ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Стать настоящим христианином..."

На вопросы посетителей портала "Православие и современность" отвечает Епископ Саратовский и Вольский Лонгин

18 июня 2009

Как быть с нищими у храма, от которых чувствуется запах перегара? Вроде бы и помочь хочется, но они нагло себя ведут и могут деньги пропить...

Я думаю, лучше придерживаться такого правила: людям с явно выраженными признаками хронического алкоголизма денег не подавать. Священникам я советую: если есть такая возможность, кормить таких людей при храме, но не давать им на руки денег, потому что они их действительно пропьют. То же самое можно посоветовать и мирянам, которые хотят помочь.

У меня друг (инвалид, ДЦП) мусульманин, не верит ни в Аллаха, ни в Бога, так как он считает, что Бог должен быть милосердным к людям. Получается, что к нему он немилосерден, раз наказал с рождения неизлечимой болезнью? Я сам инвалид по слуху, и не могу ответить на этот вопрос, думаю иногда, что это наказание моим родителям или родственникам...

Очень трудно ответить на такой вопрос, не зная жизненных обстоятельств человека. Действительно, очень часто болезни детей – это последствия родительского греха, но не всегда. Вспомним евангельское повествование о том, как Спаситель увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но [это для] [того], чтобы на нем явились дела Божии (Ин. 9, 1 – 3).

Есть главное правило, которое должен соблюдать каждый христианин: принимать все, что посылает ему Господь, со смирением, и стараться в той ситуации, в которой он находится, видеть волю Божию о самом себе. Жизнь человека полна скорбей, и практически каждый человек проходит испытание тяжелой болезнью. Бывают случаи, когда совершенно здоровый человек в одну минуту превращается в инвалида в результате несчастного случая... Обращали ли Вы внимание, что люди по-разному реагируют на свои несчастья? Один человек принимает испытания с достоинством и терпением, другой – с ропотом, отчаянием, противлением, даже проклятиями в адрес Бога и людей... Думаю, что даже в чисто житейском смысле первому будет гораздо легче. Что же касается жизни христианской, то верующий человек старается быть готовым ко всему, зная, что Господь все случающееся с нами посылает нам во спасение. Многие святые тяжело болели при жизни, но несли свою телесную немощь, благодаря за нее Бога (прочитайте, например, жития Серафима Саровского, Амвросия Оптинского, и, конечно же, библейскую Книгу Иова).

Если человек, как Вы пишете, "не верит ни в Аллаха, ни в Бога", то он не мусульманин, а просто неверующий, атеист. Когда человек обретает веру, старается узнать православное вероучение, то многие вопросы разрешаются, меняется его отношение к жизни.

Как Церковь относится к человеку, который состоит в КПРФ, при этом веря в Бога?

Сейчас КПРФ меняет свои отношения с Церковью, признала ошибки прошлого – Патриарх Кирилл сказал об этом на проекте "Имя России", когда Зюганов защищал Ленина. Получается, что Церковь как бы с ними помирилась?

Я думаю, что Церковь и коммунизм как учение богоненавистническое, человекобожническое (то есть учение, в котором "обожествляется" отдельный человек), не могут, как Вы выразились, "помириться". Но люди, которые считают себя последователями той или иной идеологии, в том числе коммунистической, при этом могут быть верующими в Бога. Другое дело, насколько органично может сочетаться в одном человеке вера в Бога и следование идеям коммунизма...

Думаю, что самые циничные люди, которые в свое время состояли в коммунистической партии, люди, у которых нет ни принципов, ни совести, давным-давно вышли из нее при первых признаках "опасности", то есть в то время, когда членство в КПСС – КПРФ перестало быть признаком благонадежности и своеобразным пропуском к карьере. Сегодня в компартии остались люди, которые просто искренне держатся своих старых убеждений, не желая их предавать, или же люди, которым близка тема социальной справедливости. Не случайно ведь коммунизм в свое время стал достаточно популярным учением, завоевал массу сторонников. Дело в том, что идея социальной справедливости – идея, в общем-то, правильная, отчасти даже созвучная христианству – но только в малой мере. Я бы сказал так: коммунизм – это нехристианский ответ на христианские по сути проблемы. Между тем, только в христианстве человек может найти действительные ответы на вопросы как о смысле человеческой жизни, так и об устройстве человеческого общества. Поэтому пока человек не разобрался в том, что происходит в окружающем нас мире, вполне может так случиться, что он искренне разделяет идеи коммунизма, социальной справедливости, но при этом является верующим человеком, христианином.

Как быть, если священники разъезжают на иномарках, даже в деревнях? Мне, например, становится уже не по себе, и подойти к такому священнику неудобно...

Наличие или отсутствие машины – не повод судить о человеке, тем более, священнике. Для священника сегодня машина, и иномарка в том числе, – это зачастую необходимость, потому что он должен быть готовым в любое время дня и ночи ехать к тем, кому необходим священник: к больным, умирающим... До революции духовенство тоже старалось обязательно иметь какой-то транспорт. Например, святой праведный Иоанн Кронштадтский имел собственный выезд, очень неплохой по тем временам – но разве можно было его в этом упрекнуть? Ведь иначе батюшка просто не мог бы посетить столько людей, сделать столько дел, сколько он успевал за день.

Хотя, думаю, и в те времена, до революции, были люди, которые воспринимали выезд у городского священника или телегу с лошадью у сельского как символ достатка и относились к этому с ненавистью. Есть люди, которые не переносят чужого благополучия, злятся, если имущественное состояние другого человека хоть немного отличается от их собственного. Это чувство неправильное, совершенно не христианское, и его следует избегать, в какие бы формы оно не маскировалось.

Так что если священник приобретает автомобиль для того, чтобы он был ему подспорьем в исполнении пастырского долга, я не вижу в этом ничего плохого. Что касается иномарок, сегодня иномарка – не редкость, скорее наоборот: простые иномарки зачастую даже дешевле и экономичнее в использовании, чем многие отечественные машины. Поэтому я думаю, что отношение, высказанное в Вашем вопросе – неправильное.

У меня проблемы со слухом. Чувствую пустоту в душе и неясность дальнейшей жизни, не могу найти девушку хорошую... Может, съездить летом к какому-нибудь старцу посоветоваться? Я человек невоцерковленный, поститься и причащаться не могу, только раз в году перед учебой на благословение хожу.

Я не думаю, что для того, чтобы решить свои проблемы, нужно специально куда-то ехать, тем более, искать каких-то особых старцев. Надо просто постараться стать настоящим христианином: ходить в храм, приступать к церковным Таинствам, читать Евангелие, святых отцов, молиться Богу об устроении Вашей жизни. Вы пишете, что у вас проблемы со слухом. Оглянитесь вокруг себя: ведь вокруг масса людей с такими же или даже большими проблемами. Возможно, кому-то нужна Ваша помощь, и в ответ, я уверен, кто-то поможет Вам. Многие инвалиды находят для себя способ вести вполне полноценную жизнь: учатся, работают, добиваются чего-то в своей жизни, не пытаясь переложить ответственность на других людей. Но, конечно, первостепенно для человека научение христианской жизни, которое вряд ли возможно, если человек не ходит в храм, не исповедуется и не причащается.

Почему в разных храмах разная цена на одну и ту же церковную утварь и свечи? А мой друг с бабушкой не ходят в своем селе летом в свой храм: говорят, что священник ломает свечи и ругается, если свечи куплены не в этом храме. Как им быть в этой ситуации?

Храмы не изготавливают сами утварь и свечи, они приобретают их у кого-то. Какой-то храм может иметь возможность приобрести их напрямую у производителя, какой-то нет, поэтому и цены разные. Думаю, что этот вопрос непринципиален. А что касается священника, который ломает свечи и ругается, – если это действительно так, то он неправ, конечно же. Это грубость и хамство, так вести себя священнику не подобает. Думаю, если Вы стали свидетелем такой сцены, надо просто сказать: "Батюшка, так делать нельзя". Если это произошло в нашей епархии, прошу сообщить мне.

Подскажите, пожалуйста, как можно найти своего духовника. В церкви, в которую я хожу, много священников, не всегда получается встретиться на исповеди с одним и тем же. После службы они, как правило, куда-то спешат, на вопросы отвечают кратко и не всегда спокойно. Я понимаю, что у них мало времени... Обязательно ли духовник должен быть из моего храма или где-то еще встречу? Дай то Бог. Анна

Конечно, лучше исповедоваться у одного священника. Если со временем, приходя на исповедь в любой храм, Вы найдете священника, который будет Вас выслушивать, по-доброму к Вам относиться, давать советы, старайтесь обращаться к нему регулярно. К сожалению, сейчас священников не хватает, и нагрузка на них слишком велика, поэтому, действительно, иногда происходит то, что Вы описываете.

Просто надо помнить, что исповедь – это таинство, в котором человек общается с Богом, а не со священником. Священник "точию свидетель есть", как говорится об этом в молитве перед исповедью. Поэтому, не смущаясь, участвуйте в Таинствах и молитесь Богу о даровании Вам духовника.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама