ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Патриарх: ответы на вопросы о главном

30 июля 2009

В эти дни совершается визит Предстоятеля Русской Церкви на Украину. В ходе этого визита Патриархом даны были ответы на многие вопросы не только собственно церковной жизни Украины и России, российско-украинских отношений и т.п. Патриарх высказался о том, что вызывает бешенные (буквально) споры и противостояния в обществе – и российском, и украинском. Будут ли ответы услышаны? Сказанное ведь говорилось (это Предстоятель подчеркивал несколько раз) не только пастве нашей Церкви, даже не только верующим людям, но и всем.

Патриарх ответил украинскому лидеру и его единочаятелям в украинском политикуме, при каждом удобном и неудобном случае толкующим о том, как им ну совершенно необходима собственная "поместная церковь". "Эта Церковь, господин Президент, существует. Есть Поместная Церковь в Украине! Если бы ее не было, не было бы сегодня Украины", сказал Патриарх, и напомнил о необходимости "в сознании своем сопрягать очень важные истины. Первая истина в – том, что паствой церковной являются все крещеные православные люди. Вне зависимости от их политической ориентации, от их симпатий или антипатий, от их понимания истории – это все паства единой Поместной Церкви". Предстоятель единой Поместной Церкви посоветовал политикам не проецировать на церковную жизнь свои политические предпочтения, ибо это как раз и отягощает размышления о будущем Православия в Украине. Тогда, сказал Святейший, "будут преодолены разделения, и народ, вне зависимости от своих политических предпочтений, симпатий или антипатий, будет питаться от единого духовного источника – от Православной Церкви, основа которой была положена святым равноапостольным князем Владимиром".

Патриарх ответил и на спекуляции вокруг истории голода тридцатых годов: посещая с президентом Украины мемориальный комплекс в парке Вечной Славы в память жертв массового голода, Предстоятель рассказал о том, как это коснулось его собственной семьи. Рассказал потому, что "страшный голод, порожденный совершенно конкретными политическими причинами и усугубленный еще и природными катаклизмами", приведший к тому, что огромное число людей погибло в Украине, в Поволжье, в Северном Кавказе, в Южном Урале, в Западной Сибири, в Казахстане, напомнил Патриарх украинскому президенту, "это общая беда всего нашего народа, который в то время жил в одной стране". Вспоминая тех, кто погиб, сказал Патриарх, "мы молимся одновременно, чтобы никогда ничего подобного больше не произошло, а также чтобы никогда такого рода события в нашей истории не полагались в качестве некой преграды для братского общения, чтобы никогда из этих трагических обстоятельств нашей истории не проистекала братоненавистническая историософия. Мы должны вместе молиться и работать для того, чтобы мир стал лучше, чтобы народам нашим лучше жилось, чтобы никогда безвинные жертвы не уходили к Богу в мирное время".

О спекуляциях и переиначивании истории в политических целях Святейшего Патриарха спрашивали и во время прямого эфира украинского телеканала "Интер", когда он отвечал на вопросы гостей программы, представителей трех стран – Украины, России и Беларуси. Патриарх ответил, что "ложь историческая порождает ложь в современной жизни. На лжи невозможно строить человеческое благополучие, на ней невозможно построить счастье. Если мы создаем ложные исторические концепции, мы диавольскую ложь – а диавол отец лжи (см. Ин. 8. 44) – закладываем в основу бытия народа. Такие эксперименты не проходят – они всегда рушатся, но крушение этих экспериментов влечет за собой человеческие жертвы в прямом и переносном смысле". И особенно Святейший высказался о перекраивании истории Великой Отечественной войны, упомянув о недавно принятом Советом Европы постановлении, котором ставится на один уровень нацизм и сталинизм: "Я отнюдь не являюсь сторонником или защитником сталинской эпохи... У меня свой критический взгляд и своя боль, связанная с этой историей". "Я уже имел возможность рассказать украинскому народу и не только ему, что мой дед почти тридцать лет просидел в тюрьмах и лагерях только потому, что был христианином", сказал Предстоятель. "Но вот о чем нужно сейчас, может быть, подумать: и в нацизме, и в сталинизме были репрессии, и против собственного народа тоже – как и во многих других режимах, которые существовали. Но чем нацизм отличается от любой другой системы? Он отличается своим человеконенавистничеством. Сейчас все имеют доступ к документам той эпохи – известно, что говорил Гитлер, что говорил Гиммлер, считавший, что 30 миллионов славян нужно уничтожить просто для того, чтобы они не путались под ногами, что говорил Кох в отношении Украины, когда он предлагал высасывать из этой земли все, что только можно, а остальное, мол, шлак. Это политика и философия, которая оправдывала любую человеческую жестокость, которая ставила своей целью уничтожение людей". Патриарх напомнил и о том, что страны, приверженные демократии, свободе, правам человека, во время той войны вошли в коалицию со Сталиным против Гитлера, а не с Гитлером – против Сталина. Антигитлеровская коалиция является лучшим доказательством того, что нельзя ставить на одну доску нацизм и сталинизм, сказал Патриарх. "Наш народ – когда я говорю "наш народ"", сказал Патриарх, "я имею в виду и россиян, и украинцев, ведь мы жили тогда все в одном государстве – заплатил колоссальную жертву за освобождение Европы и всего мира. И поэтому оправдание гитлеризма и нацизма, под каким бы соусом это оправдание ни осуществлялось, – это оправдание зла, такого зла, которое в политической практике не встречалось на протяжении всей человеческой истории. Я думаю, что не оправдывая, а осуждая репрессивные режимы, мы должны все-таки делать различие между режимом репрессивным и режимом человеконенавистническим. Для меня нацизм – это режим человеконенавистнический. Сталинизм – это репрессивный режим и в какой-то степени режим преступный, потому что в результате действий этого режима погибали невинные люди. Но при этом именно Советский Союз более всего жертв положил на алтарь освобождения и своей страны, и всего мира от того, что несло угрозу всей человеческой цивилизации".

Думается, что это ответ не только на конкретный вопрос, заданный в телепрограмме. Наверное, споры о том, "что это было?" – российская, да и не только российская история XX века – будут продолжаться еще долго. Собственно говоря, без выяснения этого и история века XXI вряд ли состоится хоть сколько-то. Ответ же Патриарха очерчивает некоторые рамки для церковного (хотя бы) взгляда на эту историю. Взгляда, не замутняемого частными мнениями, которые еще долго будут сыпаться в изобилии в СМИ, в Интернет, выдавая себя чуть ли не за общецерковную норму исторического сознания и национальной идеи. Сознания от этого не прибавляется – прибавляется только каши в головах. Пример – недавнее мероприятие, сообщение о котором донесли ленты новостей: Заголовок: "Память участников антигитлеровского сопротивления молитвенно отметили у храма Всех Святых на Соколе". Хорошее дело. Читаем само сообщение: "...Представитель Товарищества XV казачьего кавалерийского корпуса имени генерала Гельмута фон Паннвица в Российской Федерации, выступив у мемориала, призвал чтить память воинов русских частей, созданных в составе вермахта...". Вот те раз... Оказывается, антигитлеровское сопротивление в СС имело место быть (фон Паннвиц, как забыли упомянуть "молитвенные поминатели", был группенфюрером СС).

Патриарху в ходе телепрограммы задали и вопрос о миссии, о том, как Церковь может сделать свое послание понятным миллионам молодых людей, находящихся поиске. Вопрос, надо заметить, вызывающий большие споры среди православных, и отзывающийся и в нецерковном обществе. Патриарх ответил, что "субкультуры разделяют людей. С одной стороны, это проявление многообразия Божия мира. Если бы была только одна культура, то мир был бы монохромным, не было бы этой красоты и многоцветия Божия творения. Но, с другой стороны, в этом многоцветии присутствует и определенный вызов целостности человеческого сообщества. И мы знаем, как в мировом масштабе столкновение культур или, как сейчас говорят, столкновение цивилизаций представляет угрозу жизни людей". Нужно понимать следующее, сказал Святейший Патриарх: "Христос пришел для всех. Он был носителем собственной субкультуры, но Он никогда не связывал принадлежность к этой субкультуре с возможностью принять Его слово". И апостолы, напомнил Патриарх, "избирают путь служения всему миру. Они не связывают христианский религиозный выбор с культурным выбором. Они распространяют свое слово на весь мир. Думаю, что это пример всем нам. Почему мы должны ограничивать свое слово рамками православной субкультуры? Конечно, мне очень комфортно говорить с людьми, принадлежащими к той же культуре, что и я. Гораздо труднее говорить с теми, кто принадлежит к другой культуре не только с точки зрения стиля одежды или способа самовыражения, но и по образу мысли. Проповедь, обращенная к носителям другой субкультуры, всегда требует переосмысления своих убеждений, обновления своей преданности Христу. ... На этом пути есть и определенные соблазны. Иногда для того, чтобы стать понятными молодежи, взрослые дяди и тети начинают на себя примерять эту молодежную субкультуру – выходят в молодежные аудитории, взмахивают руками, произносят какие-то слова на молодежном сленге, одеваются так, чтобы выглядеть "своими". Все это – мимикрия, лицемерие. Нужно оставаться самим собой".

И еще было сказано о самом важном – Самое важное для меня, сказал Предстоятель, "чтобы верующие люди научились мотивировать свои поступки в личной и общественной жизни христианскими побуждениями. Если это произойдет, у нас будет другое общество и другой мир. Из нашего общества уйдет коррупция, уйдут разврат, нечистота, обман, стяжательство – все то, что надрывает человеческую душу. В каком-то смысле это моя мечта, но многие реальные проекты начинаются с мечты".

Источник: Радонеж

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама