ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Святые Зверинецких пещер

Мария Абушкина :: 09 июня 2009

14 апреля 2009 года на заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви установил местное празднование Собора преподобных и преподобномучеников Зверинецких в Неделю 5-ю Великого поста (Киев) (журнал №21).

В Киеве в центре Ботанического сада расположен Свято-Троицкий Ионинский монастырь, основанный преподобным Ионой Киевским (в миру Иоанн Мирошниченко; † 1902 г .) в 1871 году. В 750 м на северо-запад от обители неподалеку от Ботанического сада, там, где во времена Киевской Руси были княжеские охотничьи угодья, находятся Зверинецкие пещеры.

Как гласит предание, в память крещения Руси и низвержения языческого идола Перуна первым митрополитом Киевским Михаилом было основано два храма-монастыря, и оба были названы Михайловскими: Златоверхо-Михайловский и Выдубицкий. Летопись же сообщает, что в 1070 году великий князь Всеволод Ярославич заложил церковь св. Михаила в "монастыри Всеволожи на Выдобичи". Есть и другие указания на то, что возле Выдубицкого храма уже существовал монастырь во имя этого святого. Все древнейшие киевские монастыри были подземными, и только впоследствии, с увеличением числа насельников, они "выходили из-под земли". Исходя из этого и принимая во внимание географическое расположение описываемой местности, этот старый монастырь не мог быть расположен нигде, кроме обнаруженных Зверинецких пещер с сохранившимся в них пещерным монастырским храмом.

Исследователь Зверинецких пещер Иван Каманин считает, что они возникли раньше, чем Печерские. Во времена Крещения Руси 988-989 годах, более чем на шесть десятилетий ранее возвращения, по велению Господа, со святой горы Афон инока Антония – основателя Киево-Печерской обители.

Усыпальница преподобного Климента

Усыпальница преподобного Климента

Никогда ещё исследователи не обнаруживали подобных пещер в столь неповреждённом виде. В этих тесных, холодных келиях в посте и молитве уединялись зверинецкие монахи. Во время очередной монголо-татарской облавы они были погребены здесь заживо.

Подземелье представляет собой треугольник, образованный путем позднего соединения некогда отдельных прямых коридоров, использовавшихся для погребения усопшей братии (в перпендикулярных ходам одноместных нишах-локулах или трехместных криптах). В центре одной из трех главных пещерных улиц расположен вход в маленький подземный храм (в отличие от коридоров, не укреплен камнем, не оштукатурен; престол не отделен от Горнего места; на стенке ниши с жертвенником сохранился уникальный синодик Зверинецких игуменов). Погребенные в пещере подвижники причислены к лику святых.

Судя по синодику, устроителем монастыря со времени основания – в самом конце Х века – был некто Леонтий. Есть основания предполагать, что Леонтий, епископ Ростовский, имя которого встречается в летописи, и Леонтий, игумен Зверинецкий, – одно и то же лицо. Ростовская епархия была учреждена тотчас же по крещению Руси. В летописи имеются указания на то, что епископ Леонтий был киевлянином. В его житии указывается, что поставлен он был на епископскую кафедру из Киево-Печерского монастыря. Тут необходимо отметить некоторое несовпадение дат: во время поставления Леонтия на Ростовскую епископию Киево-Печерского монастыря еще не существовало.

Древняя надпись

Древняя надпись

"Принимая во внимание время возникновения Зверинецкого монастыря святого Михаила и игуменства в нем Леонтия, судя по синодику, и имея в виду время епископства святого Леонтия в Ростове, мы позволяем себе утверждать, – говорит историк Зверинецких пещер И. М. Каманин, – что первый зверинецкий игумен, Леонтий, и святой мученик Леонтий-чудотворец, третий епископ Ростовский, – одно и то же лицо".

После нашествия татаро-монгол в Киеве осталось не более двухсот дворов, что послужило перенесению митрополии во Владимир. Киев, как центр, потерял своё значение. Людям надо было заново отстраивать город, и о Зверинецких пещерах забыли до начала двадцатого века.

Подземелье было обнаружено в 80-х гг. XIX в. и сразу же определено как остаток прежде неизвестной пещерной обители (внутри оказалось много монашеских могил, остатков четок, параманов, поясов, обуви).

Принадлежность территории над подземельем военному ведомству не позволила тогда приступить к возрождению святыни. Впоследствии погребенные в пещере неоднократно являлись жительнице Зверинца Феодосии Матвенковой и просили пищи.

