В рамках 31-го ММКФ состоялась мировая премьера фильма Александра Прошкина "Чудо". В основу картины положены реальные события, случившиеся в 1956 году в Самаре. Девушка сняла со стены икону Николая Чудотворца, начала с ней танцевать и вдруг застыла на месте. И это стояние продолжается много месяцев... Фильм уже вызвал серьезную дискуссию в среде киноманов. Одни не приняли карикатурных зарисовок быта героини грубоватой фабричной Таньки и появления во второй части картины Никиты Хрущева. Другие насчитали множество огрехов в воспроизведении православной обрядовости... За разъяснениями обозреватель "Известий" обратилась к сценаристу фильма "Чудо" Юрию Арабову.
вопрос: С кем вы консультировались при создании сценария?
ответ: Я человек давно воцерковленный, знаю обряды, знаю провинциальный быт священников в глубинке. Лучшим моим консультантом была моя нянечка, баба Лиза, которая мне эту историю рассказала еще в детстве. И я всю жизнь с ней прожил, но всегда думал, что это выдумка, святочный рассказ из какого-нибудь дореволюционного календаря.
в: Когда вы поверили, что это реальность?
о: В начале 1990-х были опубликованы фрагменты документов из сгоревшего архива. Там есть отрывки обсуждения "стояния Зои" на заседании обкома партии в 1956 году.
в: Но разве Никита Хрущев посещал те края и избу, в которой стояла реальная Зоя?
о: Я писал метафору нашего народа, который "выпал" из истории, но, может быть, еще оживет. Больше ничего. Хрущев мне нужен, чтобы показать: высшая светская власть и даже высшая духовная власть на самом деле бессильны. Силой обладает невинный ребенок, который берет икону и девушка оживает.
в: Почему так быстро заканчивается линия журналиста, которого сыграл Константин Хабенский?
о: Сценарий повествует о людях, которые сгруппированы вокруг этого события. Журналист один из таких персонажей, хотя именно он и стал причиной танца с иконой. Обещал приехать к девушке на день рождения и обманул. Константин Хабенский играет человека, который обретает собственное чудо становится свободным от ненавистного труда, которым занят в своей газете.
в: Самый большой грешник в вашем фильме священник. Он солгал на проповеди, затем сбежал, бросив жену с тремя детьми...
о: Ну, может быть, он еще вернется... Я не хочу валить все на священника. Он пытался спасти единственную оставшуюся в городе церковь, спасти свой приход и поэтому вынужден был пойти на отрицание Божьего чуда. Сделка с уполномоченным по делам религии принципиальный момент в сюжете.
в: Как вам работалось с Александром Прошкиным?
о: Мы с ним впервые сотрудничали над экранизацией "Доктора Живаго". У нас прекрасные отношения. Александр Анатольевич нравственный и порядочный человек. И это самое главное.
в: На съемках фильма бывали?
о: Нет. С 1980-х годов я не езжу на съемочную площадку. Не хочу путаться под ногами у режиссера. С моим характером трудно сдерживать себя.
в: Но вы же подсказали во время монтажа, что не надо громовых раскатов во время танца с иконой.
о: Да, это подсказал. И, думаю, был прав. Хотя для кассовой судьбы картины гром был бы полезнее...
Источник: Известия