ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

План на полумесяц. В Казани активно развиваются услуги для мусульман. В условиях кризиса это способ дополнительно привлечь клиентов

Юлия Ларина :: 28 июля 2009

В этот бизнес, видимо, надо входить почтительно, как в мечеть, – сняв обувь. Потому что в его основе – религиозные чувства и традиции. Неделю назад в одной из клиник Казани открылось мусульманское отделение. Здесь будут лечить людей согласно законам ислама. Согласно этим законам в столице Татарстана людей уже кормят, одевают, стригут и даже обучают плаванию. И с каждым днем таких услуг становится все больше и больше. Судя по всему, кризис подтолкнул их развитие.

С верой в лечение

Церемония открытия мусульманского отделения клиники началась с перерезания ленточки (не хирургическими инструментами). Ленточка была зеленого цвета.

Клиника, входящая в сеть федеральных клиник (дочка компании АФК "Система"), создала мусульманское отделение, которое пока будет работать один день в неделю, по субботам. Конечно, в этот день в клинику может обратиться человек любого вероисповедания, точно так же, как мусульманин может прийти и в другой день, но по субботам для мусульман будут созданы все условия: женщин будут лечить врачи-женщины, в кафе – халяльная (разрешенная) пища, можно совершить намаз в комнате для молений, а перед ним – ритуальное омовение, медперсонал оденется согласно законам шариата...

– Я, русский, православный, открываю мусульманский день, – сказал руководитель клиники Сергей Майоров. – Никто меня не просил, никто мне это не навязывал. Я вижу, что это необходимо. В дальнейшем мы будем рассматривать вопрос о расширении услуг для мусульманского населения, и в перспективе – открытие мусульманской клиники.

Сергей Майоров говорит, что, конечно, они, как коммерческая клиника, просчитывали, насколько эта затея экономически выгодна, но в то же время основывались не только на экономических расчетах. Главным было понимание, что мусульманское население хочет получать услуги по законам ислама. Первое время введение мусульманского дня, скорее всего, не окажется экономически оправданным. Но в дальнейшем поток клиентов будет. Так что клиника на улице Карла Маркса сможет заработать свой капитал.

Подсчитать, сколько в Татарстане мусульман, невозможно. Называют цифру в 1,5 млн человек. Известно, что в Казани 55 мечетей, а в Татарстане их 1250. Еще известно, что 54 процента населения республики – татары.

Духовное управление мусульман (ДУМ) Татарстана поддержало инициативу клиники.

Начальник медицинского отдела ДУМ Айрат Хакимов объяснил "Огоньку", в чем еще особенность лечения мусульман:

– Лекарства надо использовать по возможности те, что не содержат препараты свиной сыворотки. Лекарства на спирту запрещены к приему внутрь. Если есть альтернатива настойке, то лучше использовать ее. Но если нет аналогов, то можно – просишь Аллаха, чтобы он воспринял это как лечебное средство, а не как средство одурманивания сознания.

Айрат Хакимов – практикующий стоматолог. Два с половиной года назад он открыл мусульманскую стоматологию (хотя лечиться туда может прийти любой). По его словам, поскольку мусульманское дело должно начинаться на халяльные деньги, то есть на деньги, не нажитые запретным путем (а запрет распространяется в том числе и на кредиты), они вместе с зубным техником создали клинику на собственные средства.

Медицинские услуги для мусульман явно будут развиваться и дальше. Сейчас в Казани публикуются объявления, что в одну готовящуюся к открытию мусульманскую клинику требуются врачи. "Обязательное условие, – сказано там, – чтение намаза". И добавлено: "Принимаем предложения по лечению по Корану и Сунне Пророка".

Исламская снедь

Вероятно, в Коране ничего прямо не сказано про кетчуп и майонез, но в Казани к халяльному мясу (мясу животных или птицы, забитых определенным образом) можно купить и эти халяльные продукты. Ассортимент разрешенной мясной продукции (разрешения выдает Комитет по стандарту "Халяль" Духовного управления мусульман) сегодня составляет около 70 наименований. Но "Халяль" – это не одна лишь мясная продукция. В пищевой промышленности могут использоваться добавки животного происхождения (например, желатин). Кроме того, пища подразделяется не только на разрешенную и запрещенную, но и на сомнительную, допустим, содержащую ГМО. Комитет по стандарту "Халяль" учитывает все эти факторы. Так, недавно в магазинах появились упомянутые халяльные майонез и кетчуп. А Казанский булочно-кондитерский комбинат выпускает халяльные хлеб, булки, сушки, торты (в приготовлении последних не используется алкоголь)... Халяльными могут быть даже сухари "Украинские".

Года три назад кондитерская фабрика в Казани наряду с обычной продукцией производила еще и халяльные карамель, конфеты и печенье, но потом фабрика закрылась.

В Казани есть мусульманский супермаркет, имеющий свидетельство ДУМ о реализации халяль-продукции. Открывается много халяльных кафе. Но мусульманское духовенство контролирует поставки халяльного мяса только в два ресторана и полтора десятка кафе. Остальные используют это понятие, но не всегда ему соответствуют.

– Халяль – это дополнительный доход, – говорит заместитель руководителя Комитета по стандарту "Халяль" Динар Садыков. – Это настолько выгодно, что нанесения значка "халяль" достаточно, чтобы у производителя выросли объемы реализации продукции. Для кого-то это выход из кризиса.

Среди халяльных кафе есть даже, как ни странно это звучит, суши-бар.

Общество закрытого типа

Перейдем с суши на воду. В одном из спортивных комплексов Казани проводятся занятия в бассейне для мусульманок. С инициативой выступила председатель Союза мусульманских женщин Татарстана Наиля Зиганшина. Женщины, исповедующие ислам, не могут плавать в бассейне вместе с мужчинами. И Наиля-ханум нашла бассейн, где мусульманкам выделили часы занятий. Но тут возникла проблема с купальниками. Мусульманкам полагается купальник, для которого даже слово "закрытый" звучит чересчур мягко. Открытыми разрешается ост авлять лицо, кисти рук и ступни ног. И хотя ни один мужчина не может войти в бассейн в те часы, когда там плавают мусульманки, такие купальники все равно нужны – мусульманским женщинам полагается смущаться даже друг друга.

Спрос родил предложение: с середины июня купальники стало производить одно казанское ателье, и их можно уже купить в магазине в центре города за 1800 рублей.

– Шьются мусульманские купальники из той же ткани, что и обычные, – говорит владелец ателье Алмаз Ахметзянов. – Купальник, который я разработал, состоит из двух частей: верхней части с капюшоном (волосы должны быть закрыты) и нижней, брючной. На один купальник уходит примерно 2,5 метра ткани. Этот купальник немного похож на те, что шьют для австралийских мусульман. Но мы сами разработали лекала. Я даже испытывал купальник на себе: купался в нем, чтобы посмотреть, быстро ли он сохнет и сильно ли облегает фигуру.

Сейчас Алмаз Ахметзянов разрабатывает лекала мужских плавок. По законам ислама, мужчине нужно закрывать тело от пупка до колен. У Алмаза уже есть первые 10 заказов.

Мастер-класс свах

Как мы уже поняли, мусульманская женщина и мусульманский мужчина в бассейне познакомиться точно не могут. А где могут? Ну, например, в службах знакомств, которые существуют при нескольких мечетях.

– В нашем банке данных – больше тысячи мужчин и женщин, – рассказывает руководитель службы знакомств "Баракят" ("Благодать") при мечети "Булгар" Эльвира Сафина. – Это не только жители Татарстана, но и иностранцы. Хотя международных браков у нас не было. Турки и арабы очень хотят жениться на татарках, но наши девушки не желают выходить замуж за границу, считая, что отношения, построенные на общих традициях и одной культуре, – более прочные.

Известно, что около 200 человек создали семью с помощью службы "Баракят". Может, и больше – не все сообщают о свадьбе.

– Сейчас такие службы существуют изолированно, и не каждый может найти себе пару, – говорит председатель Союза мусульманских женщин Татарстана Наиля Зиганшина. – Мы хотим организовать единую службу знакомств: объединить всех свах, создать единую картотеку, чтобы у человека было больше шансов. Осенью мы планируем организовать семинар свах с проведением мастер-класса, чтобы они показали свое мастерство, и объединить свах Российской Федерации.

В чем отличие мусульманской свахи от обычной? Объясняют так: чтобы заслужить милость Всевышнего, мусульманские свахи не будут знакомить людей с целью проведения досуга, а только для серьезных отношений.

Платье для никаха (брака) можно купить в магазинах мусульманской женской одежды. Здесь же продают повседневную одежду – турецких или отечественных производителей. В магазине рядом с мечетью "Эниляр" продавец Ляйсан пояснила, что одеться с ног до головы (платок, туника – длинная кофта, юбка) можно в среднем за 3 тысячи рублей. Надо заметить, что в этой сфере бизнеса, как и в случае с кафе, уже есть серьезная конкуренция. А число женщин и девушек, одетых согласно шариату, за последние годы просто резко возросло на улицах Казани. Кажется, чем больше оголяется летом немусульманская часть населения, тем больше закрывается мусульманская.

Не под одну гребенку

Кому-то пришло в голову (и эта голова была явно хорошо стриженой) открыть в Казани мусульманскую мужскую парикмахерскую. В ней мужчины-мусульмане стригут мужчин (правда, не только мусульман). Как объясняют в парикмахерской, ислам не разрешает прикосновения между чужими мужчиной и женщиной. А в Казани мало парикмахеров-мужчин, поэтому правоверному человеку постричься было проблемой.

Некоторые считают, что мужская мусульманская парикмахерская – это уже перегиб и сделано для привлечения дополнительных клиентов. А вот мусульманская парикмахерская для женщин – другое дело: женщина там может снять платок и постричься, чтобы посторонние мужчины не увидели ее волосы. И такой салон красоты в Казани есть. Там тоже может постричься любая женщина, но для мусульманок созданы условия: когда делают стрижку мусульманской девушке, в салон не войдет даже его директор-мужчина. Правда, директор честно признается, что пока такая услуга не очень востребована и отдельным коммерческим проектом ее делать нельзя. Еще в салоне пытались организовать фитнес, но тяжело набирались желающие (заметим, что в другом месте – в спортзале при мечети "Булгар" – удалось набрать несколько групп девушек-мусульманок, которые занимаются там восточными танцами).

Мусульманский бизнес, с одной стороны, заботится о прибыли, а с другой, сам себя в этом заработке ограничивает. В парикмахерской не делают наращивание волос и наращивание ногтей, считая, что это запрещено исламом. Салон при этом теряет неплохие деньги: процедура наращивания волос – недешевая, кроме того, такая прическа требует, чтобы ее поддерживали и через несколько недель вновь приходили в парикмахерскую.

А в стоматологической клинике Айрата Хакимова отговаривают клиентов от процедуры, которая тоже могла бы приносить неплохие деньги, – от отбеливания зубов (если нет патологий и человек просто повелся на рекламу).

– Мы же думаем о Судном дне, – объясняет Айрат Хакимов. – Мы знаем, что с нас будет спрошено. В этом отличие мусульманских учреждений от обычных. А не в том, что есть комната для молений – комнату выделить несложно.


Если мы вдруг забыли упомянуть какие-то услуги, об остальных можно узнать, позвонив в Казани в мусульманскую телефонную справочную службу, которая работает (причем бесплатно) при мечети "Эниляр".

Заместитель муфтия Татарстана по религиозным вопросам Сулейман-хазрат Зарипов считает, что бизнес, ориентированный на мусульманское население, делает пока первые шаги:

– Бизнес – он тоже не совсем бездуховный, – говорит Сулейман-хазрат. – У бизнесменов есть душа, они чувствуют и как помочь, и как получить выгоду. Они прекрасно понимают, что сегодня очень быстро они не смогут получить большую выгоду. И работают на перспективу.

Что будет в перспективе, пока неясно. Развитие бизнеса, основанного на религиозных законах, наверное, можно только приветствовать. Настороженность вызывают разве что появляющиеся объявления некоторых фирм: "Мусульманам скидка 5 процентов".

А как быть с дружбой народов и равенством конфессий? По словам Наили Зиганшиной, с осени женщины-мусульманки хотят организовать занятия плаванием вместе с православными монахинями (те тоже не могут посещать бассейн с мужчинами). После этого их водой не разольешь.

Источник: Огонек

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама