ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Брак: путь через кризисы к новым кризисам

Михаил Завалов :: 03 августа 2009

Брак: путь через кризисы к новым кризисам

Кризис – слово греческое, которое значит, в конечном итоге, суд. Критический момент – тот, когда ставится под вопрос всё прежнее... Это может тоже быть момент, когда мы должны себя самих судить и во многом осудить...

Понятие суда говорит о прошедшем; но когда ты себя оценил, когда ты оценил положение, в котором находишься, когда ты произнес суд над собой, следующий шаг – идти вперед, а не только оглядываться назад. Поэтому действительно в момент суда человек заглядывает глубоко в свою совесть, всматривается в то, что он совершил – и лично, и коллективно как человечество; и дальше думает, куда идти.

Митрополит Сурожский Антоний

Где жизнь, там и кризисы

Ни одна супружеская пара не может избежать кризисов по той простой причине, что кризисы сопутствуют самой жизни. Биологическая клетка, младенец, организация или пара – любая живая и развивающаяся система – обречены пройти через ряд кризисов в силу самой своей природы. Любой период покоя и стабильности тут проходит и сменяется мучительным периодом перемен. И это повторяется в браке снова и снова, с начала медового месяца и до конца дней.

Таким образом, нравятся ли они нам или нет, кризисы неизбежны – мы не в силах от них отгородиться. При этом супружеские кризисы крайне мучительны и опасны: они могут кончиться полной смертью пары, когда люди расстаются. Но одновременно каждый кризис свидетельствует о росте отношений и несет новые возможности. Именно способность переживать общие кризисы конструктивно отличает счастливые пары от тех, где люди еще не научились (или никогда не научатся, если они расстаются) жить вместе.

Кризис: смерть и суд

Если сказать совсем просто, кризис – это реакция на изменения (как внешние, так и внутренние), с которыми пара на данном этапе еще не умеет обращаться. Как будто музыка поменялась, но мы по привычке танцуем прошлый танец, который становится нелепым, и не можем приспособиться к новому и непривычному ритму. Поэтому в кризисе мы чувствуем острую необходимость что-то срочно сделать – но что и как сделать, мы не знаем, а все привычные усилия ни к чему не приводят. Это состояние неуютной растерянности и запутанности.

Тут всегда трудно понять, что же происходит. Это рост отношений, однако участники в тот момент не в силах этого заметить, они видят только деградацию. При этом мышление и чувства становятся более инфантильными и примитивными. Потому в кризисе человек может искать виноватых, горячо обвинять себя или в апатии опустить руки и ничего не делать. В такой период каждый супруг особенно сильно нуждается в поддержке другого – но, увы, именно в этот момент другой не в состоянии ее дать.

Желание "сделать хоть что-нибудь" часто приводит тут к импульсивным и опрометчивым проступкам. Это не самый удобный момент для принятия взвешенных решений, а потому тут человек рискует "наломать дров": на этом этапе встречаются разводы и измены или же кто-то вдруг делает открытие: "На самом деле, мое призвание – это монастырь". Скоропостижные решения в острый момент кризиса – это чаще всего бегство от проблем и боли. Лучше принимать необратимые решения в другие, относительно стабильные периоды жизни.

Такое мучительное состояние может длиться месяцы или даже годы. Оно может быть невыносимо острым (к счастью, тогда все и меняется быстрее) или сравнительно мягким, как привычная боль у хронически больного, к которой он несколько приспособился. Часто люди тут с грустью мечтают о старом уютном танце, им хочется, чтобы все стало "как прежде" – но это невозможно. Можно только пройти через воды кризиса и выйти с другой его стороны – к новым отношениям. И на деле, даже если все идет хорошо, мы тут делаем 3 шага вперед, а потом 2 назад. Скажем, оба, наконец, поняли, что пора остановить проект по переделке друг друга. Но при внешнем стрессе – визите родителей, ремонте или потере работы – "регрессируют", скатываются к прошлому с его бесплодными и тупиковыми спорами.

Кризисы типичные и нетипичные

Психологи постоянно создают все новые и новые классификаций супружеских кризисов, обычно привязанные к этапам развития отношений, однако ничего на сто процентов определенного тут нет. Все люди разные, и то, что одну пару вышибает из колеи на несколько лет, для другой пары может стать практически незаметным испытанием, которое они преодолевают не задумываясь. Кроме того, на развитие отношений накладываются события жизни: рождение детей, болезни, переезды и т.д. – которые также могут нарушать привычное равновесие и вызывать кризисы – малые или большие. Тем не менее, некоторые темы кризисов довольно типичны. Упомяну два из них, встречающихся на первых этапах, хотя, повторяю, все это довольно условно.

"Любовь прошла". В нашей культуре, где брак часто начинается с романтического периода влюбленности, первый кризис нередко окрашен переживанием "любовь кончилась". Как показало одно исследование, чем горячее восторг медового месяца, тем менее стабильна пара: ее ждет слишком сильное разочарование. Тут на смену эйфории приходит суровый реализм: оказывается, мы совершенно разные люди. Этот кризис очень важен, потому что он для многих самый первый и пара еще совершенно не готова проходить через испытания вместе. Обоим становится тесно в отношениях друг с другом, обоим хочется из них убежать к жизни до брака: вспомнить о заброшенных друзьях, планах и делах. Оба чувствуют, что "охладели" к другому, и это сопровождается переживанием вины. Это важный период встречи с реальностью: мы действительно разные и не так уж "созданы друг для друга", как то казалось в горячке влюбленности. Тут оба участника воспоминают, что у них, помимо брака, есть и своя "одинокая" жизнь. И что еще важнее: первое разочарование, успешно прожитое вместе, дает сильнейший иммунитет для противостояния всем последующим кризисам.

"Борьба за власть". Если люди пережили первый кризис "конца любви" и открыли, что они разные, им предстоит решить следующую проблему: как жить вместе со своими разными желаниями и потребностями. И потому довольно скоро начинается второй кризис под условным названием "борьба за власть". Это не означает, что они постоянно воюют в открытую или устраивают революции. Скорее это бесконечная череда споров по весьма конкретным поводам: как тратить деньги, что есть на ужин, что делать с невыносимыми родственниками, кто должен выносить мусор и кто вправе выносить решение о том, кто выносит мусор. У обоих участников этой смертельной схватки тут всегда остается одно ключевое ощущение: если бы только другой изменился, у нас сразу бы началась новая и прекрасная жизнь.

Иногда это кризис не слишком интенсивный и мучительный, он может гаснуть и снова обостряться при появлении новых тем для спора (скажем, при потере работы или, наоборот, резком повышении благосостояния), но зато он растягивается на годы: порой у супругов уходит лет десять на то, чтобы сделать важнейшее открытие – другого изменить невозможно. И можно сказать, что большинство распавшихся пар застряли на этом этапе и не перешли на другую сторону данного кризиса.

Далее супругов ждут новые и новые кризисы. Скажем, радостное событие рождения первого ребенка меняет все и для многих становится испытанием. Или двадцать-тридцать лет спустя, когда дети покидают родительский дом, а супруги снова остаются вдвоем, – им в очередной раз нужно заново открыть смысл и приоритеты своей жизни вместе. Бывают кризисы и посреди стабильности: чувство скуки и сомнение в том, что все это действительно достойная жизнь.

Но если супруги два-три раза уже прошли через кризисы, им становится легче. Они понимают, что это не тупик и не бессмысленные мучения, но путь вперед.

Страдаем вместе

Термин "кризис" употребляется в психологии и общественных науках, и он действительно помогает понять, что происходит, и хоть отчасти взглянуть на свои проблемы в широкой перспективе.

Но если говорить простым языком, то в момент кризиса мы испытываем просто страдание, к тому же часто это страдание кажется совершенно лишним и бессмысленным. Но и это часть брака. Как сказал один мудрый муж: "Верность означает, что я согласен обходиться без счастья в какие-то периоды нашей жизни вдвоем... Да ведь невозможно быть всегда счастливым! Именно потому обет верности действительно важен". И действительно: вступая в брак, люди приносят обет быть вместе, а не обет быть всегда счастливыми. Тут страдания неизбежны: брак периодически умирает, чтобы – если мы не боимся неизбежных страданий – снова воскреснуть.

Это тяжело. Тут каждому человеку необходимо найти нелегкое равновесие между активностью (менять то, что можно изменить) и пассивностью (принимать то, что изменить нельзя). С одной стороны, тут нужно решать проблемы, говорить о них, не бояться своих чувств и не бояться обращаться за помощью – в кризисе нам крайне нужна сторонняя помощь. С другой стороны, во многом тут нам остается просто терпеть и ждать. Кризис похож на беременность: это вынашивание будущего, когда процесс невозможно ускорить без вреда для здоровья. Это умение ждать в надежде на восстановление и воскресение отношений.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама