"Все, что хорошее в литературе, то и православное. Есть опасность, что начнут писать о православии – и сделают его идеологией. А идеологизм в художественном творчестве может быть очень вреден", такими размышлениями о современной российской литературе поделилась со своими читателями поэт, прозаик, эссеист Олеся Николаева. 22 июня в Культурном центре "Покровские ворота" она представила новый сборник "500 стихотворений и поэм", который вышел в издательстве "Артхаус медиа".
В сборник вошли произведения из 17 книг автора; многие стихи печатаются впервые, некоторые восстановлены после советской редакторской или цензурной правки. В книгу также вошли ранее напечатанные в периодике семь эссе о поэзии и поэтах, в которых выражен авторский взгляд на поэтическое творчество.
В начале презентации Олеся Николаева сообщила, что посвятила новую книгу своему мужу – священнику Владимиру Вигилянскому, который присутствовал на вечере. "Это кажется каким-то скучным, и такие посвящения не были приняты в русской поэзии, но он эту книгу составлял, цензурировал, критиковал, и не было у меня критика более беспощадного", сказала она, напомнив, что по первому образованию В.Вигилянский является литературным критиком, и на творчестве своей супруги "оттачивал свое дарование". О.Николаева прочитала на вечере стихи из своей новой книги.
В беседе с читателями она коснулась темы смысла творчества, который, по ее словам, давно был сформулирован устами пророка Иеремии: "Извлеки драгоценное из ничтожного" (Иеремия, 5:19). "Нас окружает всякая дрянь, сумерки, а задача художника – извлечь из этого хаоса некую музыкальную ноту, из этого ничтожества сотворить нечто", рассуждала поэтесса. Отвечая на вопросы читателей о природе литературного творчества, она рассказала, как сама искала ответа у митрополита Антония Сурожского. Когда он приезжал в Москву на Архиерейский собор 1990 г., ей удалось "пробиться" к нему на беседу и поделиться своими сомнениями о том, в какую духовную сторону "тянет" поэта интуиция, не следует ли ее "приостанавливать". О.Николаева запомнила смысл ответа митрополита Антония: "Не делайте этого, как пишете, так и пишите, не наводя рациональной цензуры. Вы сами не знаете, что ценно в Ваших стихах, а что – наоборот". В подтверждение слов лондонского пастыря О.Николаева привела евангельскую притчу о плевелах и подытожила: "Материя искусства – тонкая, моралистичность рвет художественную ткань. Если человек боится согрешить в творчестве, ему надо, прежде всего, блюсти свою душу, а в творчестве – положиться на интуицию".
Поэтесса отметила необыкновенный рост числа непрофессиональных писателей в наше время: "Сейчас стали писать те, кто раньше никогда не интересовался литературой". Стихи, автобиографическую прозу, мемуары пишут не только политики, бизнесмены, актеры, но и духовные лица – О.Николаева встречала священников, монахов и даже епископов, которые пишут стихи. То же – и в зарубежье: "Куда бы вы ни приехали, если там есть хотя бы трое русских, они обязательно устроят литературный кружок, в котором будет две или больше враждующих партий". Однако причины такого всплеска литературной активности отнюдь не радуют: О.Николаева считает это реакцией на дегуманизацию общества, когда "один человек стал неинтересен другому, когда человек чувствует, что он не имеет цены; прошлое его тут же умирает, а настоящее недоказуемо".
Отвечая на вопрос о том, кто из современных литераторов, затрагивающих тему духовной жизни, интересен ей, О.Николаева назвала имена Тимура Кибирова, о.Сергия Круглова, монахини N. – автора произведения "Плач третьей птицы", прозаика Алексея Варламова. Книга последнего о Григории Распутине (в серии ЖЗЛ) произвела на поэтессу настолько сильное впечатление, что даже заставила иначе посмотреть "на судьбу России". О.Николаева не ограничивается чтением этих авторов; она призналась, что читает все стихи, интересуется любой поэзией, не вычленяя из нее какую-то особенную христианскую. Если создать какие-то специальные условия для развития православной поэзии, например, "бросить клич, устроить конкурс православных поэтов, дать им денег", это, скорее всего, окажется опасным, уведет православных творческих людей в сторону идеологии. Выступавшая заметила: то, что сейчас называют православной поэзией, в основном, сводится к рифмованному пересказу евангельских притч. А ведь даже у великих русских классиков, бравшихся за подобное, это были не лучшие страницы, считает О.Николаева. "Поэзия вообще религиозна по своей природе, т.к. это занятие настолько идеалистическое, что невозможно писать стихи и быть атеистом", сказала она.
Справка (по материалам сайта КЦ "Покровские ворота"): Олеся Николаева (Ольга Александровна Николаева). Родилась в Москве в семье писателя. Окончила Литературный институт им. Горького (отделение поэзии), где сейчас преподает литературное мастерство, а в 1988-1989 гг. читала курс лекций "История русской религиозной мысли". Автор книг философских эссе: "Современная культура и Православие" (М.: Издательство Подворья Троице-Сергиевой Лавры, 1999), "Православие и свобода" (М.: Издательство Подворья Троице-Сергиевой Лавры, 2002). Член Пен-Центра.
Периодически печатается в журналах, литературных сборниках, альманахах и антологиях, а также в литературных газетах и еженедельниках.
Стихи, проза и эссе Олеси Николаевой переводились на английский, французский, немецкий, итальянский, испанский, японский, китайский и другие языки мира. Она представляла русскую поэзию на международных фестивалях и конгрессах во Франции, США, Мексике, Италии, Швейцарии, Кубе, Германии.
Олеся Николаева лауреат многих литературных премий. Главные из них: Пушкинская премия-стипендия Альфреда Топфера (1998), имени Бориса Пастернака (2002), "За лучшую прозу года" журнала "Знамя" (2003), "Antologia" за высшие достижения современной русской поэзии (2004), диплом "Московский счет" (2004), Российской национальной премии "Поэт" (2006).
Олеся Николаева автор восьми поэтических сборников, трех книг прозы и двух книг философско-богословских эссе, опубликованных в России с 1980 по 2006 годы. Она лауреат нескольких литературных премий: Пушкинская премия-стипендия Альфреда Топфера (1998), имени Бориса Пастернака (2002), "За лучшую прозу года" журнала "Знамя" (2003), "Antologia" за высшие достижения современной русской поэзии (2004), диплом "Московский счет" (2004), Российской национальной премии "Поэт" (2006); представляла русскую поэзию на международных фестивалях и конгрессах во Франции, США, Мексике, Италии, Швейцарии, Кубе, Германии.
Источник: Благовест-инфо