проблемы огромному количеству ребят". Как сказал министр, "это абсолютно неприемлемая вещь, они прекрасно понимают, что ничего не изменится!".

Однако, как уже очевидно, "обстановку нагнетает" большая часть общества. Разве оно не имеет на это права?

Это весьма напоминает известный анекдот, когда вся рота идет не в ногу, и лишь один старшина шагает "в ногу". И сколько не пытайся такого старшину вернуть в русло здравого смысла, все усилия будут бесполезны.

Правда, есть еще один способ борьбы со скандальной инициативой чиновников – иски граждан о законности введения единого государственного экзамена направлены в Конституционный и Верховный суды. И в данной ситуации это будет уже не просто юридическим разбирательством по поводу нормативного акта. Де-факто это станет судебным процессом "Общество против ЕГЭ". Или, наоборот, "ЕГЭ против России".

Источник: Новая политика

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама