ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Швейцарская Нараяма

Сергей Худиев :: 28 июля 2009

Швейцарская Нараяма

Внимание мировой прессы в последние несколько дней привлекло самоубийство пожилых британских супругов, которое они совершили в швейцарской клинике "Дигнитас", предлагающей услуги по так называемой "эвтаназии" – умерщвлению тяжело больных людей с их согласия. Как сообщают газеты, 85-летний дирижер и его 74 летняя супруга выпили "немного прозрачной жидкости", легли на кровати, взявшись за руки, через две минуты погрузились в сон, а еще через десять минут оказались мертвы.

За всем этим – как сообщается, "со слезами на глазах" наблюдали их дети; как заметил их сын (надо думать, рыдая) "это очень цивилизованный способ окончить свою жизнь, и я не понимаю, почему законы Британии не допускают этого". В самом деле, везти престарелых родителей в Швейцарию, чтобы там поднести им "немного прозрачной жидкости" довольно утомительно.

Клиника "Дигнитас" довольно дорогое заведение; за умерщвление одного человека надо заплатить $6,570; однако сама эта практика вызывает воспоминания об обычае, существовавшем в некоторых очень бедных местностях. Вспоминается, как несколько лет назад на наших экранах шел японский фильм "Легенда о Нараяме". События фильма развиваются в позапрошлом веке в бедной японской деревушке, балансирующей на грани голодной смерти. Жители деревни выбрасывают новорожденных младенцев в поле, а стариков отправляют на гору Нараяма – чтобы они умерли от холода. Зрители ужасались жестоким обычаям, но вину жителей деревни отчасти смягчала их нищета. Теперь же мы видим, как во всех развитых странах, куда как далеких от голода (как и у нас, в России), множество детей убиваются абортами, а обычай убивать бесполезных стариков, хотя и не введен повсеместно, уже широко пропагандируется как последнее слово свободы и прогресса. Уже не нищий крестьянин на своем горбу тащит престарелую мать в горы, но прекрасно обеспеченный европейский горожанин везет ее в швейцарскую клинику.

Мне могут возразить – речь идет не о том, чтобы убивать стариков, но о том, чтобы обеспечить им – только и исключительно с их согласия и по их решительному желанию – безболезненную смерть. Этот довод – ложь. И нам следует объяснить, почему. Британские супруги объяснили свое желание умереть тем, что они устали бороться с проблемами со здоровьем. Но это едва ли можно счесть основной причиной. Бывает, что молодые, полные сил, физически здоровые и привлекательные люди в самом цвету юности совершают самоубийства; бывает, что люди, находящиеся в ужасающем физическом состоянии, живут осмысленной и плодотворной жизнью (наиболее известный пример – Стивен Хокинг). Кстати, уникальные научные достижения Хокинга связывают с тем, что у него развилось пространственное воображение после того, как он не смог уже держать в руках ручки.

То есть помимо физического здоровья, люди для того, чтобы выжить, нуждаются в чем-то еще – в сознании того, что их жизнь осмысленна, нужна и принята их ближними. Можно убить человека, лишив его куска хлеба; и можно убить его, лишив человеческой солидарности. Человек, которого подталкивают к "цивилизованному выходу" жертва убийства, а не только самоубийства. Более того, многие сторонники эвтаназии – такие, например, как британский философ баронесса Уорнок, и не скрывают, что речь идет вовсе не об избавлении стариков от страданий, а об избавлении общества от стариков. По словам баронессы, которые приводит, в частности, газета The Telegraph, старики, страдающие ослаблением мыслительных способностей (деменцией) просто обязаны совершить самоубийство – независимо от того, страдают они или нет, так как на них впустую уходят ресурсы их близких и государственного здравоохранения.

Археологи, производившие раскопки захоронений 1-го века в Палестине, обнаружили две важные особенности жизни современников Господа Иисуса. Во-первых, люди в то время жили очень трудно, их кости сохранили на себе следы периодического недоедания, даже голода. Во-вторых, люди с тяжкими увечьями, которые делали их явно нетрудоспособными, доживали до глубокой старости – то есть соплеменники кормили их из своих скудных запасов.

Вообще говоря, по наблюдениям археологов, производивших раскопки в разных странах и исследовавших захоронения разных эпох, самых примитивных людей от самых продвинутых животных отличали две вещи – во первых, они хоронили умерших с явными изъявлениями веры в посмертное существование, во вторых – они заботились о покалеченных соплеменниках. Бывают культуры, в которых один (или оба) этих признака человечности отсутствуют; причем готовность заботливо проводить стариков на гору Нараяма, похоже, не зависит от уровня достатка – это может быть и умирающая с голоду японская деревня позапрошлого века, и процветающая Британия, где за нараямизацию стариков готовы выложить по $6,570 за каждого.

Комментаторы твердых атеистических убеждений обычно пишут об этом событии "ах, как замечательно, нам пора окончательно избавиться от религиозных предрассудков, осуждающих самоубийство, моя жизнь – мой выбор". Беда в том, что это не только выбор самого человека. Это выбор окружающих – поддерживать ли, материально и эмоционально, страдающего человека куском хлеба и добрым словом, или нет.

Когда старикам и калекам с готовностью предлагают "цивилизованный выход", дети готовы поднести родителям стакан "с небольшим количеством прозрачной жидкости", это не признак прогресса, это признак тяжкой деградации. Это отказ даже не от религии – это отказ от человеческой солидарности.

Просто так получается, что последним бастионом этой человеческой солидарности оказывается религия. Путь от безбожия к бесчеловечности оказывается недолгим.

Источник: Радонеж

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама