ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Христианство и либерализмы

Сергей Худиев :: 31 июля 2009

Во время продолжающего визита в Украину Святейший Патриарх Кирилл сделал ряд высказываний о философии либерализма, которые вызвали довольно бурную реакцию. Как склонность журналистов к крикливым заголовкам, так и склонность некоторых авторов спорить со своими собственными страхами, а не с реальными оппонентами, породила ряд панических отзывов про то, что эта ужасная Русская Православная Церковь вот-вот установит режим мрачного клерикализма, и принудит всех свободолюбивых авторов независимо от пола и возраста ходить в платочках, как в Иране, а особо упорных бросит в концлагеря, где страшные Православные Хоругвеносцы заставят их молиться, поститься и слушать радио "Радонеж".

Что же сказал Патриарх? Как передает "Интерфакс", "Постмодернистская цивилизация так и представляет себе соотношение между добром и злом: нету добра и зла, а есть плюрализм мнений. А если нет различий между добром и злом, что это такое? А это – Апокалипсис... В либеральной философии вообще нет идеи греха, нет различия между грехом и святостью". Слова Патриарха Кирилла поднимают очень важную тему, и очень жаль, если если ее обсуждение сведется к произнесению традиционных антиклерикальных заклинаний.

Самому термину "Либерализм" не повезло – им называют что угодно, как в мире вообще, так и (особенно) в России. Из множества значений хотелось бы выделить два: либерализм применительно к государственному устройству и либерализм применительно к мировоззрению. Либерализм в первом смысле, в классическом значении, восходящем к британскому мыслителю XVIII века Джону Локку, предполагает определенные гарантии личных свобод и определённые ограничения, налагаемые на государство. В этом значении против либерализма трудно что-либо возразить. Альтернативой ему является не традиционное общество (к которому, хорошо оно или нет, уже невозможно вернуться) а террористическая диктатура, изыскивающая, для поддержания тонуса, все новых и новых врагов народа.

Можно верить в Бога и быть "либералом" в этом смысле – США, например, государство, построенное на на классических либеральных идеях, в то же время до сих пор остаются наиболее религиозным из развитых стран. Американские политические деятели непрестанно говорят о добродетели, вере в Бога, моральных ценностях и тому подобном – деятели, может, и лицемерят, но они обращаются к избирателям, для которого эти моральные ценности важны.

Однако в наше время термин "либерализм" чаще используется в другом значении – нравственных абсолютов не существует, каждый имеет право определять для себя, что хорошо и что плохо.

Либерализм, понимаемый в этом смысле, и, вера в Бога, разумеется, несовместимы. Бог задает нравственный абсолют и наши обязательства по отношению к этому абсолюту.

Приведем пример. Авторы декларации независимости США, одного из фундаментальных документов либеральной традиции, торжественно провозглашали: "все люди созданы равными и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью" и выражали "твердую уверенность в покровительстве Божественного Провидения". Это лежало в самом центре их системы воззрений – Бог, нравственный абсолют, устанавливающий незыблемые моральные нормы и неотъемлемые права. Сравним их с современным либералом – например, современным австралийским философом Питером Сингером, который полагает, что не только детей в утробе, но и уже рожденных младенцев можно убивать. Впрочем, Сингер со своим инфантицидом только развивает повсеместно принятую практику абортов. Эти две позиции – "у всех (включая, очевидно, детей) есть неотъемлемое право на жизнь" и "детей можно убивать" очевидно несовместимы.

Это два разных, при этом конфликтующих либерализма, причем чаще всего слово "либерализм" смещается ко второму значению. Как вы например поймете выражение "либеральное отношению к инфантициду"? Отношение, предполагающее за младенцами неотъемлемое право на жизнь, и, таким образом, воспрещающее их убивать, или, напротив, дозволящее? Что обычно подразумевается под выражением "либеральное отношение к педофилии/детской порнографии/употреблению наркотиков"? Так уж сложилось, что в обычном языке слово "либерализм" ассоциируется с нравственной распущенностью. Когда мужчина говорит, что у него "либеральные взгляды на брак", что он имеет в виду? Что он верный и заботливый супруг?

Некоторые могут сказать, что это не либерализм, а либерализм, напротив, предполагает глубокую этику. Классический либерализм, да, предполагает. Но тот, с которым мы имеем дело сейчас, описан Патриархом вполне точно: "В либерализме каждый человек автономен – и от Бога, и от других людей – он создает собственную систему ценностей, а это в итоге приводит к его внутреннему раскрепощению".

Современные либералы создают систему ценностей, в которой детей можно убивать в утробе; наиболее продвинутые, как Сингер – в которой можно убивать уже рожденных, более того, сама возможность совершать такие деяния рассматривается как некая позитивная ценность, которую надлежит отстаивать. Но реальность такова – и долг пастыря об этом напомнить – что существует объективный моральный закон, и пока мы не признаем его, мы находимся в состоянии ужасного, трагического и гибельного заблуждения, которое ведет нас и к временным, и к вечным бедствиям. Впрочем, позиция современного либерализма (в отличие от классического) не просто несовместима с христианской верой, она внутренне нелепа. Ни одна система ценностей не может обойтись без провозглашения долженствования – и современный либерализм его провозглашает. Он, например, требует, уважать права и свободы – причем иногда под "правами" понимаются весьма причудливые претензии вроде требования считать союз двух гомосексуалистов "браком". Но если не существует никакого морального Абсолюта, который был в бы вправе налагать на всех нас обязательства, то кому это мы должны? С чего это вдруг мы должны? Как такая странная идея пришла в головы провозвестникам современного либерализма? Почему они вообразили, что люди, которые ничего не должны даже Богу, чего-то должны им? Сначала наш либерал (в полную противоположность, например, тем же составителям "Декларации Независимости") торжественно провозглашает, что каждый вправе сам для себя определять систему ценностей, потом он, не переводя дыхания, заявляет, что другие люди должны принять именно его систему ценностей, и те, кто этого не делает, люди дурные – "гомофобы", "враги свободы", "ущемители прав" и вообще злодеи – против которых, к тому же, государство должно принять меры. И эти меры уже принимаются; современный либерализм неизбежно разъедает то хорошее, что было в либерализме классическом. Например, по сообщениям газеты The Telegraph, в Великобритании католические агентства по усыновлению, которые отказываются отдавать детей в однополые пары, рассматриваются как нарушители закона, готовится к вступлению в силу закон, согласно которому религиозные организации будут принуждаемы брать на работу гомосексуалистов, даже если их вероучение считает это грехом, а некоторые высокопоставленные государственные чиновники настаивают на том, чтобы церкви венчали однополые пары. В годы "Холодной Войны" Запад противостоял СССР во имя своих наиболее лелеемых ценностей – свободы предпринимательства, свободы слова и свободы вероисповедания. Несомненно, эти ценности лежат у самых корней либеральной традиции – но именно они оказываются под ударом современного либерализма.

Возможно, некоторые люди, относящие себя к либеральному лагерю, скажут, что они и сами не одобряют этого; что же, пока их голос если и звучит, то очень тихо, и слово "либерализм", означает именно либеральное отношение к детям, которых можно резать в утробах, либеральное отношение к браку, при котором самые торжественные обеты ничего не значат, и либерально отношение к свободе вероисповедания, при котором государство принуждает верующих поступать против их религиозной совести. И с таким либерализмом у христианина не может быть ничего общего.

Источник: Радонеж

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама