У православных и думающих о России людей существует странная двойственность в отношении октябрьской революции.
Не большевиков-коммунистов-Ленина-Троцкого, а именно Революции как события, как метаисторического переворота, изменившего судьбу нашей страны. Церковное видение этого события задано замечательными словами составленного еще в РПЦЗ во время первой канонизации новомучеников в 1981 году канона "Святым Новомученикам и Исповедникам Российским": "Земля Русская небо земное бысть: / в своих разселинах телеса новомучеников и исповедников сокрывши / и тех небесною славою просиявши, / иже своими кровьми оросиша ю, / пострадавше от слуг сатанинских за веру Христову / во искупление грехов богоотступления".
Казалось бы, все предельно ясно революция стала моментом, когда Русская Земля, окропленная кровью новомучеников стала "Небом Земным", стала точкой сосредоточения несокрушимой высоты христианского духа, смирения и искупительного страдания. В каком-то смысле время революции стало временем высшего духовного расцвета Святой Руси, когда Русская Церковь, не богатая мучениками во дни основания, удостоилась необычайного излияния на нее высшей мученической благодати.
Если у страны существуют высшие точки, точки пикового напряжения в истории, когда в наибольшей степени раскрывается то внутреннее духовное задание, ради которого она вообще существует, то эпоха кровавых гонений в революцию – была для Святой Руси одной из таких пиковых точек. И вполне закономерно, что церковный канон утверждает эту мысль в следующих словах: "Воистину блаженна земля, / напившаяся кровьми вашими, / грады же и веси ея тайно освятишася, / восприимше честнии останки ваша, / множицею без пения церковнаго, / такожде же и без погребения честнаго. / Но молитеся, святии, о стране вашей / и о всех чтущих вас".
Время подвига новомучеников это время блаженства для Русской Земли, и их кровь живительный сок для этой земли. ХХ век эпоха живой жизни Церкви и России, а не смерти. Эпоха торжества истинной веры и истинного смирения над всеми беснованиями и соблазнами.
Однако в некоторых кругах, относящих себя к православным, чрезвычайно популярна точка зрения, согласно которой "25 октября 1917 года Россия умерла". Умерла даже не в высоком мученическом смысле, а была грязно зарезана маньяком в переулке без вести и без проку. Вместо постижения подвига новомучеников, вместо приятия принесенной ими на русскую землю благодати, внимание фиксируется в основном на преступлениях большевиков, а с них переводится на "выродочность и ублюдочность" современного русского народа. Еще бы – если "Россия умерла", то и русские "вымерли", превратились, видимо, в "советских". Немногие "настоящие русские" остались разве что в эмиграции и нигде больше.
Вот какими "откровениями" радует читателей своего блога известный деятель отечественного "православного либерализма" игумен Петр (Мещеринов) рекламируя книгу петербургского протоиерея Георгия Митрофанова:
"Россия как цивилизация и христианская культура, как живая преемственная традиция, закончила свое существование. Мы живём в совсем другой стране. Само слово "Россия", которое мы употребляем сейчас, является не синонимом исторической России, а абсолютным антонимом...
..."Нерв" размышлений о. Георгия, как я уже сказал – христианская оценка нравственной и духовной судьбы России XX века. Поэтому в его книге доминируют темы Белого движения, русской эмиграции и событий Великой Отечественной войны. По мысли о. Георгия две важнейшие вехи того уничтожения России, о котором я говорил в начале своего выступления – это поражение Белого движения и победа СССР во Второй мировой войне. Историческая Россия – не как государство, а как духовная, культурная и национальная традиция (фантастической иллюзией возрождения которой живут сегодня многие церковные люди) – погибла на полях Гражданской войны; её осколки ещё многие годы сохранялись в эмиграции. О. Георгий даёт подлинную духовную оценку этому событию: народом нашей страны было отвергнуто христианское мировосприятие – и именно в этом главная причина того, что Белое движение не было поддержано русскими людьми. Война же 1941 – 1945 гг. примечательна для церковно-исторического анализа о. Георгия тем, что победа в ней лишила наш народ и самой возможности покаяния".
Другими словами, согласно идеологии "Смерти России в 1917 году" жертва новомучеников была напрасной и сосуд благодати был пролит на место запустения. Мысль, с которой церковному сознанию решительно невозможно смириться, мысль которая прямо противоречит тому богословию и той историософии, которые стояли за прославлением Церковью Новомучеников Российских.
Интересно, кстати, как совместить этот взгляд петербургского протоиерея с тем взглядом, который не так давно высказал (вызвав также немало шума и дискуссий) архиепископ Волоколамский Иларион (Алфеев): "Я считаю, что Сталин был чудовищем, духовным уродом... Но, несмотря на все чудовищные репрессии, народ проявил небывалый героизм. Иначе как чудом это назвать нельзя. Победа в войне это победа народа. Народа, который проявил величайшую волю к сопротивлению. Чудо победы в войне это великое явление силы духа нашего народа, которую не сумели сломить ни Сталин, ни Гитлер". Итак, если по мнению владыки Илариона – Победа это чудо, а по мнению протоиерея Георгия она лишила народ возможности покаяться, то получается, что Сам Господь Своим чудом лишил русский народ надежды на покаяние, так сказать насильственно, против нашей воли вверг в ад. Голова идет кругом от такой логики и начинаешь понимать, что измышления петербургского протоиерея находятся не только за гранью патриотического здравого смысла, но и давно уже где-то в области прямого богохульства.
Невозможна и неприемлемая для церковного сознания попытка прикрыть священным именем новомучеников ненависть к той стране и тому народу во имя спасения которого они бесстрашно шли на смерть. Попросту хулой и на них и на их подвиг являются утверждения, что жертва их, во главе с царем-мучеником была напрасна, русский народ и Россия прекратились. И не случайно, что апологеты этой точки зрения пытаются подменить церковное почитание новомучеников светским, внецерковным почитанием героев белого движения (среди которых было и немало прямых мятежников против Государя – часто умерших нераскаянными и не смыв своих ошибок кровью) или того хуже – культом изменников Родине из РОА.
Но это не удивительно – надо понимать, что и к подвигу новомучеников в современной церковной среде существуют два существенно неодинаковых отношения. Первое святые у Бога живы. Они приняли смерть от богоборцев ради того, чтобы быть живыми у Бога и рядом с Богом и там молить Его и за верных, и за палачей за всех, о ком еще можно молиться. И Их подвиг в этом случае принадлежит всем нам, всему народу, кто хоть краешком принадлежит к Русской Церкви. Второе мученики умерли, убиты и умерли совсем. И их кровь взывает к отмщению, вина за их смерть бесконечно вопиет к небесам, но вполне исчислима и подлежит капитализации. И в этом случае Церковь представляет своего рода ЗАО, получающее дивиденды со смерти некоторых своих членов и испытываемого по этому поводу остальными чувства вины.
Совершенно очевидно, что только первый взгляд на подвиг святых является христианским. Второй взгляд если и религиозен, то является разве что иудейским. Но нас пытаются заставить произвести подмену первого вторым. Необходимо понимать, что невозможно совместить в едином видении два взгляда на события, начавшиеся в стране и Церкви в 1917 либо это была бессмысленная и кровавая резня, либо это была жатва. Жатва с луга духовного, которым почти тысячелетие была к тому моменту Православная Россия, Святая Русь. Либо это была мертвая смерть, после которой на Руси пасутся лишь орангутанги, почему-то смеющие называть себя русскими, либо это была та смерть о которой сказано, что если зерно падши в землю не умрет, то оно не принесет плода. Либо Россия – навеки проклятая земля, либо она, по слову песнопения, земля блаженная, земля украшенная непредставимым и для прежних эпох бесчисленным сонмом ведомых и неведомых святых. Либо вся история России это трагическая ошибка, более похожая на преступление против порядка в "цивилизованном человечестве", либо, все-таки, октябрьская жатва была исполнением одного из предназначений Руси, тех предназначений, что не раздаются людьми, но только Богом.
Источник: Русский Обозреватель