Когда Матвенкова заказала в Ионинской обители панихиду по лежащим в пещере, явления прекратились, а духовник монастыря игумен Валентин твердо решил вернуть святыню верующим. Для преодоления ряда юридических препятствий он привлек к этому делу влиятельного в Киеве князя Владимира Жевахова, который приходился родственником святителю Иоасафу Белгородскому. Жевахов взял в 1911 г . участок с входом в пещеру в аренду и пригласил археологов, которые исследовали подземелье и благоустроили его для посещения.

В таких ковчегах хранятся мощи преподобных

В таких ковчегах хранятся мощи преподобных

Игумен Валентин открыл здесь самостоятельный скит с наземным храмом Рождества Божией Матери с приделом святителя Иоасафа Белгородского (церковь стояла на плато над пещерой; освящена в 1914г.). Однако в 1934г. скит упразднили, храм уничтожили. Пещеры разворовывались.

После октябрьского переворота братьев Жеваховых, Владимира и Николая, приютил у себя настоятель скита Пречистыя под Киевом, известный подвижник благочестия – игумен Мануил. В скиту братья трудились наравне с другими послушниками. Это вызывало ропот, так как из-за присутствия Жеваховых монастырь могли в лучшем случае закрыть. Однако, несмотря на неоднократные облавы, братья остались неузнанными.

Несмотря на преследования, Владимир Жевахов пытался помочь Зверинецкому скиту. Со временем, как только это стало возможным, его назначают попечителем Зверинецких пещер и старостой надпещерного храма. Все эти годы он добивался передачи земли над пещерами в частную собственность скита, но с приходом новой власти осуществить этот замысел было практически невозможно.

После семи месяцев ареста, Владимир Жевахов в 1924 году подает прошение на имя патриарха Тихона об иноческом постриге. 11 декабря того же года, в 11-ю годовщину со дня освящения первого престола храме на Зверинецких пещерах он принял монашеское пострижение с наречением имени Иоасаф. В 1926 году он хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Курской епархии.

Келья пещерножителя

Келья пещерножителя

Через два месяца после рукоположения епископ Иоасаф подвергается аресту и этапированию в Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), разделив судьбу десятков тысяч верных чад Православной Церкви.

В октябре 1929 года епископа Иоасафа (Жевахова) переводят в ссылку в Нарымский округ Восточно-Сибирского края. Освободившись в 1932 году из шестилетнего заключения, он ни на день не остается без послушания и принимает назначение на Пятигорскую кафедру. Уже через год следует новый арест и приговор тройки ОГПУ – десять лет ссылки в Севкрай.

Здесь епископ Иоасаф знакомится со святителем-хирургом Лукой (Войно-Ясенецким). Архангельская ссылка надолго связала этих двух исповедников и подвижников благочестия узами глубокой христианской дружбы. Но сырой северный климат окончательно подорвал слабое здоровье измученного тюрьмами епископа Иоасафа, и в 1934 его, как инвалида, переводят под надзор в Московскую область. С июня 1934 года он принимает назначение на должность управляющего Могилевской епархии, и вновь возвращается к пастве. Однако слабое здоровье не могло позволить владыке продолжать свое епископское служение, и он вынужден был уйти на покой.

Епископ возвращается в Белгород, однако и там его ждет арест. Он обвинен в "руководстве контрреволюционной фашистской организации церковников". Продержав епископа Иоасафа более года сначала в белгородской тюрьме, а потом под надзором в Новгородской области, в конце 1937 года его доставляют для суда в Курск. О том, что пришлось пережить престарелому больному епископу в застенках курской НКВД, можно представить по короткой сухой фразе, найденной в архиве материалов допроса – "свое участие в контрреволюционной деятельности отрицал". На благополучный исход следствия надежд было мало, так как предвзятость судей никто и не собирался скрывать. Приговор был вынесен 4 декабря того же года – "высшая мера наказания – расстрел" и исполнен в день вынесения. Из десяти расстрелянных с владыкой Иоасафом в тот день епископов и священников только он один смог устоять во время бесконечных допросов и не выдать ни одного своего собрата.

Одна из пещерных улиц

Одна из пещерных улиц

В 1990г. заброшенная пещера перешла в ведение Музея истории г. Киева, где тогда образовался особый отдел "Киев-Подземный" по изучению и охране подобных святынь. Проведя в пещере новые исследования, "Киев-Подземный" подготовил ее к повторному открытию, которое и осуществил совместно с братией Ионинской обители в 1997 г . Зверинецкая пещера – лишь одно из подземелий одноименного монастыря, основанного в добатыевскую эпоху, не упоминаемого в известных на сегодня письменных источниках (кроме надписей в самой пещере) и со временем прекратившего существование.

В 1993 году на кафедре рентгенорадиологии Киевского медицинского института были проведены исследования мощей, находящихся в Зверинецких пещерах. Эти исследования подтвердили древность произведенных в пещерах захоронений, относя их приблизительно к Х-ХІІ векам. Кроме того, было показано, что все люди, чьи мощи сохранились в Зверинецком пещерном монастыре, при жизни страдали заболеваниями, которые поражают организм в условиях высокой сырости и холода. Этот факт еще раз говорит о самоотверженности и аскетизме древних насельников Зверинецких пещер, которые, стремясь покорить плоть духу, умерщвляли свое тело различными подвигами в непоколебимой надежде воскреснуть для славной жизни в Царствии Небесном.

Три раза в месяц и в дни памяти Зверинецких преподобных в пещерах служится Литургия. Получены документы на строительство храма над пещерами, и сейчас делается много в этом направлении. Ведутся подготовительные работы к продолжению исследования Зверинецких пещер. Благоустраивается внешний вид. Поставлены решетки на ниши, сделаны керамические мощевики для глав преподобных. Некоторые главы источают миро.

Главы почивших пещерножителей

Главы почивших пещерножителей

В дальнейшем планируется открыть в этом месте скит, чтобы здесь продолжалась монашеская жизнь.

Собор Преподобных и Преподобномучеников Зверинецких

Священномученик Иоасаф (21 ноября/ 4 декабря)

Святитель Леонтий, епископ Ростовский (23 мая/ 5 июня)

Святитель Михаил, епископ Юриевский (6 сентября/ 19 сентября)

Святитель Мина, епископ Полоцкий (20 июня/ 3 июля)

Преподобный Маркиан, игумен Зверинецкий (25 октября/ 7 ноября)

Преподобный Софроний, игумен Зверинецкий (11 марта/ 24 марта)

Преподобный Климент, игумен Зверинецкий (25 ноября/ 8 декабря)

Преподобный Мануил, игумен Зверинецкий (17 июня/ 30 июня)

Преподобный Лазарь, епископ Переяславский (6 сентября/ 19 сентября)

Преподобный Феодор Калика (17 февраля/ 2 марта)

Преподобный Иоанн Зверинецкий (24 июня/ 7 июля)

Преподобный Андроник Печерник (17 мая/ 30 мая)

Священномученик Филарет, архимандрит Зверинецкий (1 декабря/ 14 декабря)

Преподобномученики киево-зверинецкие, от половцев убиенные (20 июля/ 2 августа.)

По установленной в Свято-Троицком Ионинском Киевском монастыре традиции празднование в честь собора всех преподобных зверинецких совершается в 5-ю Неделю Великого Поста.

Молитва преподобномученикам Зверинецким

О Святии Отцы, преподобномученицы и страстотерпцы Зверинецкие!

Молитеся о нас грешных Всемилосердному Богу о ниспослании нам милости и благодати Духа Святаго и благого во многогрешном житии нашем покровительства Матери Божией и всех святых, от века Богу послуживших в Духе и Истине.

Надеясь на молитвы ваши за нас грешных, да исправим жизнь нашу, и испросим прощение согрешений наших у Царя Славы, и достигнем Небесного Отечества, где пребывают правда, любовь и бесконечное блаженство жизни Вечной.

Да прославим вместе с Вами Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Поклонный крест над Зверинецкими пещерами

Поклонный крест над Зверинецкими пещерами

Тропарь преподобномученикам Зверинецким

Тропарь, глас 2

Егда снидосте во гробы, и самех себе заключисте, тогда страсти умертвивше плотския, спогребостеся Христу, богоноснии, и диавольския в подземных разрушисте ограды, сего ради ангелы венцы с небес вам подают.

По материалам сайта Скит Рождества Богородицы на Зверинецких пещерах

Фото : FAVOR ( fotki.yandex.ru)

Протоиерей Александр Авдюгин : "Собор святых представляет собой святых, на одной территории живущих или объединенных одним подвигом. Каждый из этих святых имел свою тропинку к Богу, шел по одному ему известному пути. Это не значит, что другие пути не являются спасительными. Каждому Господь дает свою тропу – единственную.

Соборы Церковь установила, чтобы показать: единство цели

Господь дает в определенном месте и в определенное время свое благословение, чтобы явился сонм святых. Этим Господь показывает, что можно спасаться не только индивидуально, но и вместе, если люди объединены одной целью и находятся в одном месте"

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама