ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Знание русского языка – это плод огромного труда и любви к слову"

Беседа с учителем русского языка А.Г. Ютландовой

Андрей Сигутин :: 26 мая 2009

Ариадна Гервасиевна Ютландова – учитель русского языка, проработавший в школе более 40 лет. Родилась в 1925 году. Была знакома с Анной Ахматовой, Ольгой Берггольц, Эдуардасом Межелайтисом и другими известными поэтами и писателями. Более восьми лет одновременно с работой в школе являлась внештатным методистом филологического факультета Запорожского пединститута в период студенческой практики. С Ариадной Гервасиевной, которую в Обнинске, где она живет и работает с 1978 года, знают многие, мы говорили о проблеме, особенно остро воспринимаемой учителем русского языка, – о сегодняшней всеобщей безграмотности.

– Ариадна Гервасиевна, как вы думаете, в чем причина безграмотности людей, даже имеющих не одно высшее образование?

– Грамотными или неграмотными люди не становятся вдруг. Это процесс весьма длительный. Мы изучаем и познаем язык, начиная с колыбели. Первые речевые навыки – от родителей. Всегда ли они думают, что передают детям? И каждый ли воспитатель и учитель обеспокоен этим? Результат не заставляет долго себя ждать. Это лишь одна, хотя и важная, причина.

Является ли всегда изучение родного языка делом поистине государственным, когда в стране единый, обязательный для всех язык возведен в культ и является ведущим звеном всей культуры общества? Где законы, выполнение коих предполагает результат, суть которого – поголовная грамотность? А ведь наш язык не только велик, могуч и прекрасен, но и сложен, а потому требует тщательного изучения и бережного обращения. Однако люди, особенно молодые, бездумно засоряют его, и никто не несет за это ответственности.

Средства массовой информации давно стали образцом того, как не должно быть. Плюс вопиющее безразличие к этому окружающих. Объединенные в одну глобальную, причины эти сформировали целое поколение неграмотных людей. Грамотные, красивые, эмоциональные, выразительные речь и письмо перестали быть потребностью человека и престижем, определяющим уровень культуры человека, а следовательно, и отношение к человеку. Исчез стыд перед общественным мнением. Процветает не только сама неграмотность, но и полное равнодушие к искажению русского языка абсолютно неоправданным употреблением и последующим закреплением в нем всевозможных иностранных слов, вытесняющих многие исконно русские понятия, лишающих нашу великолепную речь ее красоты, гармонии и аромата. А грамотных людей все меньше! Руководство же соответствующего министерства с завидной настойчивостью идет по пути своих преобразований – от лучшей в мире системы обучения к весьма сомнительным методикам американского образца, узаконивая ЕГЭ и отменяя тем самым творческий подход и само развитие творческой мысли, ведь экзаменационное сочинение теперь не пишут. Так стоит ли удивляться повальной безграмотности населения?!

– "Существующая методика преподавания акцентирует внимание учеников на механическом "зазубривании" правил орфографии и пунктуации, а не на глубоком их осмыслении. Отсюда такая стойкая нелюбовь школьников к этому предмету, которая подсознательно переносится и на сам язык", – посетовал один словесник. Так как же нужно преподавать русский язык, чтобы у людей было такое осмысление?

– Прежде всего, сам учитель-словесник должен быть безупречно грамотным человеком и любить язык. Любить так, чтобы дети это чувствовали. Тогда они начинают подражать: говорить, читать, писать, "как наша учительница". Из желания подражать тому, кем восхищаешься в школьные годы, иногда вырастают таланты.

Во-вторых, детей надо увлечь процессом изучения русского языка. Каждый урок должен быть для детей немножко загадочным. Детский внутренний мир устроен так, что ребенку всегда интересна загадка и хочется ее разгадать.

Я много лет работала с учениками дома, индивидуально (не люблю и к себе никогда не применяла слово "репетитор", всегда говорила "учу"). Самые большие проблемы были у детей с синтаксическим разбором сложного предложения и построением его схемы. "Зачем эти схемы?" – часто говорили они. И мне становилось ясно, что их надо научить понимать, что именно в схеме заключен логический смысл всего разбора; кто овладеет этим, тот разберет любое предложение и может получить "пять" на вступительном устном экзамене по русскому языку. Это впечатляло, а потом увлекало моих учеников, и они уже сами пытались отыскивать в художественной литературе "интересные для разбора предложения", строить схемы к ним, а затем делать синтаксический разбор. Некоторые очень увлекались этой работой, в результате чего отличались на экзаменах и с блеском поступали в вузы.

А правила учить надо, но надо их и понимать. Учитель должен учить этому на конкретных примерах.

Считаю, что наукообразные учебники – не лучший способ научить. Моя мама в свое время окончила трехклассную сельскую школу, но была идеально грамотным человеком. В школе их учили по простым учебникам, но увлеченно; учитель был очень образованный человек, в основе его методики лежало осмысленное обучение детей.

– Кто и каким образом привил любовь к русскому языку вам?

– Услышав этот вопрос, я словно заново вернулась в детство, в свою школу и увидела нашего учителя русского языка и литературы Пантелея Александровича Анисимова (Узбекистан, г. Янгиюль, школа N 5 им. А.М. Горького). Он-то и был тем человеком, который привил мне любовь к русскому языку. Это был необыкновенный учитель, который знал все, но особенно язык. Уроки проводил интересно, весело, непринужденно, с юмором. Учеников поощрял добрым словом за каждый успешный шаг. Интеллигентный, деликатный. Каждый его урок имел элемент соревнования, а победитель получал "отлично" (тогда не было цифровых оценок). И мы стремились "побеждать", а учиться русскому языку плохо было стыдно.

Еще я обязана любовью к родному языку своей православной семье, где было шестеро детей и всегда царил культ знаний, родного языка в особенности. Мои родители были грамотные люди и радовались нашим успехам, они всегда ходили вместе на родительские собрания.

– А какой эпизод из вашей жизни, связанный с изучением русского языка, наиболее заполнился?

– Когда я училась в 7-м классе, Пантелей Александрович, выясняя "отношения" с одним слабым учеником из-за незнания им правил, вдруг сказал: "В вашем классе я могу разрешить не учить правила только одной ученице, потому что все упражнения, все диктанты и изложения она пишет на "отлично". Спросите у нее, как она этого добивается". И назвал мою фамилию. После этого я уже не имела права получать другие оценки, кроме "отлично". И не получала.

Помню один университетский случай. На экзамене сосед по столу попросил помочь ему. Я раскрыла тетрадь с нужными записями. Экзаменатор что-то заметила, подошла к нам и обнаружила тетрадь... с моей фамилией. Мне было предложено взять другой билет. Сосед не признался, что тетрадь была открыта для него. Я взяла другой билет, но решила "защищать" свои знания и попросила разрешить мне отвечать без подготовки. Мне разрешили. Когда я закончила устный ответ, попросила две-три минуты для выполнения практического задания. И заполнила карточку, не отходя от стола экзаменатора. Проверив мою карточку, она сказала: "Ваш ответ отличный, и задание выполнено отлично, но вы брали второй билет, и, по положению об экзаменах, я обязана снизить оценку на один балл". Поставила "хорошо" и расписалась в зачетной книжке. Это была единственная "четверка" по русскому языку за все годы моей учебы, и я помню ее всю жизнь.

– Что для вас было или является самым простым и самым сложным в русском языке, и как преодолеть эту сложность?

– У меня нет сложностей в русском языке. И он всегда был моим любимым предметом. Но я знаю, как преодолевать трудности в его изучении. Во-первых, воспитать в себе желание быть грамотным человеком; во-вторых, чаще задавать себе вопрос "почему?" (почему я так написал, почему мы так говорим, почему у меня это не получилось и т.д.) и непременно находить ответ на него; в-третьих, много читать, особенно классику, как прозу, так и поэзию: это же музыка, вдохновенная и прекрасная. И еще один совет: не смотреть передачу "Культурная революция", так как господин Швыдкой отлучит от Пушкина (передача "Пушкин безнадежно устарел"), отнимет книгу (передача "Книга жизни не научит"), разучит работать над собой, тогда как знание языка – это, прежде всего, плод огромного труда и любви к слову. А что может быть прекраснее слова Пушкина, Тургенева, Гоголя, Достоевского, Толстого и т.д.?! Кстати, о Швыдком. Не перестает удивлять "живучесть" его программы, несмотря на очевидность ее недоброго подтекста и на то, что она вовсе не направлена на укрепление нашей культуры и ее основы – слова. Скорее наоборот. И почему г-ну Швыдкому все позволено?!

– Можно ли считать русский язык кристаллически стройным?

– Я не знаю языка, более выразительного и притягательного, чем русский, но о кристаллической стройности его не берусь судить. Однако когда слышу красивую, грамотную речь человека, восхищаюсь и этой речью, и этим человеком. Может быть, это и есть кристаллическая стройность? В такой речи каждое слово на месте и нет никаких "сорняков" и нелепостей.

– Та как же стать грамотным человеком? И что помогло лично вам?

– Считаю, что поможет следующее.

Во-первых, очень грамотное, продуманное обучение детей уже в начальных классах.

Во-вторых, приобщение детей к высокой поэзии и классической литературе с самых первых лет их обучения в школе.

В-третьих, регулярное проведение детских праздников, дней, недель родного языка в увлекательной форме, соответствующей возрасту.

В-четвертых, ежегодное проведение в школе конкурсов знатоков русского языка, олимпиад на лучшее сочинение по свободным, интересным для детей темам.

В-пятых, проведение конкурсов чтецов, рассказчиков; возрождение литературных и тематических диспутов. Воспитание культуры чтения и читательских интересов.

В-шестых, отменить ЕГЭ, вернуть школу к осмысленному изучению русского языка, возродить культ родного слова. Школа обязана быть во главе этого, чтобы в действительности соответствовать определению: "Школа является подлинным очагом культуры лишь тогда, когда в ней царят четыре культа: культ Родины, культ человека, культ книги и культ родного слова" (В. Сухомлинский).

В-седьмых, ввести в вузах практические занятия по русскому языку.

В-восьмых, максимально ужесточить требования к знанию русского языка всеми работниками СМИ: телевидения, радио, газет.

При реальном создании этих условий грамотность людей существенно улучшится.

Лично мне помогло то, что я училась в прекрасной школе, где учителя русского языка и литературы не только безукоризненно знали свой предмет, но и замечательно его преподавали и были глубоко уважаемыми, авторитетными людьми. Большую роль сыграла семья, родители и пять братьев. У нас была семейная традиция: раз в две недели писать диктанты всей семьей, диктуют родители по очереди. Один раз в месяц мы собирались семьей и рассказывали о самой интересной книге, прочитанной за месяц. Поэтому и были все грамотные. Замечу, что дома у нас книг не было, кроме учебников, книги мы брали в библиотеке. Я очень много читала.

– Раньше были такие замечательные книги, как "Занимательная физика" и "Занимательная математика". А можно ли широкому кругу читателей занимательно рассказать о пунктуации и орфографии?

– Не только можно, но и нужно. "Занимательные" книги по русскому языку тоже издавались, их многие родители покупали для своих детей. У меня до сих пор сохранилась библиотечка таких книг. А еще очень важно иметь в семье толковые словари и сборники пословиц и поговорок: это очень развивает речь и эрудицию. Но где они теперь? Кто заинтересован в издании подобных книг? А если вдруг появятся в продаже, то кому они будут доступны?! Считаю, что эту проблему, особенно издание словарей, государство должно взять под свой контроль, как и все школьное книгоиздательство, чтобы сделать необходимые для детей книги доступными, если, конечно, оно (государство) заинтересовано в улучшении грамотности своего народа.

– Для многих запятые – это слабое место: одни "сажают" лишние, другие вообще их не ставят.

– Важнее всего правильно ставить смысловые знаки препинания, когда от них зависит результат восприятия текста. Классический пример: "казнить нельзя помиловать". И аналогичные ему, вроде "исключить невозможно оставить".

Очень важно знать и соблюдать на письме знаки в сложных синтаксических конструкциях, особенно в периодах, так как иначе их и понять-то невозможно. Научиться этому можно у Л.Н. Толстого в его романах и у Ч. Диккенса (не зря его любил Толстой).

Конечно, надо хорошо знать причастные и деепричастные обороты. Их наличие украшает текст, делает его более выразительным, зачастую освобождает от необходимости выражать мысль в форме сложного предложения.

Чем разнообразнее синтаксическое построение предложений, тем художественнее текст в целом.

Наша речь (и устная, и письменная) – это показатель общей, а значит, и языковой культуры. А культура заметно упала. Поднимем культуру – улучшится грамотность. Но, как известно, легко разрушать – трудно строить. Озабоченность этой проблемой – луч надежды на возрождение главного достояния нации, ее культуры, основой чего всегда было слово!

Источник: Православие.Ru

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама