В субботу в швейцарском Шамбези делегации поместных Православных церквей соберутся для обсуждения проблем православной диаспоры. Нынешнее Всеправославное предсоборное совещание станет четвертым по счету, в последний раз аналогичная встреча проходила в 1986 году. Председатель Отдела внешних церковных связей архиепископ Волоколамский Иларион накануне отъезда в Швейцарию в интервью "Интерфакс-Религия" представил самую последнюю позицию Московского патриархата по вопросам межправославного диалога.
Предстоящее Всеправославное предсоборное совещание в Шамбези будет посвящено православной диаспоре. В Вашем представлении что такое современная православная диаспора? Можно ли говорить о хоть какой-то степени ее цельности, либо это разрозненные локальные общины верующих поместных Церквей, этнические, национальные "перегородки" между которыми восходят едва ли не до неба?
Жизнь и устроение православной общины, существующей вне пределов своей поместной Православной церкви, часто является прямым отражением той картины церковной жизни, которая исторически сложилась внутри этой Церкви. Помимо приходов той или иной национальной традиции греческой, русской, румынской, сербской и так далее в диаспоре встречаются и многонациональные приходы, которые стараются по возможности удовлетворить нужды всех своих прихожан, волею судеб оказавшихся в поле их ответственности. Поэтому православная диаспора многолика, как многообразен и сам православный мир.
Однако говорить о том, что православные общины совершенно разрознены, было бы настоящим незнанием самой жизни диаспоры. Православному человеку свойственно искать общения с единомысленными ему православными, и люди порой преодолевают большие расстояния, языковые барьеры и прочие препятствия для того, чтобы познакомиться с тем или иным православным священником или посетить богослужение. Так происходит постепенная консолидация православных диаспор, которая, по нашему мнению, может в будущем привести к появлению новых поместных Православных церквей.
Назовите, пожалуйста, самые очевидные "болевые точки" сегодняшнего межправославного диалога. И, разумеется, возможные пути их исцеления.
Путь исцеления любых "болевых точек" указан уже в самом вопросе: диалог, совместное обсуждение возникающих проблем, общение в богослужении и прочей церковной деятельности, знакомство с обычаями каждой национальной традиции, свободный обмен мнениями и принятие совместных решений в духе Христова Евангелия и Священного Предания Церкви.
Сегодня нельзя сказать, чтобы какая-то конкретная проблема представляла серьезную угрозу единству православия. На повестке дня стоит укрепление единства путем принятия совместных решений по диалогу с католичеством и протестантизмом, по выработке возможного единообразия при применении священных канонов в современном мире, по регламентации церковной жизни православной диаспоры, по осмыслению церковных институтов автокефалии и автономии и тому подобные вопросы.
Какие у межправославного диалога существуют узкоспециальные, внутриконфессиональные задачи, отличные от диалога межхристианского? Чем единство православных важно само по себе вне братского общения с католиками, протестантами и другими христианами?
Важнейшей задачей всеправославного диалога всегда было укрепление единства Церкви при сохранении ее Священного Предания (традиции). Для решения этой задачи необходимы консолидация богословского самосознания Православной церкви, обмен опытом по вопросам катехизации и образования, пастырского душепопечения и участия Церкви в социальной работе в современных условиях и многое другое. Единство православия необходимо и для выработки общего ответа на вызовы стремительно меняющегося мира. Одной из форм реального выражения всеправославного сотрудничества является подготовка Святого и Великого Собора Восточной Православной церкви, на который вынесены некоторые актуальные вопросы, требующие всеправославного решения. Деятельность Соборов должна продемонстрировать эффективность православной экклезиологической традиции в современных исторических условиях.
Источник: Интерфакс-Религия