На закончившейся на днях в Питере международной конференции конференции "Тоталитарные секты и право человека на безопасное существование" прозвучала весьма настораживающая статистика. В России действуют 80 крупных и тысячи мелких сект. Количество вовлеченных в них людей главный российский "сектоборец" Александр Дворкин оценивает в 600 – 800 тысяч человек.
Дмитрий БабичЭта цифра вполне реалистична, поскольку опыт показывает – секты имеют обыкновение размножаться делением: от материнской организации отделяются "диссидентские", они менее заметны, чем "мама", но потихоньку привлекают еще большее количество последователей. Пример такого размножения почкованием подает секта сайентологов, которой посвятил львиную долю своего выступления в Санкт-Петербурге Дворкин.
Пугающая статистика от участников питерской конференции заставила меня полезть в старые телефонные книжки. Эта тема занимала меня еще с начала девяностых годов, а на закате эпохи Ельцина мне даже удалось сыграть в старую игру "журналист меняет профессию", поработав на зарубежных сайентологических проповедников в качестве переводчика. Помнится, тогда моя начальница – датчанка Берта – при первом собеседовании посадила меня на низкую скамеечку, сама при этом восседая в высоком кресле. Наивная хитрость: если ты выше, то ты доминируешь.
Впрочем, как я убедился позднее, сайентология вся и состоит из таких наивных хитростей, скомпилированных из трех источников и трех составных частей учения ее американского основателя Рона Хаббарда (1911-1986) – психоанализа, буддизма и примитивизированных лечебных методик. За проведенную им работу Хаббарда вполне можно было бы назвать Великим Компилятором.
У других сект родословная попроще. Как правило, за основу они берут вульгаризированные каноны всего лишь одной из традиционных религий, сдабривают их приправой из современной мистики и эзотерики, а потом строят на этом фундаменте тоталитарную структуру, требующую от своих адептов полного подчинения. У "Богородичного Центра" (это его адепты предвещали "конец света" в 1993 году) такой основой было Православие, у ославленной на весь мир японской секты АУМ Синрике (знаменитая "зариновая атака" в токийском метро в 1995 году ее рук дело) буддизм.
По сайентологической терминологии, Берта была "операционным тэтаном" (именно так, тэтаном, а не титаном – сайентологи страшно любят вставлять в русский язык английские слова с научно-фантастическим оттенком). При первой же встрече она обещала избавить меня от всех проблем на работе и в семейной жизни, а заодно и от очков.
Это вторая черта современных сект – они обещают райское блаженство не только на небе, но и на земле. Причем это райское блаженство преподносится в понятных для молодежи материальных образах – престижная работа, высокий пост (на Бертином "новоязе" – "менеджерская позиция"), здоровье и психологическая власть над подчиненными, а заодно и над членами собственной семьи.
Берта уверяла меня, что все это она обрела в Гуманитарном Центре Рона Хаббарда, открывшемся в середине девяностых в бывшем детском саду у метро ВДНХ. Реальность, впрочем, была не столь радужной. Кроме контракта с церковью сайентологии на миллиард лет (!) и синей военно-морской формы, у Берты ничего не было. Да и форма была казенная – Берта была членом Sea Org (Морской Организации) – своеобразной гвардии сайентологов, периодически встречающейся на борту принадлежащего "церкви" океанского лайнера. В прожитой жизни у Берты остался только развод с мужем-американцем, отказавшимся проникнуться идеями Хаббарда, и оставшаяся от неудачного брака одинокая взрослая дочь, не желающая жить с матерью, видящей жизнь только сквозь призму книг Великого Компилятора.
...Видно, Берта все-таки уехала на родину. Ее старые телефоны не отвечали. После того, как в 2001 году церковь сайентологии решением российского суда лишили статуса общественной организации, хаббардовский "гуманитарный центр" в бывшем детском саду у ВДНХ прикрылся. Зато остались "гуманитарные центры" на Украине и в других республиках СНГ, имеющие прямые связи с головными офисами сайентологов в Дании и США. В этих гуманитарных центрах – от Харькова до Душанбе до сих пор празднуют дни рождения Хаббарда по несколько раз в год и держат для него нетронутым специальный кабинет со столом и креслом – на случай внезапного возвращения патрона с того света. Но должно же остаться что-то и в России... Идем в Интернет... Так, есть какая-то Организация Рона номер 1. А вот, кажется, и любимые слова из Бертиного лексикона: "шляпа клира", "мост к счастью", "одитинг твоего кейса"... Нет сомнения, это они!
Так еще раз подтвердилась главная аксиома сектоведения, остававшаяся неизменной во все годы существования постсоветской России: один раз укоренившись в стране, секта не исчезает, несмотря ни на какие судебные запреты и прокурорские проверки.
Конечно, сейчас на дворе не 1992-й и не 1993-й год, когда лидер АУМа Синрике Секо Асахара часами вещал на волнах "Маяка", а эсхатологические корейские проповедники объявляли дату конца света с рекламных полос центральных газет и с экрана федерального телевидения. Теперь работа сект идет более дискретно, с использованием Интернета, в уютной квартирной обстановке, с индивидуальным подходом. Коллективные трансы в советских домах культуры остались только на видеозаписях в телевизионных архивах. Но старые поклонники Секо Асахары до сих пор без особой конспирации встречаются и в Москве, и в городах поменьше, а несчастные родители так и не могут восстановить с ними нормальные отношения.
Листовка секты саентологовРаботает главный постсоветский принцип: были бы деньги, а остальное приложится само собой. Это одна из причин, почему часто звучащие требования тотального запрета нетрадиционных религий не только антидемократичны, но и невыполнимы. Основной акцент в противодействии сектам надо делать не на запреты, а на информацию. В этом мне пришлось убедиться и в ходе недавнего посещения вышеупомянутой "организации Рона номер 1".
...Звоню по указанным в Интернете телефонам поклонников Рона Хаббарда и договариваюсь о встрече с моим будущим "одитором" Женей. Она будет меня "одитировать" (то есть искать вместе со мной мои "инграмы" негативные впечатления из моего прошлого, которые мешают мне реализовать мой творческий потенциал). Женя встречает меня в тихой "хрущевке" в утопающем в зелени окраинном районе Москвы. Симпатичная, добрая, вежливая девушка в наспех переоборудованной под офис малогабаритной квартире.
Вторая аксиома сектоведения: не думайте, что все адепты сект – сумасшедшие с горящими глазами или лукавые хитрецы с иезуитской усмешкой на устах. Средний российский сектант – весьма симпатичный и респектабельный представитель среднего класса, с образованием выше среднего и умением вести себя в обществе. Часто эти люди искренне верят в действенность предлагаемых ими "технологий". На семинарах сайентологов часто возникает ощущение, что попал в протестантскую церковь на Среднем Западе США. Все аккуратно одеты, улыбчивы, временами даже как будто просветлены. И только присутствие зорко следящих за всем действом "супервайзеров" (точный русский перевод этого английского слова надзиратель) напоминает о том, кто тут всему хозяин.
Женя чувствует, что я слышал про сайентологов что-то нехорошее, и старается снять этот досадный "инграм". Она рассказывает мне, что ее направление в сайентологии называется Свободная Зона, что к "церкви" с ее службами внутренней безопасности, наушничеством и догматизмом она и ее товарищи не имеют отношения. У них даже враждебные отношения – как у троцкистов со сталинистами. По словам Берты, основатель Свободной Зоны Ричардсон, некогда помощник Хаббарда, был даже изгнан в свое время из Церкви с клеймом "подавляющей личности" (у сайентологов нечто вроде дьявола). Меня все эти расколы трогают не больше, чем правый и левый уклон в ВКП(б) двадцатых годов ("оба хуже"), но чистой и непорочной Жене я об этом пока не говорю, имитируя искреннюю заинтересованность в ее "технологии".
Оказывается, Женя – даже не "клир" (в переводе это значит "просветленный" первая ступень в сайентологической иерархии самосовершенствования, напоминающей буддистские уровни постижения). Она – такой же простой смертный, как и я, и если я заплачу сумму от 600 до 1400 рублей, то мы вместе сходим на семинар по семье и сексу. Я хоть и не клир, но дальнейшее знаю неплохо. Потом будут семинары по 2 тысячи, по 4 тысячи, по 6 тысяч. А кончится все (в идеале, конечно) моей поездкой в Копенгаген с курсами на сумму в 30-40 тысяч долларов. Там я получу "Шляпу Клира". И в самом деле, чтобы истратить 40 тысяч долларов на такое, нужно быть порядочной шляпой. Клиром – не обязательно.
В Интернете сайентологи публикуют "истории успеха" множества подобных шляп. Вот одна, подписанная Михаилом К.: "Зачем мне как тэтану думать мысли, когда я и так знаю, о чем я буду думать. Это экономит много времени – меньше думать и больше быть. И вообще мысли – это такой внутренний демонабор (демонстрационный набор – фигурки из пластилина и других материалов, которые Великий Компилятор использовал для иллюстрации своих идей – прим. автора). Нам как тэтанам он нужен разве что для удобства и развлечения".
Очень здравая мысль, Михаил. Следующий шаг будет такой – зачем вам вообще свобода? Вам, операционным тэтанам, нужно просто очертить границы зоны, за которые вам нельзя заходить. А колючую проволоку, пулеметные вышки и стрелков вы расставите сами.
Источник: Православие и современность