ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Церковная собственность, социальное государство и всемирный финансово-экономический кризис

Цомокос Дмитрий :: 05 июня 2009

Какая должна быть позиция государства по отношению к собственности и деятельности Церкви и какое реальное их взаимодействие в данных сферах в нынешнее непростое время – об этом рассказывает в своей статье преподаватель Оксфордского университета Дмитрий Цомокос.

Всемирный финансово-экономический кризис охватывает одну страну за другой, один континент за другим. Первые болезненные последствия, такие как увеличение безработицы и количества занятых мест, неполный рабочий день, задержка развития и рост банкротств частных лиц и предприятий, уже стали реальностью. Правительства и центральные банки пытаются координировать усилия по дальнейшему сдерживанию кризиса, а также ограничивать его отрицательное влияние на экономику. Общественность возлагает свои надежды на эффективность рычагов воздействия, применяемых социальным государством для смягчения неприятных социально-экономических последствий. Эти надежды и подтолкнули меня к тому, чтобы исследовать и проанализировать отношения между церковной собственностью и социальным государством, а также возможную роль, которую они могут играть.

На основе научно-экономического анализа я представлю аргументы в пользу социальной роли, которую может и обязана играть церковная собственность. Особенно, в связи с нынешними обстоятельствами, когда неслыханным ранее образом в связи с делом Ватопедского монастыря и игумена Ефрема повергается жесткой критике не только Святая Гора Афон, но и вся Элладская Церковь и ее роль в греческом обществе. Уже видны первые побочные эффекты международного кризиса.

Активное уничтожение нашего всемирного религиозного и культурного наследия, а также генотипа греческой нации уничижает эллинизм и искажает смысл существования греческих маяков Православия в Константинополе, Иерусалиме, Александрии и других местах. Мне хотелось бы избежать упоминаний конкретных лиц и вынесения им оценок. Что же касается старца Ефрема и отца Арсения, я неспособен и некомпетентен их судить. Но однодневной поездки на Афон с посещением Ватопедского монастыря вполне достаточно, чтобы убедиться, какую гигантскую благотворительную, социальную, духовную и восстановительную деятельность развила обитель в последние годы.

Церковь, как и монастыри, является юридическим лицом публичного права и с экономической точки зрения к ним нужно подходить как к общественным благам, принадлежащим всему греческому народу. Таким образом, их цель – эффективное ведение духовной и социальной деятельности. Τοт аргумент, что церковную собственность нужно разделить между гражданами Греции, лишен самой элементарной экономической основы. Общественными благами не могут пользоваться частные лица таким образом, чтобы обеспечить их сохранность и оказание ими услуг обществу. Давайте задумаемся, а что осталось бы от нашего культурного наследия, если бы после обретения независимости Акрополь и Олимпия были отданы гражданам нашей страны. В том же направлении можно рассуждать и в отношении греческих лесов и окружающей среды вообще. Кроме того, во множестве случаев в исторические моменты, когда возникала государственная необходимость, например Балканские войны, Малоазийская катастрофа, Вторая мировая война, монастырская и церковная собственность раздавалась народу.

Те, кто пользуются любыми публичными благами, обязаны сохранять и защищать эти объекты собственности. Так, президенты организации "Улыбка ребенка" или общества "Красного Креста" отвечают за сохранность объектов собственности и наследственных дарений благотворительных организаций, которыми они управляют. Естественно, незаконные деяния наказуемы греческим законодательством.

Но самый важный, а возможно, и наиболее рациональный аргумент против существования церковной собственности – это тот, что ей злоупотребляют в духовной деятельности Церкви. Но в этом именно пункте и проявляется существенное взаимодействие духовной структуры Церкви с ее благотворительной деятельностью. Параллельно социальная деятельность Церкви дополняет деятельность социального государства и ориентирована на тех, кто не охвачен государственной поддержкой. Например, выделяется мало государственных стипендий; наши граждане, пребывающие в тюрьме за долги, не освобождаются; бедным не предоставляется кров и не все неимущие в нашей стране обеспечены питанием. Именно в этих областях разветвленная сеть монастырей и местных церквей может вести эффективную деятельность, служащую дополнением к деятельности государства.

И последний положительный, но одновременно и крайне двусмысленный аспект духовной деятельности Церкви – сохранение культурного генотипа и ценностной системы нашего народа. И он осуществляется не только в литургической жизни, но и благодаря конференциям, семинарам, докладам и изданиям печатной продукции. Для нынешнего социального быта характерна путаница, а жадность разрушает мировую экономику. Отрицание права за каким-либо благотворительным институтом высказываться с духовных позиций равнозначно отсутствию толерантности и, по сути, лишает даже самого права веротерпимости.

Систематическое разрушение идеалов, составляющих непреходящую структуру греческого общества, содействует, по сути, лишению Церкви права вести духовную и социальную деятельность. Отрицание ее освободительной роли и социального вклада совершается путем постоянного искажения информации и формирования общественного мнения антидемократическими методами, но в особенности, постоянной тактикой, применявшейся захватчиками и гонителями, которые ставили целью прервать всемирное служение эллинизма – искусственным перенесением возможной ответственности политической и государственной власти.

Возможный подрыв и предательство роли церковного и социального вклада или христианского характера греческого народа не является исключительным правом слабых меньшинств, которые напоминают тем самым различные тоталитарные тактики. Это право принадлежит только суверенному народу, который принимает решения свободно посредством демократических процедур.

Источник: Богослов. ру

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама