ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Режиссер Александр Прошкин: "Я склонен верить в стояние Зои"

Фильм "Чудо" – в конкурсной программе Московского кинофестиваля, который открывается сегодня вечером

Анна Федина :: 19 июня 2009

Открывается 31-й Московский международный кинофестиваль сегодня фильмом Павла Лунгина "Царь". Лунгин же возглавляет жюри, которому предстоит определить лучший из 16 конкурсных фильмов. Россию в главной программе кинофестиваля представляют три картины: "Палата N6" Карена Шахназарова, "Петя по дороге в царствие небесное" Николая Досталя и "Чудо" Александра Прошкина. Накануне открытия кинофестиваля Анна Федина (Vogue, специально для "Недели") посмотрела ленту "Чудо" и побеседовала с ее создателем.

– Московский кинофестиваль открывается "Царем", в котором Ивану Грозному противостоит митрополит Филипп. Ваше "Чудо" рассказывает о девушке, которая пустилась в пляс с иконой и окаменела. В прошлом году одним из самых успешных наших фильмов был "Юрьев день", где главная героиня вела себя, как Мария Магдалена. Два года назад был побивший все рейтинги "Остров" про убийцу, ставшего монахом. С чем, по-вашему, связано столь активное увлечение темой религии?

– За всех отвечать не могу. Но думаю, что религиозность нашего народа все-таки сильно преувеличена. Иначе весь ХХ век не громили бы так ожесточенно церкви. Да, перед телекамерами сейчас все крестятся, особенно те, кто чувствует, что совесть нечиста, а потому пытается заручиться поддержкой сверху. В "Чуде" таков герой Маковецкого – чиновник по делам религии, который вроде как церковь прижимает, но все про нее и про себя понимает и потому сам потихоньку крестится...

Но привычки по воскресеньям ходить на службу в России нет, и объединения народа на почве религии не происходит. Если бы оно было, мы могли бы между собой договариваться. Но в нашей стране церковь, к сожалению, не выполняет своих общественных функций.

– Чего вы хотели своим фильмом добиться?

– Больше всего я боялся, что из "Чуда" получится религиозная картина. Хотя Юрий Арабов, безусловно, задумывал ее таковой. Я в вопросах религии все-таки неофит, и для меня важнее всего не то, было "стояние Зои" или не было, а нравственный посыл. Мы ведь живем, не особенно задумываясь о своих поступках и оправдываясь тем, что "так живут все". И чтобы заставить нас заглянуть внутрь себя, должно произойти нечто из ряда вон выходящее. Только тогда мы задаемся вопросом: а может, Бог есть и надо отвечать за свои дела? Бог – это ведь не только любовь и всепрощение, но и страх. А из нашего лексикона исчезло такое слово, как богобоязнь, боязнь преступить. И вот для героев моего

фильма таким экстраординарным событием, заставившим пересмотреть свою жизнь, становится случай с девушкой и иконой.

– Вы знали об этой легенде до того, как прочитали сценарий Арабова?

– Да, конечно. Есть небольшая книжечка, изданная Патриархией, в которой этот случай изложен и даже приведены какие-то доказательства. Хотя очень странно, что иерархи церкви, с которыми я разговаривал, к "стоянию Зои" относятся обыденно... У католиков домик в Самаре, который, кстати, по сей день сохранился, давно бы стал местом паломничества, а у нас что Зоя, что мироточащие иконы – явления одного порядка. Чудо, ну да, чудо.

– Вы-то в него верите?

– Легендой о "стоянии Зои" живет весь город Самара. Впрочем, правда это или миф, никто не знает. Живых свидетелей тех событий не осталось, их просто убрали. Но Юрий Арабов, например, получил письмо от женщины, которая рассказала, что пыталась пробиться к дому, где якобы произошло это чудо, но было оцепление и никого туда не пускали. Тогда она попыталась что-то разузнать через симпатичного милиционера, а в результате вышла за него замуж. Стало быть, если оцепление, действительно, было, – значит, все это неспроста. Я во всяком случае склонен считать, что чудо все-таки произошло.

– Кто из героев фильма вам ближе?

– Сложно сказать. Они все люди симпатичные, но в результате жизнь какую-то невыносимую создают. Как так получается? Не очень понятно. Все врут, все очень пеняют на власть. А ведь власть – это продолжение нас самих. Еще наши люди совершенно не в состоянии договориться друг с другом. Никогда. Наверное, неспособность к самоорганизации – самая трагическая наша черта. Нам всегда нужно, чтобы кто-то был сверху и все объяснял, делил, решал.

– Что вам самому запомнилось о 1950-х годах?

– Эйфория. Это было счастье, что долбанули по Сталину и что стали возвращаться из лагерей знакомые родителей и родственники. Плюс, конечно, страх. Фильм "Холодное лето пятьдесят третьего" во многом автобиографический. Я сам учился в школе с ребятами, которые вышли из лагерей, где сидели не только по политическим статьям. Правда, наше совместное обучение продолжалось недолго, месяца три. Потом их упрятали обратно...

Позже я в своей жизни еще два-три раза испытывал эйфорию, но когда ты раз за разом видишь, как все надежды уходят в песок, эмоции остывают. Есть у нас такой талант – мы не умеем воспользоваться своим историческим шансом. Несколько раз мы оказывались на грани какого-то невероятного слома, который предполагал огромный скачок. Но... покричать вместе можем, а договориться и начать действовать – нет. Зато есть люди, которые умеют использовать народную эйфорию в своих целях.

– Вы не обратили внимание, что неспособности людей к общению была посвящена и большая часть фильмов на прошедшем "Кинотавре"?

– Такая тенденция есть, но фильмы все равно были очень разные и большинство я смотрел с удовольствием. Но, честно говоря, меня расстроил выбор жюри – они поддержали картины, снятые людьми из провинции, которые очень хорошо знают эту жизнь, но при этом живут в Лондоне. Они с ненавистью и злобой топчут нашу реальность, не оставляя ей никакого шанса. А я не могу сочувствовать героине, которая начала с преступления, а закончила фактически убийством своего ребенка. Для меня искусство начинается не с ненависти, а любви.

– Какое впечатление на вас произвел конкурс "Кинотавра" в целом?

– У нас подрастает искреннее, но ведомое поколение режиссеров. Они во многом талантливые и честные ребята, но им оставили узкую щель, в которой они могут разговаривать. Зрителя нет, проката нет, в большинстве своем они работают на западные фестивали. А там, во-первых, необходимо вписываться в эстетический контекст, а во-вторых, России там отведено место убогих, депрессивных и лишенных будущего. Вот тот сегмент, который нам оставлен на мировом кинорынке. Раньше Советский Союз приходил великой кинодержавой и всех расталкивал. Сейчас члены Евросоюза, скажем, румыны могут говорить на своем языке, а от нас хотят либо псевдо-Тарковского, либо такого мрачного кино, что чернуха 1990-х покажется дамскими соплями в меду. Конечно, такая ситуация не может не огорчать...

* * *

О чем фильм "Чудо"

Уральский фабричный городок, 1950-е годы. Пышнотелая и недалекая Василиса (дебютная роль Марии Буровой) на танцах остается без партнера и, схватив из красного уголка икону Николая Угодника, пытается закружить ее в вальсе, но на глазах у друзей превращается в каменное изваяние. Весть о чуде разносится по окрестностям, и расследовать это дело отправляется корреспондент областной газеты (Константин Хабенский). А местный начальник по делам религии (Сергей Маковецкий) пытается уговорить священника (Виктор Шамиров) объявить, что чуда никакого не было. Разрешить ситуацию в результате удается только Никите Хрущеву. В отличие от предыдущего фильма Александра Прошкина – пронзительного до слез "Живи и помни" – картина "Чудо", хотя и показывает трагические судьбы очень разных героев, в результате оказывается не драмой, а детективом. Увлекательной историей про то, как советская власть пыталась скрыть информацию о случившемся феномене.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама