Мы продолжаем публиковать статьи о "перезагрузках" в религиозно-политической жизни планеты. Вторая статья посвящена "перезагрузке" в государственно-религиозных отношениях в России, связанной с решением Президента Медведева поддержать введение преподавания основ религии в российских школах и института военного духовенства в Вооруженных силах РФ. Решение Президента стало поводом к разговору о наметившейся в общественно-политических кругах переоценкой принципа "светского государства".
Решение Президента РФ Дмитрия Медведева о введении в школе преподавания основ религиозной культуры и института военного духовенства для армии и флота стало настоящей "перезагрузкой" государственно-религиозных отношений. Ранее эти два важнейших вопроса не раз ставились на повестку дня религиозными лидерами традиционных для России конфессий. Однако все инициативы чаще всего упирались в принцип "светского государства", который понимался властью как невозможность присутствия религиозного компонента на федеральном уровне не только в аппарате управления, но и в общественной жизни общества, к которым относятся духовно-просветительская работа в школе и армии.
Проникновение религии на официальном уровне в систему образования, армию и на флот считалось посягательством на светский характер государства, прописанный в Конституции. При этом опыт других цивилизованных стран, отнюдь не считающих себя религиозными государствами, но, вместе с тем, предоставляющих своим гражданам возможность обращения к исповедуемой ими религии и в школе, и в армии – не учитывался. Любые попытки вхождения религии в сферу образования или армию вызывали множество нареканий и обвинений в "клерикализации" со стороны либеральной прессы, которая отстаивала "светскость" государства, путая государственный аппарат с обществом.
21 июля в своей загородной резиденции в Барвихе Президент Дмитрий Медведев на совещании с религиозными лидерами традиционных российских конфессий принял решение поддержать идею преподавания в школах России предметов по основам религий и отметил целесообразность введения института воинских и флотских священнослужителей. По словам Дмитрия Медведева, к такому решению его подтолкнули два коллективных письма религиозных лидеров, в которых ставились обозначенные выше проблемы. Действия власти могут стать поводом к переосмыслению прежнего понимания принципа "светского государства" в российском обществе.
Религия в школе.
Президент предложил провести в 18 российских регионах эксперимент по преподаванию основ религиозной культуры, истории религии и основ светской этики. По предложению Минобрнауки первые уроки в рамках эксперимента можно будет начать уже весной 2010 года. Школьники и их родители смогут выбрать из трех вариантов: основы религиозной культуры той конфессии, к которой они принадлежат (Православие, Ислам, Буддизм, Иудаизм); общий курс по истории крупнейших российских конфессий и основы светской этики. Параллельно ходу эксперимента, рассчитанного на три года, предлагается подготовить и напечатать необходимые учебники и учебные пособия, сформировать коллективы тех, кто будет готовить учителей по этим предметам. С 2012 года предполагается введение предмета в общероссийском масштабе.
Главные требования, которые президент предъявил к религиозным деятелям, – это отсутствие давления при выборе формы предмета и его преподавание светскими учителями. Участвовавший в совещании Патриарх Московский и всея Руси Кирилл заверил, что главными принципами преподавания будут "добровольность и альтернативность". "Только добровольное восприятие такого рода идей, которыми являются религиозные идеи, может быть полезным для человека", подчеркнул он. Главы других конфессии также поддержали требования президента Медведева. Российская общественность в целом положительно высказалась относительно решения президента, однако некоторые политические деятели сомневаются, что принципы добровольности выбора и "светскости" преподавателей не будут со временем нарушены.
Западная пресса уже отреагировала на решение президента. Издания делают акцент на ограничении Медведевым стремлений Московской Патриархии монополизировать религиозное образование. Немецкая Berliner Zeitung пишет: "Решение Медведева ограничивает стремление РПЦ как самой многочисленной конфессии в стране получить привилегированный доступ к умам школьников. Уже сегодня во многих школах преподаются "Основы православной культуры", и зачастую занятия ведут священники, которых не особо волнуют границы между насаждением веры и обучением". Вместе с тем, единая религиозная политика называется в газете чем-то необычным для Кремля.
Итальянская La Repubblica отмечает: "В последние годы, как известно, Патриархат прилагал огромные усилия к тому, чтобы ввести в школах изучение православия, которое исповедуют 72% населения России. Но Медведев предпочел сохранить многоконфессиональный характер страны. С одной стороны, Патриарх Кирилл может сказать, что он удовлетворен принятым решением, но с другой ему пришлось согласиться на два условия. Первое: любое принуждение или давление в данной области неприемлемо, заявил Медведев. Второе: преподавать новые предметы будут светские учителя".
Профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев, комментируя подобные высказывания, говорит: "Значительная часть общественного мнения считает, что мы одна из башен Кремля. Получается, что, не имея никаких плюсов властепредержания, мы получаем все его же минусы. Со стороны кажется, будто Церковь хочет учить детей из одного лишь властного инстинкта и властного интереса, но это не так".
Вместе с тем, Русская Православная Церковь, не смотря на необоснованную критику, не намерена отказываться от активной работы в сфере образования и хочет создать "систему непрерывного православного образования от детского сада до вуза", сообщил в интервью "Интерфакс-Религия" глава синодального отдела по религиозному образованию и катехизации епископ Зарайский Меркурий.
Институт военного духовенства.
При введении в Вооруженных силах РФ института военного духовенства президент Дмитрий Медведев призвал руководствоваться "реальными сведениями об этноконфессиональном составе частей и соединений". В качестве варианта, по которому будет вводиться штатная единица священнослужителя президент предложил рассмотреть ситуацию, когда "более 10% личного состава, бригады, дивизии, учебного заведения составляют представители народов, традиционно связанных с той или иной конфессией".
Отдельно Медведев отметил, что воинские и флотские священнослужители должны оставаться гражданскими лицами. Глава Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин поддержал это предложение президента, сказав, что священники "не должны командовать, а должны помогать и воспитывать, быть доверительным помощником и наставником в армии".
Введение штатного военного духовенства предполагается провести в три этапа. До конца 2009 года по одному священнослужителю появится в воинских соединениях за пределами России на 102-й военной российской базе в Армении, 201-й военной базе в Таджикистане, в соединениях и бригадах на территории Южной Осетии, Абхазии, на Украине (в Севастополе) и в Киргизии. Также на первом этапе священнослужители появятся в Северо-Кавказском военном округе.
На втором этапе священнослужители появятся в военных подразделениях на территории России, а на третьем этапе будут созданы соответствующее управление при центральном аппарате Вооруженных сил РФ и отделы в военных округах и на флотах. При этом во всех этих структурах будут представлены священники всех основных религий. По оценкам Минобороны, весь штат военных священников в российской армии и на флоте должен составлять около 200-250 человек.
Председатель комиссии Общественной палаты РФ по делам ветеранов, военнослужащих и членов их семей Александр Каньшин уверен, что "духовная поддержка солдат и офицеров со стороны Церкви позволит значительно сократить количество небоевых потерь в армии, и, прежде всего, суицидов, которые составляют более 50% от их общего числа". Каньшин напомнил, что в течение нескольких лет около 2 тыс. православных священников уже проводят пастырскую работу в российских воинских частях. Это в 10 раз больше, чем предполагается по штату.
Положительное решение вопросов о преподавании "Основ религиозной культуры" и введении института капелланов стало возможным в первую очередь благодаря активности Русской Православной Церкви. С приходом на патриаршее служение Святейший Кирилл сразу поставил в ряд приоритетных задач, стоящих перед Церковью в ближайшем будущем, проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи в школах и вузах и введения института военного духовенства.
Благодаря активной общественной работе Церкви удалось показать государству, что она представляет серьезную общественно-политическую силу (Аналитическая служба Богослов.RU в статье "Всемирный Русский Народный Собор и тенденции развития общества" уже писала о возрождении элементов гражданского общества благодаря Церкви). В ходе долгих и нелегких переговоров с властью Церкви удалось убедить государство в необходимости укрепления, прежде всего, духовных основ общества для дальнейшего успешного развития страны в целом. Русская Православная Церковь через Всемирный Русский Народный Собор, Общественную палату РФ, другие общественно-политические форумы, проповедь отдельных церковных деятелей (в первую очередь Патриарха Кирилла) во взаимодействии с представителями других конфессий пыталась воздействовать на государство, не покушаясь на государственную власть.
В результате оказалось, что преподавание религии в школе и введение военного духовенства в стране, в которой по переписи населения более 90% граждан относит себя к той или иной религиозной конфессии, не противоречит принципам светского государства. Этот момент видится очень важным для дальнейшего развития взаимодействия гражданского общества в России с государственной властью.
Источник: Богослов. ру