В эти дни совершается визит Предстоятеля Русской Церкви на Украину. В ходе этого визита Патриархом даны были ответы на многие вопросы не только собственно церковной жизни Украины и России, российско-украинских отношений и т.п. Патриарх высказался о том, что вызывает бешенные (буквально) споры и противостояния в обществе – и российском, и украинском. Будут ли ответы услышаны? Сказанное ведь говорилось (это Предстоятель подчеркивал несколько раз) не только пастве нашей Церкви, даже не только верующим людям, но и всем.
Патриарх ответил украинскому лидеру и его единочаятелям в украинском политикуме, при каждом удобном и неудобном случае толкующим о том, как им ну совершенно необходима собственная "поместная церковь". "Эта Церковь, господин Президент, существует. Есть Поместная Церковь в Украине! Если бы ее не было, не было бы сегодня Украины", сказал Патриарх, и напомнил о необходимости "в сознании своем сопрягать очень важные истины. Первая истина в том, что паствой церковной являются все крещеные православные люди. Вне зависимости от их политической ориентации, от их симпатий или антипатий, от их понимания истории это все паства единой Поместной Церкви". Предстоятель единой Поместной Церкви посоветовал политикам не проецировать на церковную жизнь свои политические предпочтения, ибо это как раз и отягощает размышления о будущем Православия в Украине. Тогда, сказал Святейший, "будут преодолены разделения, и народ, вне зависимости от своих политических предпочтений, симпатий или антипатий, будет питаться от единого духовного источника от Православной Церкви, основа которой была положена святым равноапостольным князем Владимиром".
Патриарх ответил и на спекуляции вокруг истории голода тридцатых годов: посещая с президентом Украины мемориальный комплекс в парке Вечной Славы в память жертв массового голода, Предстоятель рассказал о том, как это коснулось его собственной семьи. Рассказал потому, что "страшный голод, порожденный совершенно конкретными политическими причинами и усугубленный еще и природными катаклизмами", приведший к тому, что огромное число людей погибло в Украине, в Поволжье, в Северном Кавказе, в Южном Урале, в Западной Сибири, в Казахстане, напомнил Патриарх украинскому президенту, "это общая беда всего нашего народа, который в то время жил в одной стране". Вспоминая тех, кто погиб, сказал Патриарх, "мы молимся одновременно, чтобы никогда ничего подобного больше не произошло, а также чтобы никогда такого рода события в нашей истории не полагались в качестве некой преграды для братского общения, чтобы никогда из этих трагических обстоятельств нашей истории не проистекала братоненавистническая историософия. Мы должны вместе молиться и работать для того, чтобы мир стал лучше, чтобы народам нашим лучше жилось, чтобы никогда безвинные жертвы не уходили к Богу в мирное время".
О спекуляциях и переиначивании истории в политических целях Святейшего Патриарха спрашивали и во время прямого эфира украинского телеканала "Интер", когда он отвечал на вопросы гостей программы, представителей трех стран Украины, России и Беларуси. Патриарх ответил, что "ложь историческая порождает ложь в современной жизни. На лжи невозможно строить человеческое благополучие, на ней невозможно построить счастье. Если мы создаем ложные исторические концепции, мы диавольскую ложь а диавол отец лжи (см. Ин. 8. 44) закладываем в основу бытия народа. Такие эксперименты не проходят они всегда рушатся, но крушение этих экспериментов влечет за собой человеческие жертвы в прямом и переносном смысле". И особенно Святейший высказался о перекраивании истории Великой Отечественной войны, упомянув о недавно принятом Советом Европы постановлении, котором ставится на один уровень нацизм и сталинизм: "Я отнюдь не являюсь сторонником или защитником сталинской эпохи... У меня свой критический взгляд и своя боль, связанная с этой историей". "Я уже имел возможность рассказать украинскому народу и не только ему, что мой дед почти тридцать лет просидел в тюрьмах и лагерях только потому, что был христианином", сказал Предстоятель. "Но вот о чем нужно сейчас, может быть, подумать: и в нацизме, и в сталинизме были репрессии, и против собственного народа тоже как и во многих других режимах, которые существовали. Но чем нацизм отличается от любой другой системы? Он отличается своим человеконенавистничеством. Сейчас все имеют доступ к документам той эпохи известно, что говорил Гитлер, что говорил Гиммлер, считавший, что 30 миллионов славян нужно уничтожить просто для того, чтобы они не путались под ногами, что говорил Кох в отношении Украины, когда он предлагал высасывать из этой земли все, что только можно, а остальное, мол, шлак. Это политика и философия, которая оправдывала любую человеческую жестокость, которая ставила своей целью уничтожение людей". Патриарх напомнил и о том, что страны, приверженные демократии, свободе, правам человека, во время той войны вошли в коалицию со Сталиным против Гитлера, а не с Гитлером против Сталина. Антигитлеровская коалиция является лучшим доказательством того, что нельзя ставить на одну доску нацизм и сталинизм, сказал Патриарх. "Наш народ когда я говорю "наш народ"", сказал Патриарх, "я имею в виду и россиян, и украинцев, ведь мы жили тогда все в одном государстве заплатил колоссальную жертву за освобождение Европы и всего мира. И поэтому оправдание гитлеризма и нацизма, под каким бы соусом это оправдание ни осуществлялось, это оправдание зла, такого зла, которое в политической практике не встречалось на протяжении всей человеческой истории. Я думаю, что не оправдывая, а осуждая репрессивные режимы, мы должны все-таки делать различие между режимом репрессивным и режимом человеконенавистническим. Для меня нацизм это режим человеконенавистнический. Сталинизм это репрессивный режим и в какой-то степени режим преступный, потому что в результате действий этого режима погибали невинные люди. Но при этом именно Советский Союз более всего жертв положил на алтарь освобождения и своей страны, и всего мира от того, что несло угрозу всей человеческой цивилизации".
Думается, что это ответ не только на конкретный вопрос, заданный в телепрограмме. Наверное, споры о том, "что это было?" российская, да и не только российская история XX века – будут продолжаться еще долго. Собственно говоря, без выяснения этого и история века XXI вряд ли состоится хоть сколько-то. Ответ же Патриарха очерчивает некоторые рамки для церковного (хотя бы) взгляда на эту историю. Взгляда, не замутняемого частными мнениями, которые еще долго будут сыпаться в изобилии в СМИ, в Интернет, выдавая себя чуть ли не за общецерковную норму исторического сознания и национальной идеи. Сознания от этого не прибавляется – прибавляется только каши в головах. Пример – недавнее мероприятие, сообщение о котором донесли ленты новостей: Заголовок: "Память участников антигитлеровского сопротивления молитвенно отметили у храма Всех Святых на Соколе". Хорошее дело. Читаем само сообщение: "...Представитель Товарищества XV казачьего кавалерийского корпуса имени генерала Гельмута фон Паннвица в Российской Федерации, выступив у мемориала, призвал чтить память воинов русских частей, созданных в составе вермахта...". Вот те раз... Оказывается, антигитлеровское сопротивление в СС имело место быть (фон Паннвиц, как забыли упомянуть "молитвенные поминатели", был группенфюрером СС).
Патриарху в ходе телепрограммы задали и вопрос о миссии, о том, как Церковь может сделать свое послание понятным миллионам молодых людей, находящихся поиске. Вопрос, надо заметить, вызывающий большие споры среди православных, и отзывающийся и в нецерковном обществе. Патриарх ответил, что "субкультуры разделяют людей. С одной стороны, это проявление многообразия Божия мира. Если бы была только одна культура, то мир был бы монохромным, не было бы этой красоты и многоцветия Божия творения. Но, с другой стороны, в этом многоцветии присутствует и определенный вызов целостности человеческого сообщества. И мы знаем, как в мировом масштабе столкновение культур или, как сейчас говорят, столкновение цивилизаций представляет угрозу жизни людей". Нужно понимать следующее, сказал Святейший Патриарх: "Христос пришел для всех. Он был носителем собственной субкультуры, но Он никогда не связывал принадлежность к этой субкультуре с возможностью принять Его слово". И апостолы, напомнил Патриарх, "избирают путь служения всему миру. Они не связывают христианский религиозный выбор с культурным выбором. Они распространяют свое слово на весь мир. Думаю, что это пример всем нам. Почему мы должны ограничивать свое слово рамками православной субкультуры? Конечно, мне очень комфортно говорить с людьми, принадлежащими к той же культуре, что и я. Гораздо труднее говорить с теми, кто принадлежит к другой культуре не только с точки зрения стиля одежды или способа самовыражения, но и по образу мысли. Проповедь, обращенная к носителям другой субкультуры, всегда требует переосмысления своих убеждений, обновления своей преданности Христу. ... На этом пути есть и определенные соблазны. Иногда для того, чтобы стать понятными молодежи, взрослые дяди и тети начинают на себя примерять эту молодежную субкультуру выходят в молодежные аудитории, взмахивают руками, произносят какие-то слова на молодежном сленге, одеваются так, чтобы выглядеть "своими". Все это мимикрия, лицемерие. Нужно оставаться самим собой".
И еще было сказано о самом важном Самое важное для меня, сказал Предстоятель, "чтобы верующие люди научились мотивировать свои поступки в личной и общественной жизни христианскими побуждениями. Если это произойдет, у нас будет другое общество и другой мир. Из нашего общества уйдет коррупция, уйдут разврат, нечистота, обман, стяжательство все то, что надрывает человеческую душу. В каком-то смысле это моя мечта, но многие реальные проекты начинаются с мечты".
Источник: Радонеж