ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

На краю света. Вместо послесловия к статье Николая Митрохина

Кирилл Кобрин :: 03 августа 2009

Смерть патриарха Московского и Всея Руси Алексия II – – не то событие, которое могло бы вызвать настоящий интерес за пределами Русской православной церкви. Безусловно, Алексий – – фигура важная, одна из самых важных для церкви за последние лет пятьдесят. Однако сама РПЦ, как ни странно, для российского общества "темой", объектом сколь-нибудь серьезной рефлексии, основополагающим фактором жизни не является.

Читатель может обвинить автора этого текста в кокетстве или даже в стремлении к дешевым эффектам. Однако все, сказанное в первом абзаце, – – лишь банальный вывод из несложного рассуждения на социокультурные и политические темы, имеющие отношение к роли православной церкви в российском обществе. Вот примерный ход этого рассуждения.

Начнем с конца: с того, как российское телевидение показывало события, связанные со смертью патриарха, похоронами и разговорами о грядущем избрании нового главы церкви. Главное чувство, которое вызывало это зрелище, – – неудобство, неловкость. Российское телевидение (и шире – – российские медиа) не знает языка, на котором можно было бы объективно, достойно, отстраненно, но доброжелательно говорить о РПЦ. Середины нет, существуют только крайности. Одна из таких крайностей – – отождествление всей России, всего российского общества с православием. Но на это, очевидно, существует строгий запрет "сверху": власть очень озабочена тем, чтобы не задеть чувств мусульман, иудеев и прочих верующих (о правах атеистов, как обычно в постсоветской России, не вспоминают). Поэтому от телевидения требуется некоторая дистанция; дистанция эта обычно является следствием знания предмета, феномена, от которого дистанцируешься. Английская позитивистская историография конца XIX века дает прекрасный пример подобного отношения – – глубокое изучение фактов далекой эпохи позволяло историку хотя бы приблизиться к позиции внешнего наблюдателя, стремящегося говорить о своем предмете объективно. (Другое дело, что у "позитивиста" эта позиция не является отрефлексированной – – но это уже иной вопрос.) Однако вернемся к российской журналистике и смерти Алексия II. Современный журналист обладает самыми приблизительными познаниями о церковной жизни; в этом смысле российские СМИ являются точной копией российского общества. Большинство имеет некоторое отдаленное представление о церкви (в частности, о РПЦ), как о чем-то туманно-духовном, благолепном, традиционном, исконно-посконном. Поэтому и слова произносятся соответствующие, что порой приводит к комическим эффектам. Приличествующих слов хватает разве что на репортаж длительностью около двух минут; после этого рокового предела обычно начинается сентиментальная отсебятина в общем элегически-романтическом тоне, да еще и с покушениями на "культурность". На этот раз перлом стал биографический сюжет об Алексии II: перейдя к рассказу о последних годах его жизни, обремененных многими заботами и ухудшающимся здоровьем, журналист одного из центральных каналов выдал: "Это была настоящая осень патриарха!" Безусловно, культурный уровень журналистов крайне невысок, журфак МГУ – – вообще один из главных рассадников претенциозных столичных невежд, но эта фраза говорит не только о качестве высшего гуманитарного образования в России.

Название романа Габриэля Гарсиа Маркеса, повествующего о вечном типе латиноамериканского диктатора, могло прийти в голову автора репортажа только вследствие исчерпанности всех прочих слов и громких фраз. "Осень патриарха" – – звучит красиво и "культурно", значит, это может "сойти" в разговоре о покойном патриархе. Заметим также, что перед нами – – название переводного романа; ведь не выскочило же в сознании теленевежды нечто (более подходящее) из русской классики! У Лескова или Мельникова-Печерского можно позаимствовать с десяток подходящих культурных клише, однако истерический патриотизм, который разыгрывается в официозных российских СМИ, не имеет никакого отношения к настоящей просвещенной любви к родине. Люди, бубнящие о "великой России", не знают ни русской истории, ни русской литературы; не знают они и русской церкви. Отсюда и неловкость, с которой освещаются такие события, как смерть Алексия II.

Но не следует особенно пенять на журналистов. Они продукт нынешней российской жизни. Современный россиянин абсолютно равнодушен к тому, что обычно называется "великой русской культурой". Более того, если говорить серьезно, то кроме языка его с ней не связывает почти ничего. "Великая русская культура" имеет такое же отношение к сегодняшней России, как "великая китайская культура" – – к современному Китаю.

Есть еще один миф. Миф о повальной религиозности россиян и о всеобщем господстве православной церкви в жизни общества. Действительно, отвечая на вопросы социологов, жители страны часто идентифицируют себя посредством Русской православной церкви – – "я русский, значит, православный", так они рассуждают. Об этом много пишет Николай Митрохин. Православие – – удобный, находящийся всегда под рукой, инструмент идентификации себя как "русского", но ни к христианству, ни к самой церкви (при всей ее национальной ориентации) это не имеет отношения. Как тут не вспомнить знаменитые слова Ахматовой: "Евангелие на Руси еще не проповедовано".

Так что смерть главы Русской православной церкви в основном стала событием в жизни самой Русской православной церкви. Конечно, это не только следствие глубокой религиозной индифферентности российского общества – – это результат ситуации в самой церкви. Алексию II за последние 18 лет удалось сделать многое: при нем были возвращены захваченные большевиками храмы, реставрировались старые, строились новые, он обеспечил единство церкви, не допустил расколов, смог обуздать радикалов... Но у него не получилось главного: РПЦ остается архаичным институтом, глухим к социальным проблемам, не умеющим привлечь неофитов, вынужденно зависящим от капризов государства. Карманная церковь большевиков смогла выжить, но превратилась в довольно экзотический феномен на периферии общественного сознания. Не удивительно, что похороны Алексия II выглядели на телеэкране столь странными, столь экзотичными. Но тут уже вспоминается, конечно, не "Осень патриарха", а название повести Лескова – – "На краю света".

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама