Принято считать, что человек проще и чаще обращается к Богу в сложные времена, в так называемых пограничных ситуациях. За примерами, подтверждающими правоту этой мысли, далеко ходить не надо: у каждого из нас в жизни были моменты, когда вольно или невольно, сознательно или нет, но мы произносили "Господи, помилуй!" или "Господи, помоги!" В минуту отчаяния, в болезни, в горе, в моменты, когда не на кого опереться, человек все равно надеется на помощь и верит, что она придет. Что Кто-то ему поможет. Эту особенность нашего не сознания даже, а всего естества некоторые считают чуть ли не еще одним доказательством бытия Божьего: иначе откуда бы в человеке это стремление и такая вера? И чувство, что Бог близко, что Он рядом и не оставит...
Не будем тем не менее открывать дискуссию о том, насколько это чувство может служить свидетельством существования горнего мира. Поговорим о другом, об особой близости Бога, которая, однако, как мне кажется, в данном случае... лишь фигура речи. Нет, не стоит переворачивать обложку журнала и уточнять, по-прежнему ли вы читаете "Фому" и не сменился ли главный редактор, а заодно и вся редакционная политика. Пока все и всё на местах. Поэтому повторю: мысль об особой близости Бога к человеку в сложных ситуациях представляется мне не совсем верной. Конечно, не потому что Бог далек от человека. Напротив, Он всегда рядом. Ближе самого близкого из близких. В любое мгновение нашей жизни. Вот только мы чаще открываем Ему свои сердца, когда ждем помощи. Точнее, когда полагаем, что нам нужна помощь. А в остальное время нередко живем по принципу, которым порой успокаивают себя родители солдат-срочников: не пишет, значит, все хорошо.
Поэтому мысль, с которой начинается этот текст, характеризует не столько близость Бога к человеку, сколько человеческую готовность ощущать эту постоянную близость. Почему это важно? А потому, что Евангельский призыв Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всей душею твоею и всем разумением твоим (Мф 22:37) вовсе не значит: "Беги в храм, когда тебе плохо" или "Молись, если заболел". Конечно, все сказанное не означает, что не нужно обращаться к Богу в трудные минуты жизни. Естественность этого обращения не подлежит сомнению. А вот научиться жить и действовать так, чтобы всегда ощущать присутствие Божие, гораздо сложнее. Просто потому, что мы нередко пытаемся "отредактировать Евангелие", то есть жить так, как удобно нам, как нам проще и спокойней, не понимая при этом, что то, что кажется порой простым и спокойным, нередко и приводит к таким ситуациям, когда, по народной мудрости, "гремит гром". И тут уж мы начинаем истово осенять себя крестным знамением... А ведь жизнь по Евангелию самая главная и самая сложная задача любого христианина во все времена предполагает постоянное стремление к богообщению и богопознанию. А это означает жизнь в присутствии Бога, умение ощутить Его близость, быть готовым к ней и быть достойным ее.
Как это ни странно, ощущать присутствие Бога, когда "все хорошо", сложнее, чем когда "все плохо". И просить о помощи легче, чем благодарить. Мы помним Евангельский эпизод об исцелении десяти человек, из которых лишь один вернулся и поблагодарил Христа. Однако не случайно в Новом Завете, книге, говорящей с нами о спасении, сказано императивно: За все благодарите (1 Фес 5:18). Значит, благодарность очень важна для дела нашего спасения. Почему? Неужели Господь ставит плюсики тем, кто поблагодарил Его за помощь, и именно им помогает в дальнейшем? Конечно, нет. Эта благодарность нужна нам. В том числе и потому, что помогает ощутить присутствие Божие в каждый конкретный момент жизни. Благодарный человек ближе к Богу. В его отношениях с Богом есть важнейшая составляющая доверие. Понимание того, что Бог никогда не посылает нам испытаний, да и просто обстоятельств жизни, которые превышают наши возможности.
Наверное, мы нередко повторяли эту мысль. Не исключено, что чаще всего это происходило, когда мы пытались утешить других. К себе такое утешение применить гораздо сложнее. Однако только через такое доверие и благодарность воспитывается в человеке важнейшая христианская добродетель смирение. А смиренный человек, согласно одному примечательному определению, это тот, кто полностью лишен гордыни и страха. Есть притча о том, как некто долго роптал, что крест, который Господь дал ему нести, непомерно тяжел. Наконец, ему дано было выбрать себе такой крест, который он считал бы вполне приемлемым для себя. После долгих исканий он выбрал самый маленький, самый легкий крестик и попросил именно его. "Но это твой и есть", последовал ответ...
Другая притча повествует о человеке, жизнь которого была трудна. К тому же он считал, что Бог не всегда откликается на его просьбы о помощи. И ему дано было увидеть весь его жизненный путь в прямом смысле путь, то есть его следы на дороге жизни. Почти все время рядом с его следом шел еще один Божий, в знак того, что Господь сопровождал его всегда. Но иногда след был не двойным, а одинарным. Рассмотрев его, человек спросил: "Господи, почему Ты меня оставлял, когда мне было особенно трудно?" И услышал: "Здесь Я нес тебя на руках". Так наша собственная невнимательность делает нас неблагодарными, мешает вкусить ни с чем несравнимое счастье близости Божией. Таким образом, можно догадаться, что благодарность не просто душеполезна, но и приносит радость, подобной которой не найти.
А еще благодарность свидетельство того, что человек размышляет о жизни. И размышляет над Евангелием. Я дважды слышал признания, которые сами собой врезались в память. Мой учитель, рассказывая о своем пути к Богу, отметил, что его к вере привело чувство благодарности. В его жизни было много моментов, когда она могла пойти наперекосяк, но он вдруг явственно понял: жизненный путь не бесцельное движение, но дорога к Богу, на которой Бог никогда не оставляет человека, всегда предлагая ему шанс отыскать верный выход. А он столько раз пытался убегать от Бога, уйти с этого спасительного пути, что изменить эту ложную привычку смогло только чувство глубокой благодарности. Второе признание сделал известный кинорежиссер из Польши. На вопрос о том, как ему удалось остаться верующим человеком в коммунистическое время, когда многие расплатились свободой за свои взгляды, он ответил примерно так: "Я благодарен Богу за то, что в моей жизни не было ситуаций, когда я должен был бы выбирать между моей верой и жизнью моих близких. Потому что я не знаю, смог ли бы я выдержать такое испытание". Я лично думаю, что смог бы. Ведь он умел размышлять над жизнью и умел благодарить Бога за все, что Тот ему посылает.
Источник: Фома